ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3955 от 01.12.2011 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Советский районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Советский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-3955/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2011 г. г. Омск

Советский районный суд г. Омска в составе

Председательствующего судьи Романовой О.Б.

при секретаре Шоль Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Группа компаний «Титан» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского административного округа г. Омска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Закрытому акционерному обществу «Группа компаний «Титан» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, указав, что в ходе проведенной проверки исполнения требований трудового законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов в деятельности ЗАО «Группа компаний «Титан» установлено, что по состоянию на .... среднесписочная численность работников ЗАО «Группа компаний «Титан» составляет 199 человек. Приказом генерального директора ЗАО «Группа компаний «Титан» № от .... «О выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов» в счет квоты для приема инвалидов созданы рабочие места для инвалидов. Исходя из численности ЗАО «Группа компаний «Титан» квота для приема инвалидов составляет 5 человек, установленная приказом от .... По состоянию на .... в ЗАО «Группа компаний «Титан» работает 1 инвалид. До настоящего времени ЗАО «Группа компаний «Титан» не обеспечено создание специального рабочего места для трудоустройства инвалидов, поэтому бездействием ЗАО «Группа компаний «Титан» нарушается и может быть нарушено право на труд любого гражданина Российской Федерации, являющегося инвалидом и имеющего право на трудоустройство в рамках квот, установленных законодательством РФ.

Потому просит признать незаконным бездействие ЗАО «Группа компаний «Титан» по несоблюдению установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов в соответствии со ст. 24 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 3 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлением Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-п «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», по не обеспечению создания (выделения) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту и обязать ЗАО «Группа компаний «Титан» выполнить требования законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, исполнить установленную квоту для трудоустройства инвалидов и обеспечить создание (выделения) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту (л.д. 5-6).

В судебном заседании старший помощник прокурора САО г. Омска Бузуртанова Л.Б. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, поскольку до настоящего времени ответчиком в полном объеме не выполнены требования законодательства РФ о социальной защите инвалидов.

Представитель ответчика - Закрытого акционерного общества «Группа компаний «Титан» - ФИО1, действующая на основании доверенности (л.д. 46), исковые требования не признала, указав, что ЗАО «Группа компаний «Титан» отсутствует бездействие, предпринимаются все меры для выполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в РФ. Не отрицала, что действительно на предприятии работают инвалиды, число которых не соответствует установленной квоте. На момент проверки работал 1 инвалид при установленной квоте 5 единиц. В ноябре 2011 г. трудоустроено еще 2 инвалида. В декабре 2011 г. планируется трудоустроить 1 инвалида в службу безопасности предприятия. В настоящее время численность работников предприятия увеличена, и квота составляет 6 человек, в связи с чем, был издан приказ о выделении всего 6 рабочих мест для инвалидов. Соответственно предприятием предпринимаются меры для трудоустройства инвалидов, в частности выделены и зарезервированы для инвалидов рабочие места в необходимом количестве, установленной квотой; осуществляется постоянное информирование центров занятости о вакансиях для инвалидов; проводится работа со списками инвалидов с целью подбора соискателей-инвалидов на вакантные должности, что позволило частично выполнить квоту по трудоустройству инвалидов, но зачастую инвалиды, обратившиеся с направлением от службы занятости, отказываются от работы у них, поскольку их не устраивают условия работы, отдаленность предприятия от их места жительства. Также указала, что организация готова создать специальное рабочее место для инвалида, которому рекомендовано создание такого места в соответствии с его картой реабилитации. В настоящее время создание специального рабочего места не представляется возможным, поскольку не известны условия труда инвалида, который будет трудоустроен, поэтому просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица – Главного управления государственной службы занятости Омской области – ФИО2, действующий на основании доверенности (л.д. 50), поддержал заявленные прокурором требования, поскольку до настоящего времени ЗАО «Группа компаний «Титан» не в полном объеме выполнено действующее законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов, т.к. не исполнена квота для трудоустройства инвалидов и не обеспечено создание минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно ст. 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, проводить другие мероприятия.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации наряду с иными обязанностями по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда в обязанность работодателя входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией.

Пунктом 1 статьи 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения» установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 25 указанного Закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно ст. 22 указанного Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В силу ст. 3 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» квота для приема на работу инвалидов устанавливается организации, осуществляющей свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников более ста человек. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере не менее двух и не более четырех процентов к среднесписочной численности работников организации. Размер квоты для приема на работу инвалидов устанавливается Правительством Омской области по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Омской области в сфере труда и социальной защиты населения Омской области на срок не менее одного календарного года с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда. Количество рабочих мест, подлежащих выделению (созданию) в счет квоты для приема на работу инвалидов, организация исчисляет самостоятельно с учетом: 1) работающих в организации инвалидов; 2) среднесписочной численности работников организации, определенной на основании списочной численности работников организации в квартале, предшествующем выделению (созданию) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, по данным, которые организация представляет по установленной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по формированию официальной статистической информации.

Положения статьи 6 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» устанавливают следующие обязанности организаций в области квотирования рабочих мест: организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать учреждения медико-социальной экспертизы в соответствий с законодательством.

Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 15-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омскойобласти» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омскойобласти, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности,среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, заисключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих местдля инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена: квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численностиработников; минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

В ходе судебного заседания установлено, что в ходе проведенной с 01 июня 2011 г. по 15 июня 2011 г. проверки ЗАО «Группа компаний «Титан» выявлены нарушения по несоблюдению установленной квоты для трудоустройства инвалидов, не исполнение обязанности по созданию (выделению) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ст.ст. 21, 22 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.6 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», п.п. 2 п. 1 постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-п «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», в связи с чем, ответчику выдано предписание и предоставлен срок для устранения выявленных нарушений законодательства о занятости населения до 16.08.2011 г. (л.д. 10-11).

Указанное предписание ответчиком в установленном законом порядке не оспорено, что подтверждено представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.

17.08.2011 г. приказом генерального директора ЗАО «Группа компаний «Титан» в целях выполнения законодательства РФ в сфере социальной защиты инвалидов выделены и зарезервированы в счет квоты для приема на работу инвалидов следующие рабочие места: начальник отдела внутреннего контроля и аудита, заместитель генерального директора по стратегическому развитию и управлению персоналом, инженер – строитель СКС; специалист СКС, плотник (л.д. 34-35)

18.08.2011 г. ЗАО «Группа компаний «Титан» направлено в Главное управление государственной службы занятости населения Омской области информационное письмо с указанием на выполнение требования предписания от 15.06.2011 г. (л.д. 14)

Согласно информации, направленной ЗАО «Группа компаний «Титан» в прокуратуру САО города Омска от 13.10.2011 г., среднесписочная численность работников организации за второй квартал 2011 г. составляет 199 человек, размер установленной квоты для приема на работу инвалидов по состоянию на третий квартал 2011 г. была установлена 5 человек, исходя из 3 % от среднесписочной численности за квартал, предшествующий отчетному периоду, с округлением до одного целого числа в сторону уменьшения (л.д. 7-8).

По состоянию на 13.10.2011 г. среднесписочная численность работников организации составляет 199 человек, размер установленной квоты для приема на работу инвалидов - 5 единиц, занятых рабочих мест в счет установленной квоты – 1 единица (л.д. 7). По состоянию на день рассмотрения дела судом в ноябре 2011 г. предприятием трудоустроены еще два инвалида.

Суд отмечает, что в соответствии с Порядком расчета количества инвалидов, которых организации обязаны принять на работу в счет установленной квоты, утвержденным приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 23 марта 2006 г. № 8, если при расчете количества инвалидов, которых организации обязаны принять на работу в счет установленной квоты, получается дробное число, то оно округляется в следующем порядке: от 0 до 0,5 - 0; от 0,5 до 1 - 1.

Соответственно размер установленной квоты для приема на работу инвалидов в ЗАО «Группа компаний «Титан» на день предъявления рассматриваемого иска составляет 5 единиц (199 х 3% = 5,97).

Из представленных в материалы гражданского дела приказов о приеме на работу усматривается, что ЗАО «Группа компаний «Титан» в ходе судебного разбирательства принято на работу еще 2 инвалида (л.д. 52-60).

Кроме того, судом установлено, что ответчиком неоднократно направлялись в Главное управление государственной службы занятости населения Омской области письма информационного характера о том, что предприятие может принять на вакантные квотируемые места в различные периоды времени (л.д. 7, 8, 14).

25.11.2011 г. приказом генерального директора ЗАО «Группа компаний «Титан» в целях выполнения законодательства РФ в сфере социальной защиты инвалидов выделены и зарезервированы в счет квоты для приема на работу инвалидов следующие рабочие места: заместитель генерального директора по стратегическому развитию и управлению персоналом, юрисконсульт юридического департамента, специалист отдела по охране труда, ГО И ЧС, инженер-строитель службы капитального строительства, курьер отдела документационного и административного управления, 2 ставки специалиста департамента экономической безопасности и защиты информации (л.д. 94-95).

Поэтому, суд считает, что ответчиком предпринимаются определенные, хотя и недостаточные для выполнения предписания по соблюдению установленной квоты для приема на работу инвалидов действия, что также подтверждается приложением к газете «Биржа труда» № 44 (495) от 11.11.2011 г. (л.д. 96-97). Поэтому отсутствуют основания полагать, что ответчик бездействовал в части исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Вместе с тем, данное обстоятельство не освобождает ответчика от выполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации и возложении на него обязанности исполнить установленную квоту для трудоустройства инвалидов в полном объеме.

Однако в судебном заседании представителем ответчика не оспаривался тот факт, что до настоящего времени ответчиком не создано специальное рабочее место для трудоустройства инвалида.

Ссылку стороны ответчика на то, что специальное рабочее место для трудоустройства инвалида не создано, поскольку не известны условия труда инвалида, который будет трудоустроен, не состоятельны, в связи с тем, что в обязанности работодателя законодательно вменено обеспечить создание (выделения) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. Поэтому, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не соблюдены вышеприведенные нормы действующего законодательства о социальной защите в полном объеме, а именно не обеспечено создание (выделения) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, что свидетельствует о незаконности бездействия ответчика в указанной части.

С учетом изложенного суд полагает, что ЗАО «Группа компаний «Титан» допущены нарушения требования законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов, в связи с чем, полагает необходимым возложить на ответчика обязанность выполнить требования законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, исполнить установленную квоту для трудоустройства инвалидов и обеспечить создание (выделения) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку прокурор Советского административного округа г. Омска при обращении в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, с ЗАО «Группа компаний «Титан» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Закрытого акционерного общества «Группа компаний «Титан» по не обеспечению создания (выделения) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту в соответствии со ст.ст. 22, 24 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 3 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-п «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области».

Обязать Закрытое акционерное общество «Группа компаний «Титан» выполнить требования законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, исполнить установленную квоту для трудоустройства инвалидов и обеспечить создание (выделения) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

Взыскать с Закрытого акционерного общества «Группа компаний «Титан» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья