ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3958/20 от 23.09.2020 Кировского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2020 года Кировский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Андриановой О.Н.,

при секретаре Бузыкиной Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3958/20 по иску Прокурора Кировского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара об обязании провести работы по вывозу бытовых и строительных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара об обязании провести работы по вывозу бытовых и строительных отходов мотивируя тем, что Прокуратурой Кировского района города Самары проверено исполнение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды. Проведенной прокуратурой Кировского района г. Самары ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанного законодательства на земельных участках по адресам: <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (), размещены свалки бытовых отходов. Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ Главе администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, законодательства о благоустройстве. До настоящего времени органом местного самоуправления мер к устранению несанкционированной свалок не принято. Просит суд обязать ответчика – администрацию Кировского внутригородского района г.о. Самары в течении трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести работы по вывозу бытовых и строительных отходов с территории земельных участках по адресам: <адрес>), <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (), <адрес> ().

Заочным решением Кировского районного суда г. Самара от 26.06.2020 года исковые требования Прокурора Кировского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара об обязании провести работы по вывозу бытовых и строительных отходов были удовлетворены.

Определением Кировского районного суда г. Самара от 05.08.2020 года заочное решение было отменено, производство по делу возобновлено.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Чернова О.В. уточнила исковые требования, просит суд обязать ответчика – администрацию Кировского внутригородского района г.о. Самары в течении трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести работы по вывозу бытовых и строительных отходов с территории земельных участках по адресам: <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (). Уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара по доверенности ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила отказать в их удовлетворении.

В судебном заседании представитель третьего лица СНТ "Металлист" ФИО2 удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Представители третьих лиц Администрации г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, СНТ "Ракитовка" в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, причины не явки суду не известны.

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, предоставил пояснение в которых просит рассмотреть дело без его участия, удовлетворение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Требованиями статьи 51 главы 7 указанного Федерального закона, с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 11 части 1 статьи 16 Закона).

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, приведенные правовые нормы Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки коммунальных отходов.

В силу ст. 1 Закона Самарской области от 06.04.2010 года N 36-ГД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды" отдельными государственными полномочиями Самарской области в сфере охраны окружающей среды наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области.

Таким образом, к вопросам местного значения муниципальных образований относится участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, что является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.

Судом установлено, что проведенной прокуратурой Кировского района г. Самары ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанного законодательства на земельных участках по адресам: <адрес> (), <адрес>), <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (), размещены свалки бытовых отходов.

Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ Главе администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, законодательства о благоустройстве.

До настоящего времени органом местного самоуправления мер к устранению несанкционированных свалок не принято.

Согласно пп.12 п.2 ст. 5 Устава Кировского внутригородского района городского округа Самара Администрация Кировского внутригородского округа Самара в соответствии с Законом Самарской области от 6 июля 2015 года N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" за Кировским районом городского округа Самара закреплены следующие вопросы местного значения городского округа Самара Самарской области из числа предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 7 Устава городского округа Самара Самарской области: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Виды отходов, относящихся к ТКО, определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года N 242, согласно которому относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.

Доказательств того, что на территории свалки располагаются отходы не отнесенные по своему классу к отходам коммунального происхождения, суду стороной ответчика не представлено.

В соответствии с Правилами благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Самара от 08.08.2019 года N 444, содержание и благоустройство территорий, не принадлежащих юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном праве и не закрепленных за ними в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется администрациями внутригородских районов (п.11 ст.4).

Кроме того, согласно п. 7.8 положения Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 года N 607-ст), если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Оценив обстоятельства дела, применив вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к мнению, что у администрации района имеется обязанность по уборке вышеуказанной территории, так как установлен факт бездействия ответчика при реализации мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности территории района, в связи с чем заявленные требования прокурора Кировского района г.о. Самара подлежат удовлетворению.

Доводы представителя Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара, касающиеся предъявления истцом требований к ненадлежащему ответчику, несостоятельны, поскольку именно на администрацию района возложена обязанность по содержанию и благоустройству территории внутригородских районов.

Иные доводы стороны ответчика, суд не принимает во внимание, как не опровергнутые и не основаны на нормах права.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом всех обстоятельств дела, времени года, погодных условий, а также характера и объема мероприятий, необходимых для работ по вывозу отходов, суд полагает, возможным установить срок не свыше трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, полагая, что он отвечает принципам разумности, справедливости и обоснованности.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Кировского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара об обязании провести работы по вывозу бытовых и строительных отходов удовлетворить.

Обязать администрацию Кировского внутригородского района г.о. Самары в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести работы по вывозу бытовых и строительных отходов с территории земельных участках по адресам: <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (), <адрес> ().

Решение может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд в апелляционном порядке через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: О.Н. Андрианова