Гражданское дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 29 июня 2023 г.
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Игумновой Е.В., при секретаре Очировой Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Бурятия к администрации муниципального образования «Хоринский район» об обязании разработать и утвердить муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хоринского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Хоринский район» об обязании разработать и утвердить муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которое мотивировано тем, что прокуратурой Хоринского района Республики Бурятия проведена проверка исполнения законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, по результатам которой установлено, что постановлением администрации МО «Хоринский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) утверждена муниципальная программа «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплекса, энергетики и транспортной инфраструктуры муниципального образования «Хоринский район», одной из подпрограмм которой является «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МО «Хоринский район» (подпрограмма №), имеющая срок реализации до ДД.ММ.ГГГГ г. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ действующая программа муниципального образования «Хоринский район» в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отсутствует. Кроме того, бюджетные средства на реализацию подпрограммы № не предусмотрены. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ по выявленным нарушениям главе МО «Хоринский район» было внесено представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Отсутствие муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку потери тепловой и электрической энергии при транспортировке от источника к потреблению увеличивают объем предоставляемых коммунальных услуг населению, а следовательно и их совокупную стоимость. В связи с чем, прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Хоринский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В судебном заседании помощник прокурора Хоринского района Республики Бурятия Хетхенова В.В. поддержала исковое требование по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Хоринский район» ФИО1 в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором указала, что исковое требование прокурора признают в полном объеме.
Выслушав прокурора, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления регламентирована положениями статьи 18.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 (ред. от 11.06.2021) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов».
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных округов, городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" утверждена методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов.
Согласно пункту 2 Методики мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов, предметом оценки являются результаты деятельности органов местного самоуправления, в том числе в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно части 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности относятся разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ муниципальные программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. № 161 утверждены требования к муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Из материалов дела следует, что администрация муниципального образования «Хоринский район», расположенная по адресу: Республика Бурятия, <...>, 8 ноября 2002 г. зарегистрирована в качестве юридического лица (ОГРН <***>), основным видом деятельности является деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.
В соответствии с пунктом 12 статьи 6 Устава муниципального образования «Хоринский район», в полномочия муниципального образования входят утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещений в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что постановлением администрации МО «Хоринский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) утверждена муниципальная программа «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплекса, энергетики и транспортной инфраструктуры муниципального образования «Хоринский район», одной из подпрограмм которой является «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МО «Хоринский» (подпрограмма №), со сроком реализации до 2020 г.
Указанная подпрограмма не разработана и не утверждена в соответствии с методикой мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов.
ДД.ММ.ГГГГ по выявленным нарушениям главе МО «Хоринский район» прокурором района внесено представление, однако нарушение до настоящего времени не устранено. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ действующая программа муниципального образования «Хоринский район» в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отсутствует.
Кроме того, бюджетные средства на реализацию подпрограммы № не предусмотрены. Согласно объемов бюджетных ассигнований за счет всех источников финансирования, с 2015 г. бюджетные ассигнования для реализации указанной подпрограммы не выделялись и не закладывались.
Поскольку фактическое наличие выявленного нарушения подтверждено материалами дела, признано ответчиком, учитывая законодательно закрепленную обязанность ответчика, как органа местного самоуправления по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности района, суд считает, что имеются правовые основания для возложения на ответчика обязанности устранить выявленное нарушение.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленный прокурором района иск в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным предоставить ответчику срок исполнения решения суда по разработке и утверждению муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождается орган местного самоуправления, выступающий по делам в качестве ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Хоринского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Хоринский район» разработать и утвердить муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Хоринский районный суд Республики Бурятия.
Судья Е.В.Игумнова
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ