№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2014 г. судья Дзержинского городского суда Нижегородской области Войнов А.А, при секретаре Шориной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 к Администрации <адрес> о предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании постановления Администрации <адрес> от 14 мая 2014 года, незаконным, об обязании Администрацию <адрес> реализовать земельный участок через торги, мотивируя тем, что на основании публикации в газете «<данные изъяты>» от 18.10.2013 г. о возможном предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного с восточной стороны по <адрес>, для <данные изъяты>, заявителем было написано заявление от 17.10.2013 г. с просьбой провести торги (аукцион) по данному земельным участку согласно ЗК РФ, так как заявитель тоже претендует на этот земельный участок. На его обращение с нарушением сроков, установленных законодательством по почте пришло постановление Администрации <адрес> от 21.11.2013 г. за № с отказом. Данный отказ заявитель обжаловал в Дзержинский городской суд, который обязал Администрацию <адрес> дать ответ в сроки установленные законом. 14.05.2014 года заявителем было получено Постановление Администрации № 1848, в котором также содержался отказ в предоставлении спорного земельного участка.
Заявитель считает данный отказ Администрации <адрес> не законным и не мотивированным. Данное постановление противоречит ЗК РФ и нарушает его права как гражданина РФ.
Заявитель просит признать постановление Администрации <адрес> от 14 мая 2014 года № об отказе в предоставлении указанного земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного с восточной стороны по <адрес>, для <данные изъяты>, незаконным.
Обязать Администрацию <адрес> реализовать указанный земельный участок через торги.
Взыскать с Администрации <адрес> судебные издержки в размере 200 руб.
В судебном заседании ФИО2 поддержал заявленные требования, считает, что ему не обоснованно отказано в предоставлении земельного участка. Также было отказано в проведении аукциона (торгов) по данному земельному участку согласно ЗК РФ в связи с поступлением второй заявки. Считает данный отказ Администрации <адрес> незаконным и немотивированным. Данное постановление противоречит ЗК РФ, постановлению городской Думы <адрес> от 29.05.2008г. за № нарушает его права как гражданина РФ.
Представитель заинтересованного лица Администрации <адрес> - ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что ФИО2 обоснованно отказано в предоставлении данного земельного участка. В данном случае спорный земельный участок, расположенный в <адрес> с восточной стороны <адрес>, предоставляется для <данные изъяты>. В исполнение процедуры предоставления земельного участка для реализации инвестиционного проекта ООО «<данные изъяты>» обратилось с заявлением в инвестиционный совет при <адрес>. В соответствии с п. 2 решения Инвестиционного совета от 25.09.2013 г. № ООО «<данные изъяты>» была предоставлена возможность сдачи в аренду на период строительства земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, для <данные изъяты> с предварительным согласованием места размещения объекта. Постановлением Администрации <адрес> от 18.12.2013 г. № ООО «<данные изъяты>» утверждена схема расположения земельного участка и акт выбора. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет и имеет следующие характеристики (адрес <адрес>). Принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждение акта выбора является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ). Следовательно, после принятия решения о предварительном согласовании места размещения производственного здания у ООО «<данные изъяты>» возникло право, а у Администрации <адрес> обязанность по предоставлению указанного земельного участка на испрашиваемом праве. Постановлением Администрации <адрес> от 15.08.2014 г. № ООО «<данные изъяты> данный земельный участок предоставлен в аренду на срок до 04 июля 2018. Таким образом, спорный земельный участок в полном объеме прошел процедуру предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотренную как, Земельным кодексом РФ так и нормативно-правовыми актами Субъекта РФ.
Заинтересованное лицо представитель ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явилось, извещено о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом. Причины не явки не известны, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что на основании публикации в газете «<данные изъяты>» от 18.10.2013 г. о возможном предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного с восточной стороны по <адрес>, для <данные изъяты>, заявителем было написано заявление от 17.10.2013 г. с просьбой провести торги (аукцион) по данному земельным участку согласно ЗК РФ, так как заявитель тоже претендует на этот земельный участок. На его обращение с нарушением сроков, установленных законодательством по почте пришло постановление Администрации <адрес> от 21.11.2013 г. за № с отказом. Данный отказ заявитель обжаловал в Дзержинский городской суд, который обязал Администрацию <адрес> дать ответ в сроки установленные законом. 14.05.2014 года заявителем было получено Постановление Администрации №, в котором также содержался отказ в предоставлении спорного земельного участка.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с п. 28 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 1 0 и 11 Земельного кодекса РФ.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта является первым этапом процедуры предоставления земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 3 1 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Также судом установлено, что в рассматриваемом случае спорный земельный участок, предоставляется для строительства производственного здания для изготовления металлоштампов (V класса вредности).
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ определенны две процедуры предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования места размещения объекта; с предварительным согласованием места размещения объекта.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должен предшествовать выбор участка для строительства. Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 30, 31 и 32 ЗК РФ.
Нормами пункта 5 статьи 30, статьями 31, 32 ЗК РФ регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица:
- обеспечивает выбор земельного участка " на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса);
- информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса);
- оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса);
- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса);
- в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса).
Выполнение в отношении участка кадастровых работ и постановка его на кадастровый учет осуществляются на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта за счет лиц, заинтересованных в предоставлении участка для строительства (пункт 5 статьи 30, пункт 1 статьи 32 Земельного кодекса).
Пункт 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ предусматривает, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Абзац 2 пункта 3 данной статьи гарантирует права граждан, общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления в решении вопросов застройки земельных участков.
Положения данной нормы призваны обеспечить реализацию гражданами принципов участия в решения вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (п.п. 4 и 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
При этом законодатель не требует обязательного получения согласия населения на осуществление планируемого строительства, а лишь обязывает органы местного самоуправления своевременно предоставлять соответствующую информацию, обеспечивать возможность участия в ее обсуждении (с соблюдением определенной процедуры, если это предусмотрено законодательством), и принимать юридически значимые решения с учетом выявленного таким образом мнения.
Информирование органами местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков в соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ (в отличие от требования подпункта 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ) проводится не с целью получения дополнительных заявок на земельный участок от других лиц и проведения торгов, а обеспечивает право граждан, общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления на участие в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, Земельным кодексом РФ, не урегулирован.
Учитывая изложенное, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка не направлено на выявление возможных претендентов на такой земельный участок, а служит другим целям. Иное понимание информирования населения нарушает права и законные интересы лица, обратившегося с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Процедура предоставления земельных участков предусмотренная ст. 30-32 ЗК РФ, закреплена и в Постановлении городской Думы <адрес> от 29.05.2008 г. № «Об утверждении Положения о регулировании земельных отношений при строительстве объектов на территории города».
Законом Нижегородской области от 13 декабря 2005 г. N 192-3 «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области», вступившим в законную силу 01.01.06 г., определен порядок распоряжения земельными участками на территории Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 г. N 46 «О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 г. N 192-3 «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещении временных объектов».
В силу п. 3 Постановления уполномоченный орган по подготовке, согласованию и выдаче заявителям материалов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов и размещении временных объектов - является Министерство инвестиционной политики Нижегородской области.
Согласно п. 4 Постановления утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления по вопросам формирования и предоставления земельных участков на территории Нижегородской области при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещении временных объектов.
06.09.2007 г. между Правительством Нижегородской области и городом <адрес> заключено соглашение № 508 - П о взаимодействии в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, оптимизации процесса рассмотрения инвестиционных проектов и совершенствования условий развития инвестиционной деятельности в Нижегородской области.
Предметом и целью данного соглашения в том числе является: урегулирование вопросов взаимодействия при реализации инвестиционной политики в пределах территории Муниципального образования; эффективное распоряжение земельными ресурсами в пределах территории Муниципального образования, их комплексное освоение и использование в соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127.
В исполнение процедуры предоставления земельного участка для реализации инвестиционного проекта ООО «<данные изъяты>» обратилось с заявлением в инвестиционный совет при Губернаторе <адрес>.
В соответствии с п. 2 решения Инвестиционного совета от 25.09.2013 г. № ООО «<данные изъяты>» была предоставлена возможность сдачи в аренду на период строительства земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, для строительства <данные изъяты> с предварительным согласованием места размещения объекта.
Постановлением Администрации <адрес> от 18.12.2013 г. № ООО «<данные изъяты>» утверждена схема расположения земельного участка и акт выбора. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждение акта выбора является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Следовательно, после принятия решения о предварительном согласовании места размещения производственного здания у ООО «<данные изъяты>» возникло право, а у Администрации <адрес> обязанность по предоставлению указанного земельного участка на испрашиваемом праве. В силу чего Постановлением Администрации <адрес> от 15.08.2014 г. № ООО «<данные изъяты>» данный земельный участок предоставлен в аренду на срок до 04 июля 2018г. Таким образом, спорный земельный участок в полном объеме прошел процедуру предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотренную как, Земельным кодексом РФ так и нормативно-правовыми актами Субъекта РФ.
Из материалов дела следует, что 17.10.2013 года ФИО2 подал в Администрацию <адрес> заявление, в котором указал, что на основании публикации от 18.10.2013 г. о возможном предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного с восточной стороны по <адрес>, для <данные изъяты>), просит провести по данному земельному участку торги согласно Земельному кодексу РФ, так как он также претендует на этот земельный участок.
При этом в заявлении ФИО2 лишь просит провести торги по данному земельному участку, указав, что претендует на него, однако не указал, на что именно он претендует - на предоставление этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче земельного участка в аренду. Также в данном заявлении ФИО2 не сообщил, какие торги он просит провести по данному земельному участку - по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Кроме того, ссылка заявителя на обязанность рассмотрения заявления от 17.10.2013 г. с учетом внесенных изменений в Постановление городской Думы <адрес> от 29.05.2008 г. № «Об утверждении Положения о регулировании земельных отношений при строительстве объектов на территории города» не нашла своего подтверждения в судебном заседании поскольку согласно общим принципам, закрепленным в законодательстве РФ, нормативно правовые акты распространяют свое действие на правоотношения, возникшее после его вступления в силу. Изменения в вышеуказанное Постановление городской Думы внесено Решением Городской Думы <адрес> от 26 марта 2014 г. № «О внесении изменений в постановление Городской Думы от 29.05.2008 №». Указанное решение опубликовано в газете «<данные изъяты>» от 11 апреля 2014 г. № и вступило в законную силу после его официального опубликования. Таким образом, заявление ФИО2 от 17.10.2013 г. было рассмотрено в редакции, действующей на момент обращения, т.е. до изменений, внесенных решением городской Думы от 26 марта 2014 г. №.
При таких обстоятельствах Администрация <адрес> своим постановлением от 14.05.2014 года № обоснованно отказала ФИО2 в удовлетворении его заявления.
Таким образом, в удовлетворении требований ФИО2 о признании постановления Администрации <адрес> от 14.05.2014 года незаконным, обязании реализовать земельный участок через торги следует отказать в полном объеме.
Поскольку в удовлетворении требований ФИО2 отказано в полном объеме оснований для удовлетворения требования о возмещении судебных издержек так же не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 245-258, ст.ст.12, 56, 198 ГПК РФ, судья,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО2 к Администрации <адрес> о предоставлении земельного участка - отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Дзержинский городской суд.
Судья п/п А.А. Войнов
Копия верна
Судья - Секретарь -