ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснотурьинск 28 апреля 2017 года
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Чумак О.А.,
с участием представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности от 05.10.2016 года,
при секретаре судебного заседания Городиловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Краснотурьинский центр занятости» к ФИО2 о расторжении договора, взыскании финансовой помощи,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Краснотурьинский центр занятости» (далее - ГКУ СЗН СО «Краснотурьинский центр занятости») обратилось в Краснотурьинский городской суд с исковым заявлением к ФИО2 о расторжении договора, взыскании единовременной финансовой помощи. В обоснование иска указав, что Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2012 « 122-ПП «О реализации отдельных полномочий Свердловской области в области содействия занятости населения» утвержден «Порядок предоставления гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации» (далее Порядок). В рамках данного Порядка между ГКУ СЗН СО «Краснотурьинский центр занятости» и ФИО2 30.05.2016 заключен договор «О предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации» №-СЗ, в связи с чем, ответчику предоставлена единовременная финансовая помощь в размере 58 800,00 руб. В настоящий момент ответчиком не исполнены условия договора №-СЗ от 30.05.2016, а именно: ФИО2 не организовала и не осуществляла предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом «Студия авторского вязания «Luxuria» в течение 12 месяцев со дня получения единовременной финансовой помощи; не осуществила расходы за счет единовременной финансовой помощи, необходимые для реализации бизнес-плана; не предоставила отчеты, с приложением финансовых документов, подтверждающих целевое расходование средств на открытие собственного дела не позднее шести месяцев со дня перечисления финансовой помощи; а также не направила ни одного сообщения об обстоятельствах, связанных с неисполнением обязательств по договору. В связи с неисполнением ответчиком условий договора от 30.05.2016 №-СЗ, в адрес ФИО2 была направлена претензия о ненадлежащем исполнении условий договора, в которой указан срок для предоставления документов, а также установлено требование для возврата денежных средств в добровольном порядке. До настоящего времени претензия оставлена ответчиком без удовлетворения. Истец просит суд расторгнуть договор от 30.05.2016 №-СЗ о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации», заключенный с ФИО2, взыскать с ответчика в его пользу сумму единовременной финансовой помощи в размере 58 800,00 руб., расходы по оплате банковских услуг, связанных с перечислением единовременной финансовой помощи в размере 235, 20 руб., расходы на услуги почты в размере 60, 60 руб.
Определением Краснотурьинского городского суда от 19.04.2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по труду и занятости населения Свердловской области.
В судебном заседании представитель истца ГКУ СЗН СО «Краснотурьинский центр занятости» -ФИО1, действующий на основании доверенности от 05.10.2016 года, поддержал исковые требования в полном объеме. В обоснование иска пояснил, что ФИО2 была оказана государственная услуга по содействию самозанятости путем заключения договора о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации на сумму 58800 рублей. В соответствии с условиями договора ФИО2 должна была выполнять условия вышеуказанного договора, а именно организовать и осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом «Студия авторского вязания «Luxuria» в течение 12 месяцев со дня получения единовременной финансовой помощи; осуществлять расходы за счет единовременной финансовой помощи, необходимые для реализации бизнес-плана; предоставлять отчеты с приложением финансовых документов, подтверждающих целевое расходование средств на открытие собственного дела не позднее шести месяцев со дня перечисления финансовой помощи; сообщать об обстоятельствах, связанных с неисполнением обязательств по договору. Указанные условия ответчиком не соблюдены, в связи с чем, в адрес ФИО2 была направлена претензия о ненадлежащем исполнении условий договора, в которой указан срок для предоставления документов, а также установлено требование для возврата денежных средств в добровольном порядке. До настоящего времени требования претензии ответчиком не удовлетворены. Истец просит суд расторгнуть договор от 30.05.2016 №-СЗ о предоставлении единовременной финансовой помощи, заключенный с ФИО2, взыскать с ответчика в его пользу сумму единовременной финансовой помощи в размере 58 800,00 руб., расходы по оплате банковских услуг, связанных с перечислением единовременной финансовой помощи в размере 235, 20 руб., расходы на услуги почты в размере 60, 60 руб.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена путем направления судебной повестки по месту жительства заказным письмом с уведомлением и размещения информации на официальном сайте суда, ходатайств об отложении дела или о рассмотрении дела в ее отсутствие в суд не поступало.
Представитель третьего лица Департамента по труду и занятости населения Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен путем направления судебного извещения по месту нахождения и размещения информации на официальном сайте суда. От директора Департамента по труду и занятости населения по Свердловской области ФИО3 поступил отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие, а также удовлетворить требования истца в полном объеме.
На основании ст. 233 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судом, с учетом мнения представителя истца, определено рассмотреть дело в отсутствие ответчика, третьего лица в порядке заочного производства.
Определением Краснотурьинского городского суда от 28 апреля 2017 года исковое требование ГКУ СЗН СО «Краснотурьинский центр занятости» к ФИО2 о расторжении договора о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд считает требования ГКУ «Краснотурьинский центр занятости» к ФИО2 о взыскании финансовой помощи подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно ч. 2 ст. 7.1.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
В целях реализации Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Правительством Свердловской области издано Постановление от 15.02.2012 года № 122-ПП «О реализации отдельных полномочий Свердловской области в области содействия занятости населения», которым утвержден порядок предоставления гражданам, признанным в установленном порядке безработными единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (далее по тексту - Порядок).
Из положений п.п. 3-5, 14, 15 Порядка следует, что финансовая помощь на открытие собственного дела, а также финансовая помощь на подготовку документов предоставляется за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на оказание государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан) в законе Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на оказание финансовой помощи на открытие собственного дела, а также финансовой помощи на подготовку документов, является Департамент по труду и занятости населения Свердловской области (далее - Департамент).
Получателями средств областного бюджета, направляемых на оказание финансовой помощи на открытие собственного дела, а также финансовой помощи на подготовку документов в соответствии с бюджетной сметой, являются центры занятости.
С гражданином, в отношении которого принято решение о предоставлении финансовой помощи на открытие собственного дела, центр занятости заключает договор о предоставлении единовременной финансовой помощи.
Финансовая помощь на открытие собственного дела предоставляется в размере двенадцатикратного максимального размера пособия по безработице.
Согласно п. 17 Порядка финансовая помощь на открытие собственного дела выплачивается на основании приказа центра занятости в течение 30 дней с даты представления гражданином в центр занятости:
1) копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
2) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (представляется учредителями юридических лиц).
П. 19 Порядка предусмотрено, что граждане представляют отчеты об израсходованных средствах финансовой помощи на открытие собственного дела не позднее шести месяцев со дня перечисления указанной финансовой помощи на счет получателя финансовой помощи по форме согласно приложению к настоящему порядку.
Установлено, что 17.03.2016 года ФИО2 обратилась в ГКУ СЗН СО «Краснотурьинскимй центр занятости» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан (л.д. 6).
30.05.2016 года между истцом и ответчиком был заключен договор №-СЗ о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, в соответствии с которым центр занятости обязуется предоставить гражданину единовременную финансовую помощь при государственной регистрации, а также на подготовку документов для соответствующей регистрации, а гражданин – организовать и осуществлять предпринимательскую деятельность (л.д. 7-9).
28.06.2016 года копия свидетельства о государственной регистрации была предоставлена ФИО2 в ГКУ «Краснотурьинский центр занятости» (л.д. 44).
На основании приказа директора ГКУ «Краснотурьинский центр занятости» от 28.06.2016 года № 180ФЗ/1620 «Об оказании единовременной финансовой помощи при предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан» (л.д. 10) ФИО2 оказана единовременная финансовая помощь в размере 58 800 рублей, что подтверждаемся платежным поручением № 447 от 29.06.2016 года (л.д.11).
Согласно п.2.2 договора о предоставлении единовременной финансовой помощи гражданин обязуется после получения выписки из протокола межведомственной комиссии г.о. Краснотурьинск о предоставлении единовременной финансовой помощи обратиться в налоговый орган по месту жительства для государственной регистрации; представить в центр занятости в течение 30 календарных дней со дня заключения настоящего договора копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; организовать и осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с планом в течение не менее 12 месяцев со дня получения единовременной финансовой помощи; осуществлять расходы за счет единовременной финансовой помощи, необходимые для реализации бизнес-плана; представить в центр занятости отчеты по установленной форме с приложением финансовых документов, подтверждающих целевой использование средств на организацию собственного дела не позднее шести месяцев со дня зачисления финансовой помощи на счет гражданина.
Согласно п. 20 Порядка финансовая помощь на открытие собственного дела подлежит частичному возврату в областной бюджет в течение 10 дней с момента получения соответствующего требования центра занятости в случае:
1) государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица, выхода из состава учредителей юридического лица, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства ранее 12 месяцев с момента получения финансовой помощи на открытие собственного дела - в размере, определяемом пропорционально периоду, оставшемуся до истечения 12 месяцев с момента получения финансовой помощи на открытие собственного дела;
2) непредставления отчета об израсходованных средствах единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства - в размере суммы, по расходованию которой не представлен отчет;
3) использования финансовой помощи на открытие собственного дела на цели и мероприятия, не предусмотренные бизнес-планом, - в размере суммы нецелевых расходов.
В силу п. 21 Порядка финансовая помощь на открытие собственного дела подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме в течение 10 дней с момента получения соответствующего требования центра занятости в случае установления факта представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, других недостоверных данных для признания его безработным.
При невозврате финансовой помощи на открытие собственного дела в указанный срок центр занятости принимает меры по взысканию подлежащих возврату средств в областной бюджет в судебном порядке (п. 22 Порядка).
Указанная ответственность сторон также предусмотрена положениями раздела 3 договора №02-СЗ от 30.05.2016 года о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, заключенного с ФИО2 (л.д. 8), с которыми ответчик была ознакомлена.
Доказательств предоставления отчета об израсходованных средствах единовременной финансовой помощи не позднее шести месяцев со дня зачисления финансовой помощи на счет гражданина ответчиком в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суду не представлено.
15.01.2017 года в адрес ФИО2 ГКУ «Краснотурьинский центр занятости» направлено требование о возврате единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 58 800 рублей (л.д. 15-16), которое осталось без удовлетворения.
Поскольку не предоставление отчета является основанием для частичного возврата в областной бюджет финансовой помощи в размере суммы, по расходованию которой не представлен отчет, принимая во внимание, что отчет о расходовании средств вообще не был представлен, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требований истца о взыскании единовременной финансовой помощи в полном объеме.
В связи с чем, требования истца о взыскании с ответчика денежной суммы в размере 58 800 руб. подлежат удовлетворению.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно п. 30 Порядка финансовая помощь на открытие собственного дела и финансовая помощь на подготовку документов перечисляются центром занятости в установленном порядке на счета граждан, открытые в кредитных организациях.
В силу п. 31 Порядка оплата банковских услуг, связанных с перечислением гражданам финансовой помощи на открытие собственного дела и финансовой помощи на подготовку документов, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на оказание государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, в размере не более 0,5 процента от выплаченной суммы.
В судебном заседании установлено, что на оплату банковских услуг, связанных с перечислением ФИО2 финансовой помощи, истец понес расходы в размере 235 руб., что подтверждается платежным поручением № 486 от 05.07.2016 года, а также расходы на отправление почтовой корреспонденцией требования ФИО2 о возврате финансовой помощи в размере 60,60 руб., в связи с чем, указанные суммы подлежат взысканию с ФИО2 в пользу истца в возмещение понесенных им расходов, необходимых для восстановления нарушенного права.
Согласно ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина сумме 1972 руб. 87 коп.
На основании вышесказанного и руководствуясь ст. ст. 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Краснотурьинский центр занятости» к ФИО2 о взыскании финансовой помощи удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с ФИО2 в пользу государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Краснотурьинский центр занятости» сумму финансовой помощи в размере 58 800 руб. 00 коп., расходы на оплату банковских услуг в размере 235 рублей, почтовые расходы в размере 60 рублей 60 копеек, всего взыскать 59095 (пятьдесят девять тысяч девяносто пять) рублей 60 копеек.
Взыскать с ФИО2 в доход городского округа Краснотурьинск государственную пошлину в размере 1972 руб. 87 коп.
Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене данного решения суда в течение семи дней со дня получения копии решения.
На решение может быть принесена апелляционная жалоба в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей жалобы через Краснотурьинский городской суд Свердловской области.
Решение в окончательной форме изготовлено с использованием компьютерной техники 02.05.2017 года.
Председательствующий: судья (подпись) О.А.Чумак
СОГЛАСОВАНО