Копия Дело ...
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
26 апреля 2016 г. ...
Вахитовский районный суд ... в составе председательствующего судьи А.Р. Галиуллина, при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО3 к Акционерному обществу «ФИО2»,
о взыскании убытков, компенсации за задержку в перевозке, компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Акционерному обществу «ФИО2» о взыскании убытков, компенсации за задержку в перевозке, компенсации морального вреда, штрафа, ссылаясь на следующее. ... через агентство Trip.ru ФИО3 приобрел электронный билет ... (код для регистрации SQ8KZG, код бронирования QKJGWP) на рейсы авиакомпании Turkish Airlines по маршруту Казань-Стамбул-Милан, Милан-Стамбул-Казань. ... по телефону и по электронной почте ФИО3 был уведомлен агентством об отмене авиакомпанией Turkish Airlines рейса ТК-428 по маршруту Казань (КгМ) - Стамбул (1ST) ..., в результате которой он не мог воспользоваться и оставшимися сегментами билета. При этом вылет истца в новогоднюю ночь был обусловлен необходимостью быть в Италии ..., запланированным отпуском в новогодние праздники, оплаченной бронью автомобиля в аэропорту Милана, а также подтвержденным проживанием. Поскольку, по информации агентства, авиакомпания не подтверждала возможность отправки Истца в Милан другими рейсами, он был вынужден ... лично поехать в представительство авиакомпании Turkish Airlines в .... В представительстве авиакомпании ФИО3 уведомили о невозможности отправки его в Милан ... (в нарушение положений раздела X «Общих условий перевозок пассажиров и багажа» IATA (Международная Ассоциация Авиаперевозчиков) ни собственными рейсами, ни регулярными рейсами другого перевозчика) и предложили изменить дату вылета в Стамбул на ..., а в Милан из Стамбула на ..., либо изменить маршрут полета. В связи с тем, что истцу было необходимо быть в Италии как можно раньше, он согласился на изменение маршрута и вылет из Казани в Стамбул ... и вылет из Стамбула не в Милан, а в Болонью ... После чего ФИО3 отменил оплаченную бронь автомобиля в аэропорту Милана. Однако ... представительство авиакомпании Turkish Airlines в ... по телефону и по электронной почте уведомило заявителя о возможности отправки в Милан ... и прислало измененный билет по электронной почте по следующему маршруту приехав в аэропорт ... в 01.00 ...ФИО3 узнал, что вылет рейса ТК-428 по маршруту Казань (К2Ы) - Стамбул (1ST) задерживается до 06.00 ... В результате чего истец не успевал на следующий рейс ТК-1873 по маршруту Стамбул (18Т) - Милан (МРХ). Поскольку представитель авиакомпании Turkish Airlines в аэропорту ... была не в состоянии ответить на вопрос Истца о дальнейшем перелете, он был вынужден самостоятельно обратиться в колл-центр авиакомпании 8-800 700 61 61, где ему сообщили о пересадке на следующий рейс до Милана №ТК1895 с вылетом из Стамбула в ... в 11.55 и прилетом в Милан 13.50. После чего направили измененный билет по электронной почте. Таким образом, в результате действий авиакомпании Turkish Airlines, вместо запланированного в соответствии с приобретенным билетом прибытия в аэропорт Милана в 10.00 ..., истец прилетел только 02 января в 14.00, понес убытки в связи с отменой
бронирования автомобиля в сумме 7 644,58 руб., его отпуск был сокращен на 2 дня. На основании изложенного истец просил взыскать с ответчика убытки в размере 7644,58 руб., компенсацию за задержку в перевозке в размере 67175,6 руб., в счет компенсации морального вреда 30000 руб., штраф, судебные расходы в размере 20000 руб.
В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования уточнили в части размера компенсации за задержку в перевозке, снизив его до 56193,84 руб., в остальной части иск поддержали.
Представитель ответчика иск не признал.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.
В соответствии с ч. 1 ст. 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
В силу пп. 1, 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от ...... «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ... через агентство Trip.ru ФИО3 приобрел электронный билет ... (код для регистрации SQ8KZG, код бронирования QKJGWP) на рейсы авиакомпании Turkish Airlines по маршруту Казань-Стамбул-Милан, Милан-Стамбул-Казань.
... по телефону и по электронной почте ФИО3 был уведомлен агентством об отмене авиакомпанией Turkish Airlines рейса ТК-428 по маршруту Казань (КгМ)-Стамбул (1ST) ..., в результате которой он не мог воспользоваться и оставшимися сегментами билета.
При этом вылет истца в новогоднюю ночь был обусловлен необходимостью быть в Италии ..., запланированным отпуском в новогодние праздники, оплаченной бронью автомобиля в аэропорту Милана, а также подтвержденным проживанием.
Поскольку, по информации агентства, авиакомпания не подтверждала возможность отправки истца в Милан другими рейсами, он был вынужден ... лично поехать в представительство авиакомпании Turkish Airlines в ....
В представительстве авиакомпании ФИО3 уведомили о невозможности отправки его в Милан ... (в нарушение положений раздела X «Общих условий перевозок пассажиров и багажа» IATA (Международная Ассоциация Авиаперевозчиков) ни собственными рейсами, ни регулярными рейсами другого перевозчика) и предложили изменить дату вылета в Стамбул на ..., а в Милан из Стамбула на ..., либо изменить маршрут полета. В связи с тем, что истцу было необходимо быть в Италии как можно раньше, он согласился на изменение маршрута и вылет из Казани в Стамбул ... и вылет из Стамбула не в Милан, а в Болонью ... После чего ФИО3 отменил оплаченную бронь автомобиля в аэропорту Милана.
Однако ... представительство авиакомпании Turkish Airlines в ... по телефону и по электронной почте уведомило заявителя о возможности отправки в Милан ... и прислало измененный билет по электронной почте.
Приехав в аэропорт ... в 01.00 ...ФИО3 узнал, что вылет рейса ТК-428 по маршруту Казань (К2Ы) - Стамбул (1ST) задерживается до 06.00 ... В результате чего истец не успевал на следующий рейс ТК-1873 по маршруту Стамбул (18Т) - Милан (МРХ).
Поскольку представитель авиакомпании Turkish Airlines в аэропорту ... была не в состоянии ответить на вопрос истца о дальнейшем перелете, он был вынужден самостоятельно обратиться в колл-центр авиакомпании 8-800 700 61 61, где ему сообщили о пересадке на следующий рейс до Милана №ТК1895 с вылетом из Стамбула в ... в 11.55 и прилетом в Милан 13.50. После чего направили измененный билет по электронной почте.
Таким образом, в результате действий авиакомпании Turkish Airlines, вместо запланированного в соответствии с приобретенным билетом прибытия в аэропорт Милана в 10.00 ..., истец прилетел только 02 января в 14.00, понес убытки в связи с отменой
бронирования автомобиля в сумме 7 644,58 руб., его отпуск был сокращен на 2 дня.
Согласно п. 74 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» в случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.
Информация об отмене рейса была сообщена ФИО3 заблаговременно, однако, истцу был направлен не корректный билет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что причиненные истцу убытки подлежат возмещению ответчиком, поскольку ответчиком не была оказана ФИО3 услуга не вследствие обстоятельств, исключающих ответственность авиаперевозчика. Доказательства тому, что ответчиком были приняты все необходимые меры во избежания вреда либо того, что такие меры принять было невозможно, суду не представлены.
Согласно статье 22 Конвенции в случае вреда, причиненного при перевозке лиц в результате задержки, о которой говорится в статье 19, ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой 4150 специальных прав заимствования.
Статьей 23 Конвенции установлено, что суммы, указанные в специальных правах заимствования в настоящей Конвенции, рассматриваются как относящиеся к специальным правам заимствования, как они определены Международным валютным фондом. Перевод этих сумм в национальные валюты в случае судебных разбирательств производится в соответствии со стоимостью таких валют в специальных правах заимствования на дату судебного решения. Официальный курс специальных прав заимствования к рублю устанавливается Банком России (http://www.cbr.ru/currencу base/dai 1 у. aspx).
С учетом изложенного с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за задержку в перевозке размере 56 193 руб. 84 коп.
В соответствии со ст.15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Требования истца о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению, поскольку отменой рейса истцу были причинены неудобства и моральные переживания в связи с поздним прибытием в Италию, необходимостью дополнительных затрат, сокращением нахождения в отпуске.
С учетом приведенных обстоятельств, исходя из характера нравственных страданий истца, степени вины причинителя вреда, требований разумности и справедливости, суд полагает взыскать с ответчика 10000 руб.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя.
Поскольку в добровольном порядке досудебная претензия истца ответчиком не была удовлетворена, то на основании указанной нормы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» с АО «ФИО2» в пользу ФИО3 подлежит взысканию штраф в размере 50% от присужденной суммы, то есть 36919,21 руб.
С учетом освобождения истца от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, в силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 415 руб. 15 коп.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Акционерного общества «ФИО2» в пользу ФИО3 убытки в размере 7 644 руб. 58 коп., компенсацию за задержку в перевозке размере 56 193 руб. 84 коп., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., расходы по оплате юридических услуг в размере 20000 руб. штраф в размере 36 919 руб. 21 коп.
ФИО3 в остальной части иска отказать.
Взыскать с Акционерного общества «ФИО2» в доход бюджета муниципального образования ... государственную пошлину в размере 2 415 руб. 15 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд ... в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья: (подпись).
Копия верна.
Судья А.Р. Галиуллин