ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-395/19 от 08.04.2019 Богородицкого районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2019 года пос.Куркино Тульской области

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Песковой Г.В.,

при секретаре Лукиной К.А.,

с участием заместителя прокурора Куркинского района Тульской области Кузиной С.В.,

главы Администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-395/19 по исковому заявлению прокурора Куркинского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Самарское Куркинского района Тульской области о понуждении ответчика разработать и принять административный регламент об осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства,

установил:

прокурор Куркинского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области, указывая, что прокуратурой Куркинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в администрации муниципального образования Самарское Куркинского района, в ходе которой установлено, что процедура, регламентирующая осуществление муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения, в администрации муниципального образования Самарское Куркинского района отсутствует, муниципальный нормативный правовой акт в виде административного регламента проведения мероприятий по контролю администрацией муниципального образования Самарское Куркинского района до настоящего времени не принят. Отсутствие процедуры, регламентирующей осуществление муниципального контроля в указанной сфере деятельности, свидетельствует о нарушении принципов законности и открытости деятельности органа местного самоуправления, и может привести к неблагоприятным последствиям в правоприменительной практике.

Отсутствие нормативно-правового акта в сфере осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории может привести к злоупотреблению предоставленными полномочиями должностными лицами органа местного самоуправления и создает почву для коррупционных проявлений при проведении проверок соблюдения правил благоустройства и принятия мер к лицам, допустившим подобные нарушения, в том числе, в виде неприменения мер ответственности.

На основании изложенного прокурор просит обязать Администрацию МО Самарское Куркинского района Тульской области в срок до 01.06.2019 года разработать и принять административный регламент об осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства.

В судебном заседании заместитель прокурора Куркинского района Тульской области Кузина С.В. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

В судебном заседании глава Администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области ФИО1 заявленные требования признала и не возражала против их удовлетворения, предоставив письменное заявление о признании иска. Последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ ей судом разъяснены и понятны.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу п.19 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.

В соответствии со ст.17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Из содержания п.4 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ следует, что муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

На основании ч.1, ч.2 ст.6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, отнесено: определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий. Также к полномочиям относится разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Решением собрания депутатов МО Самарское Куркинского района от 20.04.2018 утверждены «Правила благоустройства территории муниципального образования Самарское Куркинского района».

Исходя из смысла ч.4 ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ отсутствие административного регламента грубо нарушает права неопределенного круга лиц, подлежащих проверке, имеющих право ознакомиться с административным регламентом проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическими лицами, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.

В силу п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Прокурором Куркинского района 14.03.2019 в адрес главы Администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Данное представление рассмотрено с участием заместителя прокурора Кузиной С.В. и признано обоснованным. Администрацией МО Самарское Куркинского района Тульской области будет разработан административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования Самарское Куркинского района, что подтверждается письмом Администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области от 21.03.2019.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами Администрации муниципального образования Самарское Куркинского района Тульской области своих полномочий, что выразилось в непринятии нормативно-правового акта в сфере осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории, что недопустимо.

Суд полагает возможным согласиться с утверждением прокурора о том, что указанные выше обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку в соответствии со ст.39 ГПК РФ это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

С учетом изложенного, заявление прокурора Куркинского района Тульской области к Администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

обязать ответчика – Администрацию муниципального образования Самарское Куркинского района Тульской области в срок до 01.06.2019 разработать и принять административный регламент об осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области, в течение месяца.

Председательствующий