ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-395 от 21.01.2011 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Гр.дело №2-395/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 января 2011г. г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Евстафьева В.В.,

при секретаре Жигановой Г.А,

с участием представителя заявителя Некоммерческого огороднического товарищества «Родник-2» Любимова О.С.,

представителя Муниципального унитарного предприятия «Градостроительство» Муниципального образования г. Чебоксары Юсуповой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Некоммерческого огороднического товарищества «Родник-2» об оспаривании решения Комиссии по землепользованию и застройке при главе администрации г. Чебоксары о нецелесообразности изменения градостроительного регламента земельного участка, арендуемого НОТ «Родник-2»,

установил:

НОТ «Родник-2» обратилось в суд с вышеуказанным требованием. В обоснование заявления заявитель указал, что в августе ------. НОТ «Родник - 2» в соответствии с «Правилами землепользования и застройки в г. Чебоксары» (далее - «Правила») обратилось к главе города с заявлением об изменении градостроительного регламента земельного участка, арендуемого НОТ «Родник-2», то есть о внесении изменений в «Правила». Согласно «Правилам» глава направляет такие заявления сначала в Комиссию по землепользованию и застройке при главе администрации г. Чебоксары (далее «Комиссия») на рассмотрение, что и было сделано. Однако в течение 2х лет «Комиссия» не рассматривала их заявление, последовательно предъявляя НОТ «Родник-2», различные требования, из-за нежелания администрации отдать им эту землю. В связи с этим НОТ «Родник-2» в августе ------. обратилось в Ленинский районный суд г. Чебоксары с заявлением об обязании управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары (УА и Г) рассмотреть данный вопрос на ближайшем заседании «Комиссии» (согласно ч. 2 ст.8 «Правил» УА и Г является подразделением администрации города, выполняющим функции органа местного самоуправления по вопросам градостроительной деятельности и реализации «Правил» и готовит все материалы для внесения на заседание «Комиссии»). В судебном заседании дата выяснилось, что УА и Г уже включило данный вопрос в повестку дня ближайшего заседания «Комиссии» и уведомило об этом заявителя, т. е. выразило готовность добровольно исполнить заявленное требование. Таким образом, предмет спора вроде бы исчез, хотя на тот момент заседание «Комиссии» ещё не состоялось. По инициативе судьи ФИО2 и с согласия сторон дело № было прекращено. При этом, естественным образом предполагалось, что вопрос будет рассмотрен должным образом, с соблюдением норм действующего законодательства. На деле получилось иначе - условия, на которых суд прекратил дело, администрацией соблюдены не были.

Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона 66ФЗ от15.04.99г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при принятии решений, касающихся прав и законных интересов членов садоводческого или огороднического товарищества орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан заранее известить председателя товарищества о содержании вопросов и проекте решения. Поскольку все вопросы на заседание «Комиссии» готовят представители и юристы администрации города (в частности, юрист УА и Г является секретарем «Комиссии»), а исходное мнение с самого начала озвучивается так же должностными лицами и юристами администрации - членами «Комиссии», это мнение становится решающим и является проектом решения по рассматриваемому вопросу. То есть администрация должна была известить председателя НОТ «Родник-2» о своей позиции, а в случае намерения отказать - о причинах отказа. Это сделано не было. Более того, их просто обманули. Для выяснения позиции администрации члены правления НОТ «Родник - 2» побывали на личном приеме у председателя «Комиссии» ФИО6 (он же заместитель главы администрации г. Чебоксары) и у главного архитектора ФИО3 Оба ответственных работника, чьи голоса являются решающими, заверили их в своей поддержке, однако на «Комиссии» оба голосовали «против», что явилось для них полной неожиданностью. Кроме работников администрации ни один из членов «Комиссии» не высказал своего мнения, то есть никакого обсуждения не было. По предложению председателя Комиссии сразу перешли к голосованию. Они не были готовы к такому повороту и не сумели привести большую часть своих аргументов и доказательств. Пользуясь тем, что большинство членов «Комиссии» не знакомо с ситуацией вокруг НОТ «Родник-2» и с тем, что их два года не допускали под разными предлогами на рассмотрение, администрация «протащила» нужное решение. Считают, что в результате несоблюдения норм действующего законодательства было нарушено право граждан - членов НОТ «Родник-2» на объективное рассмотрение вопроса, затрагивающего их законные интересы. На основании изложенного, просят суд признать незаконными решение Комиссии по землепользованию и застройки при главе администрации г. Чебоксары о нецелесообразности изменения градостроительного регламента земельного участка, арендуемого НОТ «Родник-2» в зоне «О-6» по адресу адрес и возложить на Комиссию по землепользованию и застройки при главе администрации г. Чебоксары обязанность по повторному рассмотрению заявления НОТ «Родник-2» с соблюдением норм действующего законодательства.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы заявления по изложенным в нем основаниям и вновь привел их суду. Также заметил, что в соответствии со ст.254 ГПК РФ суд не связан доводами заявления об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц и органов

Комиссия по землепользованию и застройке при главе администрации г. Чебоксары, извещенная о месте и времени рассмотрения заявления, в суд своего представителя не направила.

В судебном заседании участвовала представитель МУП «Градостроительство» г. Чебоксары Юсупова А.А., которая пояснила, что именно их организация занимается технической подготовкой заседаний Комиссии по землепользованию и застройке при главе администрации г. Чебоксары. Заседания Комиссии проводятся примерно раз в месяц. Членам Комиссии направляется повестка с вопросами, подлежащими рассмотрению на комиссии. Члены Комиссии могут ознакомиться с материалами, подготовленными по каждому вопросу. По вопросу, поставленному заявителем, из материалов было по существу только заявление НОТ «Родник-2», так как они на основании судебного решения добились того, что к заявлению не надо было представлять другие документы. Решения Комиссии носят рекомендательный характер. Комиссия принимает решение коллегиально, и какое будет принято решение заранее не известно. Проекты решений Комиссии не готовятся. Заявитель был извещен о заседании Комиссии, назначенном на дата, о чем свидетельствует его присутствие на заседании Комиссии.

Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Как следует из представленной в суд карточки личного приема заместителя главы администрации г. Чебоксары ФИО6 от дата, к нему на личный прием обратился председатель НОТ «Родник-2» ФИО5 по вопросу изменения зоны (регламента зоны).

Письмом от дата №№ заместитель главы администрации г. Чебоксары ФИО6 известил председателя НОТ «Родник-2» о включении поставленного вопроса в повестку дня Комиссии по землепользованию и застройке в г. Чебоксары. Указано, что о времени и месте проведения Комиссии будет сообщено дополнительно.

Из заявления председателя НОТ «Родник-2» в адрес председателя Комиссии по землепользованию и застройке при главе администрации г. Чебоксары следует, что НОТ «Родник-2» обратилось с просьбой о внесении изменений в градостроительный регламент части территориальной зоны «О-6» по адресу, где расположен земельный участок, предоставленный НОТ «Родник-2», на зону «Ж-4».

Из протокола заседания Комиссии от дата №, следует, что по вопросу об изменении градостроительного регламента части территориальной зоны спортивных сооружений (О-6) на зону садово-дачных участков (Ж-4), занимаемого НОТ «Родник-2» по адрес в адрес, под садоводство (вопрос 9), было принято заключение о нецелесообразности внесения изменений в градостроительный регламент зоны. Причиной отрицательного заключения указано - нецелесообразность использования под огородничество, так как в перспективе это спортивная зона развития горнолыжного спорта.

Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона 66-ФЗ от15.04.99г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае необходимости принятия решения, касающегося прав и законных интересов членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан не менее чем за месяц известить председателя садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о содержании предполагаемых вопросов, дате, времени и месте их рассмотрения, проекте решения.

В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с ч. 1 ст.32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Этому предшествуют процедуры, установленные ст.31 ГрК РФ, регламентирующие порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки. В частности ч.6 ст.31 ГрК РФ предусмотрено, что одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).

В соответствии со ст.33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ.

Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (ч.2 ст.33 ГрК РФ).

В соответствии с п.5 ч.3 ст.33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

В соответствии с ч.4 и 5 ст.33 Гр.К РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 07.07.2009 N 155 "О подготовке и согласовании исходно-разрешительной документации для строительства объектов и для целей, не связанных со строительством", утвержден Порядок подготовки и согласования исходно-разрешительной документации для строительства объектов и для целей, не связанных со строительством. Указанным Порядком регламентирована в частности процедура внесения изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки в г. Чебоксары, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.07.2005 N 1683, в части изменения градостроительных регламентов.

В соответствии с п. 6.1., 6.2. основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, градостроительных регламентов. Порядок и процедура внесения изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки в г. Чебоксары, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.07.2005 N 1683, приведены в приложении 9.

Процедура внесения изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки в г. Чебоксары, изложенная в приложении 9 Порядка предусматривает:

1.Прием заявки на имя главы г. Чебоксары «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в г. Чебоксары в отношении градостроительного регламента территориальной зоны» (общественная приемная администрации г. Чебоксары);

2.Рассмотрение заявлений и обращений юридических и физических лиц; подготовка и дача заключения о возможности внесения изменений (Комиссия по землепользованию и застройке при главе г. Чебоксары);

3.Принятие решения о подготовке решения Чебоксарского городского Собрания депутатов «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в г. Чебоксары» и проекта постановления администрации г.Чебоксары «О проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки в г. Чебоксары» или принятия решения об отклонении предложения (глава г. Чебоксары).

4.Проведение публичных слушаний (Комиссия по землепользованию и застройке при главе г. Чебоксары);

5.Публикация протокола о проведении публичных слушаний и заключения по результатам публичных слушаний (Комиссия по землепользованию и застройке при главе г. Чебоксары);

6.Принятие решения о направлении проекта в Чебоксарское городское Собрание депутатов или об отклонении проекта и о направлении его на доработку (глава г. Чебоксары).

7.Утверждение решения «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в г. Чебоксары» либо «Об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в г. Чебоксары».

В соответствии с Положением о Комиссии по землепользованию и застройке, утвержденной постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от дата N 257, Комиссия по землепользованию и застройке при главе администрации г. Чебоксары (далее - Комиссия) является постоянно действующим консультативным совещательным органом при главе администрации г. Чебоксары, формируется для обеспечения реализации Правил землепользования и застройки на территории города и обеспечивает согласование интересов муниципального образования, а также всех заинтересованных лиц. Решения Комиссии являются рекомендательными для принятия постановлений (распоряжений) главы администрации города по вопросам землепользования в городе Чебоксары. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Чебоксарским городским Собранием депутатов, подразделениями администрации города Чебоксары, органами исполнительной власти Чувашской Республики.

В соответствии с п.2.1 Положения, общая численность Комиссии - 22 человека. В состав Комиссии назначается 12 человек, представляющих общественные и частные интересы граждан, владельцев недвижимости, коммерческих и иных организаций. Данная группа лиц включает двух лицензированных архитекторов, рекомендованных Союзом Архитекторов города Чебоксары, а также семь человек, рекомендованных Чебоксарским городским Собранием депутатов. Указанные лица не могут являться государственными или муниципальными служащими.

В соответствии с п.31 Положения Комиссия обязана:

- предоставлять главе администрации г. Чебоксары регулярные, не реже одного раза в год, отчеты и рекомендации по вопросам правового обеспечения инвестиционно-строительной деятельности и совершенствования практики применения Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары;

- обеспечивать гласность при подготовке решений по землепользованию и застройке, в том числе путем предоставления всем заинтересованным лицам возможности доступа на общественные слушания, а также возможности высказывания по обсуждаемым вопросам;

- проводить общественные слушания по согласованию инвестиционно-строительных намерений и по рассмотрению предложений о внесении дополнений и изменений в действующие Правила землепользования и застройки в городе Чебоксары;

-решать вопросы о соответствии тех или иных видов существующего или планируемого использования недвижимости видам использования, определенным Правилами в качестве разрешенных для различных территориальных зон;

-подготавливать рекомендации главе администрации города Чебоксары о предоставлении специальных согласований по изменению видов использования недвижимости, о предоставлении разрешений на условно-разрешенный вид использования земельного участка или объекта недвижимости;

-подготавливать рекомендации главе администрации города Чебоксары о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства; реконструкции объектов капитального строительства;

-подготавливать рекомендации главе администрации города Чебоксары о разрешении на отклонение от Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары.

В соответствии с п.п.2.8-2.10 Положения, комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствует не менее двух третей ее членов. Решения комиссии оформляются в форме протоколов заседаний. Решения комиссии принимаются в форме голосования простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Итоги каждого заседания оформляются подписанным председателем и секретарем Комиссии протоколом, к которому могут прилагаться копии материалов, связанных с темой заседания.

Таким образом, предусмотренный порядок работы Комиссии не предусматривает подготовку кем-либо из членов Комиссии проектов решений, принимаемых комиссией, на комиссию возложена только обязанность обеспечения гласности при подготовке решений по землепользованию и застройке, в том числе путем предоставления всем заинтересованным лицам возможности доступа на общественные слушания, а также возможности высказывания по обсуждаемым вопросам. Решения комиссий принимаются коллегиально. При таких условиях, направление заявителю проекта решения Комиссии не предусмотрено нормативными актами органов местного самоуправления г. Чебоксары. Кроме того, решения комиссии носят рекомендательный, а не обязательный характер.

В то же время ч.5 ст.33 ГрК РФ предусмотрена обязанность главы местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принять решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направлении копии такого решения заявителям.

С учетом изложенного, предусмотренная ч.2 ст.37 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обязанность органа местного самоуправления о направлении председателю садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения извещения в случае необходимости принятия решения по вопросам, касающегося прав и законных интересов членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о содержании предполагаемых вопросов, дате, времени и месте их рассмотрения, проекте решения не менее чем за месяц проекта решения, не относиться к обязанностям Комиссии по землепользованию и застройке при главе администрации г. Чебоксары.

Состав Комиссии утвержден постановлением администрации г. Чебоксары дата N 257 (с учетом изменений внесенных постановлением от дата N 15).

Как следует из протокола заседания Комиссии от дата №, где рассматривалось заявление председателя НОТ «Родник-2» об изменении градостроительного регламента части территориальной зоны спортивных сооружений (О-6) на зону садово-дачных участков (Ж-4), занимаемого НОТ «Родник-2» по адрес в адрес, под садоводство (вопрос 9), на заседании Комиссии присутствовали 36 человек, в том числе 15 членов Комиссии (что составляет более 2/3 от общего состава Комиссии) и заявитель - председатель НОТ «Родник-2». Решение было принято большинством голосов (восемь членов Комиссии против, один - за, шесть - воздержались).

При таких обстоятельствах заявление НОТ «Родник-2» о признании незаконным решения Комиссии по землепользованию и застройке при главе администрации г. Чебоксары от дата, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ,

решил:

Заявление Некоммерческого огороднического товарищества «Родник-2» о признании незаконным решения Комиссии по землепользованию и застройке при главе администрации г. Чебоксары от дата о нецелесообразности изменения градостроительного регламента земельного участка, арендуемого НОТ «Родник-2» в зоне «О-6» по адресу адрес и возложении обязанности на Комиссию по землепользованию и застройки при главе администрации г. Чебоксары о повторном рассмотрении заявления Некоммерческого огороднического товарищества «Родник-2» с соблюдением норм действующего законодательства, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.В. Евстафьев

Мотивированное решение

изготовлено 25.01.2011

Копия верна судья: