ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3954/2021 от 20.01.2022 Пригородного районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело №2-545/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Октябрьское 20 января 2022 года

Пригородный районный суд Республики Северная Осетия- Алания в составе: председательствующего судьи Дзансолова А.Б.,

при секретаре судебного заседания Гадаеве З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства к Хосоновой О.В. об изъятии для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ответчика на земельный участок,

установил:

ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указало, что распоряжением Минимущества России от 10.09.2002г. ...-р «О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования на праве оперативного управления» (далее - Распоряжение от ......-р), утвержден перечень федеральных автомобильных дорог общего пользования, закрепленных на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями Минтранса России. Распоряжением от 10.09.2002г. ...-р за ГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ» закреплена на праве оперативного управления федеральная автомобильная дорога М-29 "Кавказ" из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Республикой Азербайджан (на Баку). В соответствии с приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2004г. № ВБ-30 «О внесении изменений в уставы федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству» ГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ» переименовано в ФГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства». Распоряжением Правительства РФ от 01.03.2011г. ...-р создано ФКУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» путем изменения типа ФГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства», но с сохранением его основной цели деятельности. Согласно постановлению Правительства РФ от 17.11.2010г. ... «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» (далее - Постановление от ......) автомобильная дорога М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку)" переименована в "Автомобильная дорога Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой". Распоряжением Министерства транспорта РФ от ... № МС-27-Р ФКУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» реорганизовано в форме присоединения к нему ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесской Республики Федерального дорожного агентства», с определением полного наименования после завершения процесса реорганизации - ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ УПРДОР «Кавказ»). Государственная компания (ФКУ УПРДОР «Кавказ») осуществляет деятельность по организации строительства переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) и реконструкции переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход ..." на участке км. 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), РСО - Алания на основании Федерального закона от ... № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон № 145-ФЗ). Частью 2 статьи 37 Закона № 145-ФЗ, установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в том числе: обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд РФ в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд РФ в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием; подготовка и заключение от имени РФ соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании; обращение от имени РФ в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества; обращение от имени РФ с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, вправе обратиться организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании обращения ФКУ УПРДОР "Кавказ" от ... N 15/7082 Распоряжением Росавтодора от ... N 4492-р (с изм. внесенными Распоряжением Росавтодора от ... N 2409-р) принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход ..." на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), ... - Алания".

В соответствии с обращением ФКУ УПРДОР «Кавказ» от ... N 07/4358, вышеуказанным распоряжением, ЗК РФ, Федеральным законом от ... № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон от ... № 257-ФЗ), постановлением Правительства РФ от ...... «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие транспортной системы», подпунктом 5.4.1(1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от ......, приказом Министерства транспорта РФ от ... N 313 "Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения" и в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход ..." на участке км 10+500 – км. 25+150 (II и III очереди), РСО - Алания" (далее - Проект), Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) от ......-р принято решение об изъятии для нужд РФ земельных участков и объектов недвижимого имущества (далее - Распоряжение от ......-р) (Приложение ...).

Пунктом 1 Распоряжения от ......-р принято решение об изъятии в установленном порядке для нужд РФ земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе принадлежащих согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от ...... на праве собственности Хосоновой О.В., земельного участка площадью 78 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., расположенного по адресу: РСО-Алания, район Пригородный, юго-западнее ..., с левой стороны а/д «Владикавказ-Ардон», СНТ «Магнит», сад 264. Во исполнение Распоряжения от ......-р из земельного участка с кадастровым номером ... был образован земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 78 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., попадает в зону строительства объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход ..." на участке ... (II и III очереди), РСО - Алания". Из пункта 2 Распоряжения от ......-р следует, что ФКУ УПРДОР «Кавказ» обязали обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение об изъятии земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию распоряжения в территориальном органе Управления Росреестра. ... за исх. ... от ... в адрес Хосоновой О.В. было направлено уведомление (Приложение 2 - 4), согласно которому ФКУ УПРДОР «Кавказ» информировало гражданина об изъятии в целях обеспечения реализации ... земельного участка с кадастровым номером ..., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения садоводства и огородничества, расположенного по адресу: ...-Алания, район Пригородный, юго-западнее ..., с левой стороны а/д «Владикавказ-Ардон», СНТ «Магнит», сад 264. Земельный участок, испрашиваемый для реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход ..." на участке км 10+500 – км. 25+150 (II и III очереди), РСО - Алания", подлежит изъятию для государственных нужд в порядке, установленном действующим законодательством РФ (статьи 49, 56.2 - 56.12 ЗК РФ, 279 - 281 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.

В соответствии со ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

В силу ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

В соответствии с частью 2 ст. 281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Согласно ч. 1, 2 ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от ... № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее - ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ») с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При определении размера возмещения, в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

На основании государственного контракта ... от ... заключенного между ФКУ УПРДОР «Кавказ» и ООО «Межевой земельный центр» (Приложение ...), последний произвел оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010305:1084, площадью 78 кв.м., (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования вид автомобильный транспорт), по адресу: ...

А также оценку рыночной стоимости объектов, расположенных на земельных участках и размер убытков, причиненных изъятием.

Размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях обеспечения реализации проекта, определялся на основании Отчета об оценке ... от ... (далее - Отчет ...), подготовленного независимым оценщиком ООО «Межевой земельный центр». (Приложение ...).

В соответствии с Отчетом ..., денежная сумма, подлежащая уплате истцом ответчику, составляет ... рублей, в том числе: рыночная стоимость права собственности земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., составляет - ... размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка с кадастровым номером ..., составляет - ... В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством РФ, или судебном порядке не установлено иное.

Для осуществления дальнейших мероприятий по изъятию недвижимого имущества, руководствуясь статьями 279 ГК РФ, 56.7, 56.9, 56.10 ЗК РФ, ФКУ УПРДОР «Кавказ» были подготовлены в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером ..., в целях обеспечения реализации Проекта проект соглашения ... «Об изъятии путем выкупа земельного участка для нужд РФ», в пункте 3.1 которых предусмотрена выплата денежных средств ответчику в размере ... (Приложение ...).

Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения направлен почтой .... в адрес Хосоновой О.В. заказным письмом с уведомлением с сопроводительным письмом за исх. ... от ... (.Приложение ...). Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ... письма с проектом соглашения, получен адресатом Хосоновой О.В. ... (Приложение ...). До настоящего времени соглашение с ответчиком не подписано, предложения о внесении изменения в соглашение им не представлены. Учитывая изложенное, порядок изъятия для государственных нужд земельных участков, находящегося в собственности у Хосоновой О.В., соблюден.

Статья 282 ГК РФ устанавливает, что, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 ст. 56.10 ЗК РФ).

В то же время в соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от ... № 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.

Согласно частям 1, 3, 4 статьи 56.11 ЗК РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком; досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества; сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.

Права на изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав. С момента прекращения права частной собственности на изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности РФ в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд Российской Федерации.

Полномочия на обращение в суд с соответствующими исковыми заявлениями предоставлены ФКУ УПРДОР «Кавказ» пунктом 10 статьи 56.10 ЗК РФ.

Согласно указанному пункту ЗК РФ, организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

На основании п. 1 Положения «О Федеральном дорожном агентстве» (Росавтодор), утвержденном постановлением Правительства РФ от ...... - оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) является учредителем ФКУ УПРДОР «Кавказ». (Приложение ...).

Согласно пункту 3.1 Устава ФКУ УПРДОР «Кавказ», утвержденного Приказом Росавтодора от ......, учреждение предназначено для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасности и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Постановление Правительства РФ от ...... «Об утверждении государственной программы РФ "Развитие транспортной системы» (далее - Программа). В рамках данной федеральной целевой программы выделена подпрограммы «Дорожное хозяйство», в которой выделены федеральные проекты «Морские порты России» и «Коммуникация между центрами экономического роста».

Одним из важнейших инвестиционных проектов подпрограммы «Дорожное хозяйство» является «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой». Неотъемлемой частью данного проекта является объект "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход ..." на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), РСО - Алания", ответственным исполнителем которого является Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (ФКУ УПРДОР «Кавказ»). Автодорога «Обход ...» от автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» фактически является составной частью единого транспортного коридора, соединяющего по кратчайшему расстоянию административные центры Северо-Кавказского федерального округа и ... с портами Черноморского и Каспийского побережья и Азербайджанской Республикой, учитывая динамичное развитие региональных транспортно-экономических связей, приобретает важное значение - служит перемычкой для перераспределения транспортных потоков и обеспечит кратчайший транспортный маршрут. Данная дорога так же имеет важное стратегическое значение для мобильной переброски техники, как военной, так и специальной, а также грузов, направляемых в Азербайджанскую Республику и из нее. В связи с тем, что не решен вопрос об изъятии земельного участка с кадастровым номером ..., Подрядчик не может осуществлять работы по строительству на объекте "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход ..." на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), РСО - Алания" в полном объеме. Таким образом, Подрядчик не может в установленные Контрактом сроки проводить работы по строительству на объекте "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р- 217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход ..." на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), РСО - Алания". При этом становится невозможным продолжение строительства объекта, так как без решения земельного вопроса нельзя произвести перенаправления движения с действующей автомобильной дороги на уже построенную часть автомобильной дороги для возможности производства работ по реконструкции действующей автомобильной дороги в установленные сроки. Отсутствие возможности оформить право собственности РФ на вышеуказанный земельный участок - ввиду несогласия правообладателя с его изъятием нарушает права и законные интересы РФ, т.к. препятствует реализации проекта: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 Дон - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход ..." на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), РСО - Алания". Таким образом, отсутствие согласия собственника на изъятие земельного участка препятствует ФКУ УПРДОР «Кавказ» в выполнении задач, возложенных на нее вышеуказанной федеральной целевой программой.

При изложенных обстоятельствах, истец просит изъять для государственных нужд РФ путем прекращения права собственности Хосоновой О.В. на земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства и огородничества, местоположение: .... Определить возмещение за изымаемый земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м., в размере: ... рублей, с перечислением со стороны ФКУ УПРДОР «Кавказ» денежной суммы (возмещения) на расчетный счет Хосоновой О.В. или на депозитный счет нотариуса.

Истец ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства, извещенный о дате и времени судебного заседания своего представителя в суд не направил. Представитель истца Будаев Э.А., действующий на основании доверенности от ..., в адресованном суду заявлении, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, заявленные требования просил удовлетворить.

Ответчик Хосонова О.В., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. До начала судебного разбирательства, ответчик Хосонова О.В. обратилась к суду с письменным заявлением, в котором указала, что считает требования истца законными и заявляет о признании исковых требований. Признание исковых требований ответчиком не противоречит законодательству и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц. Последствия признания иска в соответствии со ст.39, 173 ГПК РФ о том, что при признании иска ответчиком, принимается решение об удовлетворении заявленных требований, ей разъяснены и понятны. Просит рассмотреть данное гражданское дело в ее отсутствие.

Третьи лица – Управление Росреестра по РСО-Алания и ООО «Межевой земельный центр» своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены были надлежащим образом, сведений об уважительной причине не явки в судебное заседание, суду не представили.

На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу ч. 3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Исследовав письменные доказательства, суд считает, что признание иска ответчиком следует принять, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В связи с признанием иска ответчиком и принятием его судом, исковые требования ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства к Хосоновой О.В. об изъятии для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ответчика на земельный участок, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства к Хосоновой О.В. об изъятии для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ответчика на земельный участок, удовлетворить.

Изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности Хосоновой О.В. на земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства и огородничества, местоположение: ...

Определить возмещение за изымаемый земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м., в размере: ... рублей, с перечислением со стороны ФКУ УПРДОР «Кавказ» денежной суммы (возмещения) на расчетный счет Хосоновой О.В. или на депозитный счет нотариуса.

Настоящее решение Пригородного районного суда РСО-Алания является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м., относящиеся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: ..., в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Пригородный районный суд РСО-Алания.

Судья А.Б. Дзансолов