Ленинский районный суд г. Краснодара
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Краснодара — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
К Делу № 2-3960/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«01» октября 2010 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Синяговской О.В.
при секретаре Сагайдак Т.И.,
при участии прокурора Карпенко Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Западном внутригородском округе г. Краснодара о взыскании недополученной компенсационной выплаты и понуждении к выплате ежемесячной компенсации вреда здоровью умершего инвалида с последующей индексацией,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Западном внутригородском округе г. Краснодара о взыскании недополученной компенсационной выплаты и понуждении к выплате ежемесячной компенсации вреда здоровью умершего инвалида с последующей индексацией.
В обоснование своих требований истица указала, что является вдовой ФИО2, умершего инвалида 2 группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Ответчик выплачивает ей и их дочери, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью семье умершего инвалида и компенсацию за потерю кормильца. Просит взыскать с ответчика в ее пользу недополученную сумму выплаты в счет возмещения вреда семье умершего инвалида за период с 19.06.2009г. по 31.12.2009г. в размере 28 698 рублей 12 копеек на дочь ФИО3; за период с 22.06.2009г. по 31.12.2009г.-на нее в сумме 27 393 рубля 66 копеек. Обязать ответчика с 01.01.2010г. ежемесячно выплачивать ей за счет средств федерального бюджета сумму компенсации в возмещение вреда здоровью семье умершего инвалида на нее и дочь в размере 6 846 рублей 99 копеек каждой с последующей индексацией.
В судебном заседании истица требования иска поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, ФИО4 в судебном заседании возражала против иска.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в иске отказать, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, ФИО1 является вдовой инвалида 2 группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Ее супруг - ФИО2, умерший 26.06.2008 года, получал сумму возмещения вреда здоровью в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 4 981 рубль 44 копейки, а также денежную компенсацию в возмещение вреда по исполнительным листам в соответствии с решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 28.04.2006г. и определением от 30.05.2007г. в размере 11 460 рублей 29 копеек.
ФИО1 и ее дочь - ФИО3 согласно п. 25 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 получают ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью семье умершего инвалида с 22.06.2009г. в размере 1 876 рублей 34 копейки, то есть в размере 1/3 доли на каждого нетрудоспособного иждивенца от размера по соответствующей группе инвалидности супруга.
По решению Ленинского районного суда г. Краснодара от 28.04.2006г. и определению Ленинского районного суда г. Краснодара от 30.05.2007г. суммы в возмещение вреда здоровью выплачивались и предназначались лично ФИО2
В соответствии с требованием ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается со смертью кредитора, если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство неразрывно связано с личностью кредитора.
В соответствии с ч. 2 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства не входят права и обязанности, непосредственно связанные с личностью наследодателя, в частности, право на возмещение вреда.
Таким образом, право требовать компенсации в возмещение вреда связано с личностью ФИО2, носит личностный характер и не входит в состав наследственного имущества, а, следовательно, не может переходить по наследству.
Процессуальное правопреемство наследников допускается в отношении начисленных сумм, недополученных в связи со смертью, которые умерший мог получить при жизни, а не в части продолжения выплаты наследнику сумм, предназначавшихся умершему.
Кроме того, Федеральным законом от 12.02.2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введенным в действие с 15.02.2001 года, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения.
Так, п. 25 ст. 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы - 5000 руб., инвалидам 2 группы - 2500 руб., инвалидам 3 группы - 1000 руб.
Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью второй следующего содержания, согласно которой в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 25 ч. 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Из содержания этой нормы видно, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15.02.2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15.02.2001 года редакцией п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона, а в этом пункте с 15.02.2001 года предусмотрены только твердые суммы.
Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона.
Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 607 утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно абз. 2 п. 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.
Аналогичная норма содержится и в абзаце втором п. 4 Разъяснения Минтруда России 30.11.2001 года № 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30.11.2001 года № 83.
В п. 3.3. постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П указано, что из п. 25 части первой, части второй ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльекой АЭС» в редакции от 12.02.2001 года в их нормативном единстве с ч.ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 года (то есть после 15 февраля 2001 года). Данное положение не противоречит Конституции Российской Федерации.
Таким образом, из анализа действующего законодательства) следует, что нетрудоспособным иждивенцам умершего инвалида, после вступления в действие Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, размер компенсации может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п. 25 ст. 14 базового закона.
В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца, исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 года, сама ФИО1 до 15 февраля 2001 года получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ, Управление социальной защиты населения в Западном округе г. Краснодара правильно назначило сумму выплаты возмещения вреда, исходя из суммы компенсации, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 в редакции Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Западном внутригородском округе г. Краснодара о взыскании недополученной компенсационной выплаты и понуждении к выплате ежемесячной компенсации вреда здоровью умершего инвалида с последующей индексацией – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней.
Председательствующий -