ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-394/2023 от 04.09.2023 Панинского районного суда (Воронежская область)

Дело №2-394/2023 г.

УИД 36RS0028-01-2023-000478-79

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п.Панино 04 сентября 2023 года

Панинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего – судьи Вавакиной Г.В.,

с участием помощника прокурора Панинского района Воронежской области Нужного А.Э.,

представителя ответчика – администрации Михайловского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области по доверенности Юрина В.М.,

при секретаре Воротилиной Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Панинского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области об обязании зарегистрировать право собственности на скважину, сети водоснабжения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Панинского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Михайловского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области об обязании зарегистрировать право собственности на скважину, сети водоснабжения, указывая на то, что во исполнение задания прокуратуры Воронежской области о проведении проверки исполнения законодательства в сфере водоснабжения прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Михайловского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области законодательства о муниципальной собственности, жилищно-коммунальном хозяйстве в части водоснабжения населения, о недропользовании и лицензировании, а также антимонопольного законодательства, по результатам которой выявлены существенные нарушения законности. Проверкой установлено, что на территории Михайловского сельского поселения Панинского района имеется система централизованного холодного водоснабжения, которая состоит из двух водонапорных башен и 2 скважин, расположенных по адресу: ул. Лесная, 10 А и ул. Новая, 1 А, а также сетей водоснабжения, протяженностью 6,8 километров. Право собственности на скважину, расположенную по адресу: ул. Новая, 1 А, а также сетей водоснабжения, протяженностью 6,8 километров в п. Михайловский на сегодняшний день не зарегистрировано. Схема водоснабжения поселения не утверждена, проект схемы водоснабжения не разрабатывался. Прокурором района 31.01.2023 направлялось представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности и водоснабжении, однако названные нарушения администрацией поселения не устранены. Также ранее прокуратурой района выявлены нарушения, выраженные в ненадлежащей организации подвоза воды. Установлено, что отключение водонапорной башни по ул. Лесная, 10 А произошло вечером 01.02.2023. После выхода из строя водонапорной башни без холодного водоснабжения остались жители ряда улиц (Центральная, Кольцовская, пер. Масловский и Транспортный). Фактически на данных улицах проживает 150 человек, из которых 71 пенсионер и 15 инвалиды. Таким образом, администрацией в нарушение требований федерального законодательства мер по организации подвоза питьевой воды не принято, что в свою очередь вызывает обоснованные жалобы граждан и свидетельствует об отражении указанного факта в средствах массовой информации. В связи с чем прокурором района 01.03.2023 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако мер к устранению нарушений администрацией поселения не принято. Вышеперечисленные нарушения законности влекут непредоставление жителям поселения качественных услуг водоснабжения, препятствуют свободной конкуренции, стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации поселения.

Истец просит обязать администрацию Михайловского сельского поселения зарегистрировать право собственности на скважину, расположенную по адресу: Панинский район, п. Михайловский, ул. Новая, 1 А, а также сетей водоснабжения, протяженностью 6,8 километров в п. Михайловский после чего передать в управление гарантирующей организации в сфере водоснабжения населения, утвердить схемы водоснабжения, организовать подвоз воды населению до надлежащего оказания водоснабжения.

В судебном заседании помощник прокурора Нужный А.Э. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить, установив для исполнения месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика – администрации Михайловского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области по доверенности Юрин В.М. исковые требования признал, суду показал, что указанные прокурором нарушения будут устранены.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями п.п. 3,4 ч. 1 ст. 14, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также владение, пользование, распоряжение имуществом, находящемся в муниципальной собственности поселения.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом.

Согласно требованиям ч.ч. 3, 4 ст. 1 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничение такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется в том числе по заявлению правообладателя объекта недвижимости посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Вышеуказанным федеральным законом предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 6 ст. 1 и ч. 3 ст. 15 Закона № 218-ФЗ).

Согласно положениям ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов и др. Для исполнения обязанности по организации водоснабжения органы местного самоуправления в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №131-Ф3, а также ч.1 ст. 12 Федерального закона №416-ФЗ обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений. В силу положений ст. 9, ч. 1, 3 ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе юридические лица. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Судом установлено, что во исполнение задания прокуратуры Воронежской области о проведении проверки исполнения законодательства в сфере водоснабжения прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Михайловского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области законодательства о муниципальной собственности, жилищно-коммунальном хозяйстве в части водоснабжения населения, о недропользовании и лицензировании, а также антимонопольного законодательства, по результатам которой выявлены существенные нарушения законности.

Проверкой установлено, что на территории Михайловского сельского поселения Панинского района имеется система централизованного холодного водоснабжения, которая состоит из двух водонапорных башен и 2 скважин, расположенных по адресу: ул. Лесная, 10 А и ул. Новая, 1 А, а также сетей водоснабжения, протяженностью 6,8 километров.

Право собственности на скважину, расположенную по адресу: ул. Новая, 1 А, а также сетей водоснабжения, протяженностью 6,8 километров в п. Михайловский на сегодняшний день не зарегистрировано.

Вопреки вышеуказанным нормам законодательства на территории Михайловского сельского поселения водоснабжение организовано ненадлежащим образом, поскольку осуществляется при самостоятельном, непосредственном использовании администрацией поселения находящегося на балансе водопроводного имущества в отсутствие лицензии на добычу вод. Муниципальные предприятия или учреждения в целях реализации вопросов местного значения и имеющие возможность получить лицензию на добычу пресных вод, на территории поселения не созданы, гарантирующая или иная организация, осуществляющая указанный вид деятельности не определена. Вышеуказанный факт также нарушает требования антимонопольного законодательства Российской Федерации, поскольку ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Таким образом, водоснабжение населения может осуществляться только хозяйствующими субъектами при содействии органов местного самоуправления и непосредственное использование водопровода администрацией поселения в обход необходимости создания или привлечения соответствующей организации и взимание платы с населения за такое использование грубо нарушает требования названного законодательства.

Согласно п. 4 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782, схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления. Проекты схем разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности на срок не менее 10 лет с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения. Между тем, в нарушение вышеназванных требований законодательства схема водоснабжения поселения не утверждена, проект схемы водоснабжения не разрабатывался.

Прокурором района 31.01.2023 направлялось представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности и водоснабжении, однако названные нарушения администрацией поселения не устранены.

Также ранее прокуратурой района выявлены нарушения, выраженные в ненадлежащей организации подвоза воды.

В силу п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится организация в границах городского округа водоснабжения населения.

В соответствии с ч. 10 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае прекращения или ограничения водоснабжения по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 21 закона, то есть из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения, орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды. Установлено, что отключение водонапорной башни по ул. Лесная, 10 А произошло вечером 01.02.2023. После выхода из строя водонапорной башни без холодного водоснабжения остались жители ряда улиц (Центральная, Кольцовская, пер. Масловский и Транспортный). Фактически на данных улицах проживает 150 человек, из которых 71 пенсионер и 15 инвалиды. Таким образом, администрацией в нарушение требований федерального законодательства мер по организации подвоза питьевой воды не принято, что в свою очередь вызывает обоснованные жалобы граждан и свидетельствует об отражении указанного факта в средствах массовой информации. В связи с чем прокурором района 01.03.2023 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако мер к устранению нарушений администрацией поселения не принято. Вышеперечисленные нарушения законности влекут не предоставление жителям поселения качественных услуг водоснабжения, препятствуют свободной конкуренции.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены такие способы защиты гражданских прав как присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.

Оценив все доказательства по делу, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Михайловского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на скважину, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, п. Михайловский, ул. Новая, 1 А, а также сетей водоснабжения, протяженностью 6,8 километров в п. Михайловский, передать в управление гарантирующей организации в сфере водоснабжения населения, утвердить схемы водоснабжения, организовать подвоз воды населению до надлежащего оказания водоснабжения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Панинский районный суд в течение месяца.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной редакции изготовлено 07.09.2023.