Дело № 2-3955/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2014 года
Свердловский районный суд г.Костромы в составе:
судьи Ветровой С.В.
при секретаре Ковуневе А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района в интересах ФИО1 к Администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Костромского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к администрации Костромской области об обязании субъекта Российской Федерации – Костромской области, в лице администрации Костромской области предоставить ФИО1, <дата> года рождения, на основании договора найма специализированного жилищного фонда Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Костромского района Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области. Свои требования мотивировал тем, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать, ФИО2, умерла <дата>, отец, ФИО3, умер <дата>, постановлением главы местного самоуправления Костромского района от <дата>№ «Об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними Ц-ными», была установлена опека, опекуном над несовершеннолетними Ц-ными, в том числе, ФИО1, <дата> года рождения, назначена ФИО4,, п. 3 указанного постановления за несовершеннолетней ФИО1 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> приватизировано. На основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> ФИО1 является участником общей долевой собственности, доля в праве 1/9. Согласно информации УФМС по Костромской области от <дата>№ помимо ФИО1 по указанному адресу зарегистрировано 13 человек. Таким образом, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения. В мае 2014 г. ФИО1 обратилась с заявлением в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о включении ее в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области № от <дата> ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании представитель прокурор Костромского района исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Истец ФИО1 в судебном заседании в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель администрации Костромской области на основании доверенности ФИО5 исковые требования не признала в полном объеме, полагала, что оснований для обращения в суд с данным заявлением у прокурора не имелось, поскольку администрация не является надлежащим ответчиком по делу, также предоставлению жилого помещения препятствует то обстоятельство, что истец не является первой в очереди на его предоставление, помимо изложенного оснований для предоставления ФИО1 благоустроенного жилого помещения не имеется, поскольку она обеспечена жилым помещением – прокурором не представлено доказательств проживания в жилом доме всех зарегистрированных лиц.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Департамент социальной зашиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамент финансов Костромской области, Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области о времени и месте судебного заседания извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Департамент финансов Костромской области, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области в своем отзыве на исковое заявление полагали, что требования прокурора обязать администрацию Костромской области обеспечить жильем ФИО1 в первоочередном порядке, то есть вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, просили рассмотреть дело без участия представителей департамента.
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области в своем отзыве на исковое заявление сообщил, что благоустроенные изолированные жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, находящиеся на территории муниципального образования, предназначенные для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилищном фонде Костромской области отсутствуют, просил рассмотреть дело без участия представителей департамента.
Суд полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1).
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (п. 1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
На основании п. 8 ст. 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии ст. ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1). Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013г., действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п.24 п.2 ст. 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», в редакции от 28.12.2012, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области (ч.2).
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области (ч.3).
С учетом указанных норм права суд находит необоснованными доводы представителя ответчика о том, что администрация Костромской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу и не уполномочена на предоставление жилых помещений вышеуказанной категории лиц.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 родилась <дата>, <адрес> Мать ФИО1 – ФИО2, умерла <дата>, запись акта о смерти № от <дата>, отец ФИО3 умер <дата>, запись акта о смерти от <дата>№.
Согласно постановлению главы Костромского района от <дата>№, опекуном ФИО1 назначена ФИО4,, за несовершеннолетней сохранено право пользования жилым помещением: <адрес>.
Таким образом, истец ФИО1 имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Одновременно в жилом помещении зарегистрированы помимо ФИО1: ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО10, ФИО11, ФИО6, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16
В соответствии с договором приватизации от <дата> в собственность граждан ФИО1, ФИО7, ФИО17, ФИО6, ФИО1, ФИО9, ФИО10, ФИО16, ФИО13 передано жилое помещение, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке (выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>№).
Как следует из Заключения Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от <дата>№-кр, проживание ФИО1, <дата> года рождения, в жилом помещении по адресу: <адрес>, признано невозможным.
Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от <дата>№ ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, истец ФИО1 не может быть признана обеспеченной жильем, поскольку является собственником жилого помещения, проживание в жилом помещении в установленном законом порядке признано невозможным.
При таких обстоятельствах истица имеет право на обеспечение ее жилым помещением специализированного жилищного фонда Костромской области.
Доводы ответчика о том, что зарегистрированные в жилом помещении лица там постоянно не проживают, либо имеют другое жилое помещение на праве собственности материалам дела не подтверждено, оснований полагать их утратившими право пользования жилым помещением, не имеется.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Статья 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007г. № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» предписывает администрации Костромской области предоставлять благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, по месту жительства указанных лиц (п.1 ст. 10.1)…. жилое помещение должно предоставляться по договору найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным ст. 6 Закона Костромской области от 25.12.2006г. №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» (п.10 ст. 10.1).
Учитывая, что ФИО1 в настоящее время зарегистрирована в п. Сухоногово Костромского района, Костромской области, исходя из ее обращения в прокуратуру, жилье желает получить по месту регистрации – на территории Костромского района, суд полагает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу на территории данного муниципального образования.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Костромского района удовлетворить.
Обязать субъект Российской Федерации Костромская область в лице Администрации Костромской области предоставить ФИО1, <дата> года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Костромского муниципального района, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме
Судья Ветрова С.В