ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-395 от 09.04.2012 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

                                                                                    Асбестовский городской суд Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                            Вернуться назад                                                                                           

                                    Асбестовский городской суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

            Дело № 2-395/2012.

Мотивированное решение изготовлено 09.04.2012г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2012 года г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Вознюка А.Ю., при секретаре Каменских Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюГлавного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Общественной организации работающих инвалидов «Медтехсервис» - Рефтинское районное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество инвалидов «Содружество» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Истец Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области обратилось в суд с иском к Общественной организации работающих инвалидов «Медтехсервис» - Рефтинское районное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество инвалидов «Содружество» о признании указанной некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование исковых требований истец указал, что ответчик зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области *Дата*, основной государственный регистрационный номер *Номер*, ведомственный регистрационный номер *Номер*.

В соответствии с абз. 4 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

В нарушение указанных требований абз. 4 ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» ответчик не информировал Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, в 2000-2011гг.

В соответствие с абз. 8 ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» общественное объединение, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах общественных объединений, представляет в уполномоченный орган (его территориальный орган), документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В нарушение требований абз. 8 ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» ответчик не представлял отчеты об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за 2006-2010гг.

В нарушение требований ч.2 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях», п.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ответчик в течение трех дней не уведомил истца об изменении сведений об адресе (месте нахождения), по которому осуществляется связь с ответчиком, и не представил необходимые документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Истец Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области просит признать Общественную организацию работающих инвалидов «Медтехсервис» - Рефтинское районное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество инвалидов «Содружество» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении данную организацию из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, настаивая на исковых требованиях.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, так как Общественная организация работающих инвалидов «Медтехсервис» - Рефтинское районное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество инвалидов «Содружество» осуществляет свою деятельность. В обоснование своих возражений представитель ответчика представил копии договоров, заключенных на 2012 год, бухгалтерской отчетности в налоговые органы за 2011 год и дополнил, что местом нахождения ответчика является *Адрес*, он не может наладить взаимоотношения с почтой по доставке корреспонденции, направляемой в адрес ответчика.

Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, поддерживая исковые требования.

Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что протоколом *Номер* инициативной группы членов Асбестовского отделения Уральской межрегиональной общественной организации инвалидов от *Дата* решено учредить Общественную организацию работающих инвалидов «Медтехсервис», руководителем организации избран ФИО1 (........).

Устав Общественной организации работающих инвалидов «Медтехсервис» г. Асбеста Уральского межрегионального общественного объединения инвалидов, принятый на общем собрании 30.12.1996г., 02 апреля 1997г. зарегистрирован Управлением юстиции Свердловской области за *Номер* (........).

Решением правления Общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество инвалидов «Содружество» *Номер* от *Дата* Общественная организация работающих инвалидов «Медтехсервис» г. Асбеста присоединена к указанной общественной организации как структурное подразделение (........).

*Дата* Главным управлением юстиции Свердловской области зарегистрирован Устав Общественной организации работающих инвалидов «Медтехсервис» - Рефтинское районное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество инвалидов «Содружество» (........), в этот же день выдано свидетельство о государственной регистрации ответчика (........).

В соответствии с п. 66 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 года *Номер*, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области проведен анализ материалов учетного делаОбщественной организации работающих инвалидов «Медтехсервис» - Рефтинское районное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество инвалидов «Содружество» (контрольное дело *Номер*, л.д. ........).

Согласно ч.2 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с абз. 4 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно абз. 8 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч.2 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Согласно ч.ч. 3-5 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленные сроки сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Как следует из материалов контрольного дела *Номер*, в нарушение требований вышеуказанного закона ответчиком не были представлены сведения за период 2000 - 2011гг.

По результатам проведенного анализа материалов учетного дела в отношении ответчика *Дата* почтовым отправлением в адрес Общественной организации работающих инвалидов «Медтехсервис» - Рефтинское районное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество инвалидов «Содружество» (*Адрес*) направлено предупреждение, обязывающее устранить допущенные нарушения в срок один месяц с момента получения предупреждения (л.д. 85-88). Предупреждение возвращено с отметкой почты «организация не зарегистрирована в ОПС (л.д. 89).

*Дата* и *Дата* ответчику вновь почтовым отправлением направлены предупреждение, обязывающее устранить нарушения Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в срок один месяц с момента получения предупреждения (л.д. 114-115, 121-123). Предупреждение от 09.12.2011г. возвращено почтовым отделением связи без вручения адресату (л.д. 128-129).

Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика, что ответчик в течение 2000-2011гг. не информировал Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; а также не представлял истцу отчеты об объеме получаемых ответчиком от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за 2006-2010гг.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 3 постановления от 18.07.2003г. № 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации и ст.41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина ФИО2, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация», отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе общественное объединение, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

По мнению суда, выявленные Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области нарушения действующего законодательства в деятельности ответчика по своему характеру и их последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации этого общественного объединения.

При этом суд учитывает, что ответчик осуществляет свою деятельность, о чем свидетельствуют приобщенные к материалам дела договоры с контрагентами, заключенными на 2012 года, налоговая отчетность ответчика за 2011год. Суд также принимает во внимание пояснения представителя ответчика ФИО1 в судебном заседании о его намерении устранить выявленные в деятельности ответчика нарушения Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

На основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Общественной организации работающих инвалидов «Медтехсервис» - Рефтинское районное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество инвалидов «Содружество» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Общественной организации работающих инвалидов «Медтехсервис» - Рефтинское районное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество инвалидов «Содружество» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Асбестовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Асбестовского городского суда А.Ю. Вознюк