Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 января 2012 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Мишиной Т.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ в государственной регистрации Некоммерческой организации «Фонд развития Багратионовского района» при ее создании принятый Управлением Министерства юстиции по Калининградской области ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление Министерства юстиции по Калининградской области осуществить государственную регистрацию Некоммерческой организации «Фонд развития Багратионовского района». В обоснование заявления ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ им, как избранным президентом НО «Фонд развития Багратионовского района», были поданы в Управление Министерства юстиции по Калининградской области документы для регистрации некоммерческой организации. При подаче документов были устранены некоторые незначительные неточности в заполненном заявлении. ДД.ММ.ГГГГ после неоднократных обращений в Управление Министерства юстиции по Калининградской области, заявителю стало известно, об отказе в регистрации некоммерческой организации. Основанием для отказа в регистрации явились следующие причины:
1.В заявлении по форме PH 0003 не заполнен раздел 3. Однако для регистрации НО «Фонд развития Багратионовского района» по НО «Фонд развития Багратионовского района» подано заявление по форме PH 0001, раздел 3 которого заполнен.
2.Уставом НО «Фонд развития Багратионовского района» не определен предмет деятельности организации. Между тем, предмет деятельности НО «Фонд развития Багратионовского района» указан в пунктах 2.4. и 2.5. Устава организации.
3.Отсутствие в протоколе об образовании НО «Фонд развития Багратионовского района» сведений об избрании членов ревизионной комиссии, предусмотренной пунктами 4.1., 4.6. Устава. Однако ревизионная комиссия в соответствии с Уставом НО «Фонд развития Багратионовского района» не является органом управления Фондом, следовательно, при подаче документов для регистрации НО «Фонд развития Багратионовского района» был подан полный пакет документов, предусмотренный п. 5 ст. 13.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях», и его содержание не противоречит указанной норме права.
4.В листе Ж формы PH 0001 не может быть применен код по ОКВЭД – 91.33, а код 80.42 - не предусмотрен деятельностью организации. Данное утверждение, по мнению заявителя, является необоснованным, поскольку лист Ж формы PH 0001 не содержит код ОКВЭД – 91.33, данный код при подаче заявления был заменен на код – 22.1 (Издательская деятельность). Применение кода 80.42 (Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки) не противоречит деятельности НО «Фонд развития Багратионовского района».
Представители НО «Фонд развития Багратионовского района» ФИО4, ФИО5 в судебном заседании заявление поддержали, по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснив, что в 2003 году Управлением Министерства юстиции по Калининградской области была зарегистрирована НО «Фонд развития Гурьевского района». Учредительные документы НО «Фонд развития Багратионовского района» были исполнены по образцу данной некоммерческой организации.
Представитель Управления Министерства юстиции по Калининградской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал, пояснив, что отказ Управления Министерства юстиции по Калининградской области в государственной регистрации НО «Фонд развития Багратионовского района» при ее создании является законным и обоснованным.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представителем учредителей для государственной регистрации НО «Фонд развития Багратионовского района» ФИО1 для государственной регистрации данного юридического лица поданы в Управление Министерства юстиции по Калининградской области следующие документы: заявление по форме PH 0001, устав Фонда, протокол № общего собрания учредителей, документ об оплате государственной пошлины, сведения об адресе места нахождения юридического лица.
Распоряжением Управления Министерства юстиции по Калининградской области №пп от ДД.ММ.ГГГГ отказано в государственной регистрации НО «Фонд развития Багратионовского района» при ее создании.
ДД.ММ.ГГГГ на основании п/п 1, 4, 7 п. 1 ст. 23.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» подготовлено уведомление об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании, согласно которому отказано в государственной регистрации НО «Фонд развития Багратионовского района» по следующим причинам:
1. В нарушение п. 2 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в заявлении по форме PH 0003 не был заполнен раздел 3.
2. Уставом организации не определены предмет деятельности организации, порядок внесения изменений в учредительные документы, что является нарушением п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
3. В нарушение п. 25 Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также п. 5 ст. 13.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» протокол организации не содержит сведений об избрании членов ревизионной комиссии, предусмотренной п. 4.1., 4.6 Устава Фонда.
4. В сведения о видах экономической деятельности (лист Ж форма PH 0001) код по ОКВЭД – 91.33 не может применяться Фондом, поскольку указанный код относится к кодам для деятельности общественных организаций; заявленный код 80.42 не предусмотрен деятельностью организации.
Доказательств отправки данного уведомления в адрес представителя учредителей для государственной регистрации НО «Фонд развития Багратионовского района» суду Управлением Министерства юстиции по Калининградской области не представлено.
Суд не может признать законным и обоснованным отказ Управления Министерства юстиции по Калининградской области в государственной регистрации НО «Фонд развития Багратионовского района» при ее создании по изложенным выше основаниям в связи со следующим.
Согласно п/п 1, 4, 7 п. 1 ст. 23.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано: если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган; если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.
Из анализа уведомления об отказе в государственной регистрации НО «Фонд развития Багратионовского района» следует, что единственным основанием к принятию такого решения является противоречие учредительных документов некоммерческой организации законодательству Российской Федерации (п/п 1 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), что подтверждается пояснениями представителя Управления Министерства юстиции по Калининградской области в судебном заседании.
К таким нарушениям Управлением Министерства юстиции по Калининградской области отнесено:
Нарушение п. 2 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в заявлении по форме PH 0003 не был заполнен раздел 3. Вместе с тем из представленных суду документов (дела №) усматривается, что для регистрации НО «Фонд развития Багратионовского района» уполномоченным лицом подано заявление по форме PH 0001, раздел 3 которого заполнен, т.е. указана дата принятия решения о создании организации.
В нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Уставом организации не определены предмет деятельности организации, порядок внесения изменений в учредительные документы. Между тем, предмет деятельности НО «Фонд развития Багратионовского района» определен в п. 2.4. Устава НО «Фонд развития Багратионовского района», согласно которому основной деятельностью Фонда является управленческая деятельность по обеспечению защиты социальных интересов жителей Багратионовского района Калининградской области путем участия в финансировании региональных программ, а также организации проектов и мероприятий, направленных на поддержку, развитие экономики Багратионовского района Калининградской области. Пунктом 2.5. Устава определено, что Фонд преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные и другие общественно полезные цели. Само по себе отсутствие в указанных пунктах устава слов «предмет деятельности», на что указал представитель Управления Министерства юстиции по Калининградской области, не означает, что уставом организации не определен предмет ее деятельности.
Еще одним противоречием законодательству Российской Федерации указанно нарушение п. 25 Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также п. 5 ст. 13.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях», поскольку протокол организации не содержит сведений об избрании членов ревизионной комиссии, предусмотренной п. 4.1., 4.6 Устава Фонда. Вместе пункт 5 статьи 13.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» содержит перечень документов, представляемых в уполномоченный орган для государственной регистрации некоммерческой организации. Уполномоченным лицом НО «Фонд развития Багратионовского района» данное требование закона выполнено в полной мере, им представлены все документы, предусмотренные указанной нормой права, против чего представитель Управления Министерства юстиции по Калининградской области в судебном заседании не возражал. Подпунктом 3 пункта 5 указанной статьи Федерального закона предусмотрено, что в числе прочих документов должно быть представлено решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах, т.е. по смыслу данной нормы права на государственную регистрацию представляется решение с указанием состава уже избранных органов организации. Из раздела 4 Устава НО «Фонд развития Багратионовского района» следует, что органами ФИО2 Фонда являются Правление (высший орган ФИО2), Президент (исполнительный орган), Попечительский совет (надзорный орган). Состав данных органов ФИО2 в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ указан. Ревизионная комиссия органом ФИО2 Фонда не является (п. 4.6. Устава). Она осуществляет контроль за деятельностью Фонда и избирается Правлением Фонда сроком на три года. Таким образом, на момент принятия решения о создании некоммерческой организации ревизионная комиссия не могла быть избрана.
Последним противоречием законодательству Российской Федерации указано то, что в сведения о видах экономической деятельности (лист Ж форма PH 0001) код по ОКВЭД – 91.33 не может применяться Фондом, поскольку указанный код относится к кодам для деятельности общественных организаций; заявленный код 80.42 не предусмотрен деятельностью организации. В ходе судебного разбирательства из пояснений сторон установлено, что в п. 1 на листе Ж заявления по форме PH 0001 при его подаче уполномоченным лицом во исполнение замечания работника Управления Министерства юстиции по Калининградской области внесены исправления, а именно указан вид деятельности: «издательская деятельность» код по ОКВЭД 20.1. Таким образом, в заявлении отсутствуют сведения о видах экономической деятельности (лист Ж форма PH 0001) код по ОКВЭД – 91.33. Доводы представителя Управления Министерства юстиции по Калининградской области на то, что такое исправление в заявление не было письменно удостоверено надписью «исправленному верить» с подписью уполномоченного лица НО «Фонд развития Багратионовского района» не могут быть приняты судом во внимание, поскольку такое нарушение является незначительным и его можно было устранить при подаче заявления и внесении в него таких исправлений. Являются необоснованными и доводы Управления Министерства юстиции по Калининградской области о том, что вид деятельности «образование для взрослых и прочие виды образования, включенные в другие группировки» код по ОКВЭК 80.42 не предусмотрен Уставом НО «Фонд развития Багратионовского района», поскольку п. 2.6. Устава Фонда определено, что он осуществляет, помимо перечисленных, и другие виды деятельности, соответствующие целям и задачам Фонда и не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации. Фонд же преследует образовательные цели, что указано в п. 2.5. Устава.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенных норм права, суд находит отказ Управления Министерства юстиции по Калининградской области в государственной регистрации НО «Фонд развития Багратионовского района» при ее создании незаконным и считает необходимым возложить на Управление Министерства юстиции по Калининградской области обязанность устранить указанное нарушение – зарегистрировать НО «Фонд развития Багратионовского района».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области в государственной регистрации некоммерческой организации «Фонд развития Багратионовского района» от ДД.ММ.ГГГГ гола №.
Обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области устранить указанное нарушение: осуществить государственную регистрацию некоммерческой организации «Фонд развития Багратионовского района»
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 01 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 января 2012 года.
Судья Т.В. Мишина