ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3960 от 05.09.2011 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

                                                                                    Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Мотивированное решение изготовлено 05 сентября 2011 года Дело № 2-3960/25(11)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  29 августа 2011 года г. Екатеринбург

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Чирковой Т.Н., при секретаре Федосеевой Ю.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора  В, представителя ответчика Администрации  А, представителя ответчика  Е, представителя третьего лица Екатеринбургской городской Думы З, представителя третьего лица Департамента финансов Администрации  Г,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора , действующего в интересах неопределенного круга лиц, к , Администрации  о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, выделить денежные средства на проведение аттестации,

установил:

Прокурор , действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд  с вышеуказанным иском к , Администрации .

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой  проведена проверка соблюдения трудового законодательства, в том числе об охране труда, в .

С целью обеспечения охраны труда проводятся мероприятия по аттестации рабочих мест, обязанность по аттестации рабочих мест возложена законом на каждого работодателя.

Проверкой установлено, что в  предписания действующего законодательства об аттестации рабочих мест не исполняются.

Из справки, полученной в ходе проверки, следует, что в  на 13.07.2011 года имеется 133 рабочих места.

Из ответа Главы  следует, что провести аттестацию рабочих мест по условиям труда не представилось возможным по причине отсутствия финансирования, поскольку  является территориальным органом Администрации горда  и финансируется за счет средств бюджета муниципального образования «город ». Кроме того, Администрацией  не был определен единый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах на основании проведенных замеров в целях выявления вредных и(или) опасных производственных факторов. В  не произведена оценка всех рабочих мест по показателям вредности и опасности, что лишает ее работников права на получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и(или) опасных производственных факторов, права на получение компенсации за работу во вредных условиях труда.

 города является территориальным органом Администрации , осуществляет на территории района города исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции. Финансирование деятельности администрации района осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «г. Екатеринбург» по смете района на основании сметы доходов и расходов администрации района. Экономическую основу деятельности администрации района составляют средства бюджета муниципального образования «г. Екатеринбург», муниципальное имущество, переданное администрации района для осуществления своих полномочий, иное имущество, предназначенное для осуществления ею предоставленных полномочий.

Статья 226 ч. 1 Трудового кодекса Российской Федерации определяет источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

В силу закона обязанность по финансированию проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в  возникает у Администрации .

На основании статей 353 Трудового кодекса Российской Федерации, 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит возложить на Администрацию  обязанность выделить денежные средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в ; возложить на  обязанность провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда.

Определением Кировского районного суда  от 16.08.2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Департамент финансов Администрации  и Екатеринбургская городская Дума (л.д. 123).

В судебном заседании старший помощник прокурора  В исковые требования поддержал в полном объеме по предмету и основаниям. Требований об установлении конкретного срока для проведения аттестации истцом не заявлялось в связи с длительностью данного процесса.

Представитель третьего лица Департамента финансов Администрации  Г по доверенности от 21.07.2011 года пояснил, что исковые требования к Администрации  полагает необоснованными. Пояснил, что  является самостоятельным участником бюджетного процесса, имеет право самостоятельно обращаться с заявками на выделение бюджетных средств.

Представитель третьего лица Екатеринбургской городской Думы З по доверенности от 10.02.2011 года пояснила, что проект бюджета муниципального образования «г. Екатеринбург» начинает разрабатываться в августе. Проект бюджета в Думу на утверждение вносит глава Администрации города. Как администрация Екатеринбурга, так и районные администрации являются участниками бюджетного процесса, главными распорядителями выделенных им бюджетных средств, они имеют право подавать заявки в бюджет как при формировании бюджета на очередной год, так и обращаться с заявками, на основании которых в течение года в закон о бюджете могут быть внесены изменения.

Представитель ответчика  Е по доверенности от 23.12.2010 года исковые требования не признала. Подтвердила, что аттестация рабочих мест не проводилась из-за отсутствия финансирования. Пояснила, что  финансируется из бюджета муниципального образования, заявка о выделении денежных средств на проведение аттестации сделана.

Представитель ответчика Администрации  А по доверенности от 01.08.2011 года исковые требования не признал, поддержал доводы письменного отзыва на исковое заявление (л.д. 26-28). Указал, что администрация района является юридическим лицом, расходы на ее содержание предусматриваются в бюджете муниципального образования.  выступает главным распорядителем бюджетных средств, в отношении районной администрации Администрация  не обладает полномочиями главного распорядителя средств бюджета, поэтому не вправе выделять денежные средства из бюджета МО «г. » для финансирования расходов , связанных с проведением аттестации рабочих мест по условиям труда. Проект бюджета готовится по заявкам всех получателей бюджетных средств, а его утверждение относится к исключительной компетенции Городской думы. Единственным источником финансирования, в соответствии с Уставом, является бюджет. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Заслушав пояснения сторон, изучив доказательства, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.

Согласно со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В силу ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации установлено право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

В силу ч. 1 и ч. 3 ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также на получение достоверной информации от работодателя, об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 9 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

С 01.09.2011 года вступил в силу порядок аттестации рабочих мест, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 года № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

В соответствии с данным порядком аттестации подлежат все рабочие места работодателя (пункт 4).

Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера (пункт 6).

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации (пункт 8).

Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации (пункт 9).

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются документы, указанные в пункте 44 постановления.

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Из выше приведенных правовых норм следует, что на каждого работодателя возлагается обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

Решением Екатеринбургской городской Думы от 09.06.2009 № 15/6 утверждено Положение «Об администрации района ». Как следует из п. 1 указанного Положения,  образуется в соответствии с Уставом муниципального образования «город », является территориальным органом Администрации  и осуществляет на территории района  исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции.

В силу п.  в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и , подзаконными нормативными актами федеральных государственных органов исполнительной власти и органов государственной исполнительной власти , Уставом муниципального образования «город », решениями Екатеринбургской городской Думы, постановлениями и распоряжениями Главы  и настоящим Положением.

В соответствии с п.  в своей деятельности подконтрольна и подотчетна Главе , Екатеринбургской городской Думе и Администрации , подотчетна населению.

Согласно п. 4 положения, администрация района обладает правами юридического лица, для осуществления своих полномочий наделяется имуществом на праве оперативного управления. Аналогичное положение закреплено в Уставе муниципального образования «город Екатеринбург» (ст. 41).

Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.10.2010 года подтверждает, что  является юридическим лицом (л.д. 10-14).

Распоряжением Администрации  № 152-р от 01.07.2011 года утверждена структура администраций района, включая  (л.д. 15-18).

Из справки № 64/07-20/132 от 13.07.2011 года следует, что в  имеется 133 рабочих места (л.д. 7).

Из ответа на запрос № 64/01-33/1546 от 13.07.2011 года следует, что аттестация указанных рабочих мест по условиям труда в  не проводилась из-за отсутствия финансирования. Кроме этого, в ответе указано, что Администрацией  не был определен единый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (л.д. 6).

В судебном заседании представитель  подтвердил, что аттестация рабочих мест ответчиком не проводилась.

Принимая во внимание, что  является самостоятельным юридическим лицом, в отношении своих работников она осуществляет права и несет обязанности работодателя, суд приходит к выводу, что обязанность по аттестации рабочих мест по условиям труда подлежит безусловному выполнению ответчиком независимо от осуществления финансирования. Иное толкование противоречит принципам правового регулирования трудовых отношений, закрепленным в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации. Следовательно, требование истца к  о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда подлежит удовлетворению.

Оценивая требование истца к Администрации  о возложении обязанности выделить денежные средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в , суд приходит к следующему.

Муниципальное образование «город » имеет свои органы, каждый из которых выполняет свои функции и действует в пределах компетенции, предоставленной ему Уставом муниципального образования «г. ».

В соответствии со ст. 24 Устава, структуру органов местного самоуправления образуют: городская Дума, Глава Екатеринбурга - Председатель Екатеринбургской городской Думы, Администрация .

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом.

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета муниципального образования.

Органы местного самоуправления действуют в соответствии с собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленными федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом. Органы местного самоуправления не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к ведению других органов местного самоуправления.

Представительным органом муниципального образования является Екатеринбургская городская Дума (далее - городская Дума).

Высшим должностным лицом муниципального образования является Глава Екатеринбурга - Председатель Екатеринбургской городской Думы.

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является Администрация  (ст. 6 Устава).

Статьей 26 Устава к исключительным полномочиям городской Думы отнесено утверждение бюджета муниципального образования и отчета о его исполнении по представлению главы Администрации .

В соответствии со ст. 36 Устава, Администрация  является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Расходы на обеспечение деятельности Администрации  предусматриваются в бюджете муниципального образования отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В силу ст. 37 Устава, Администрация  осуществляет все организационно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, решениями городской Думы, правовыми актами Администрации , в том числе: обеспечивает составление и составляет проект бюджета муниципального образования (проект бюджета муниципального образования и среднесрочного финансового плана), обеспечивает исполнение бюджета муниципального образования и составление бюджетной отчетности.

Согласно ст. 38 Устава, в целях обеспечения деятельности главы Администрации , Администрации  по формированию и исполнению бюджета муниципального образования, контролю его исполнения и составления бюджетной отчетности создается финансовый орган Администрации  с правами юридического лица. В судебном заседании установлено, что таким органом является Департамент финансов Администрации .

Статья 41 Устава определяет полномочия районных администраций. В силу пункта 6 указанной статьи, расходы на содержание администрации района предусматриваются в бюджете муниципального образования.

Положением «Об администрации района » в соответствии с данной нормой устава закреплено, что финансирование деятельности администрации района осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» по смете района на основании сметы доходов и расходов администрации района (пункты 29, 31).

В соответствии со ст. 57 Устава, муниципальное образование имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Администрация  обеспечивает составление и составляет проект бюджета муниципального образования (проект бюджета муниципального образования и среднесрочного финансового плана), обеспечивает исполнение бюджета муниципального образования и составление бюджетной отчетности.

Финансовый орган Администрации  непосредственно составляет проект бюджета муниципального образования (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), организует исполнение бюджета муниципального образования, устанавливает порядок составления бюджетной отчетности и составляет бюджетную отчетность, ведет муниципальную долговую книгу.

Городская Дума своим решением утверждает бюджет муниципального образования.

В силу ст. 61 Устава, в бюджетном процессе, кроме иных органов, непосредственно участвуют главные распорядители бюджетных средств.

Постановлением Администрации  от 14.03.2011 № 918 утвержден «Реестр главных распорядителей и получателей средств бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» на 2011 год». В соответствии с данным реестром  является главным распорядителем средств бюджета в отношении самой  и ряда подведомственных учреждений.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации использование бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств относится к полномочиям главного распорядителя бюджета.

Таким образом, денежные средства на финансирование мероприятий по аттестации рабочих мест должны быть предусмотрены в бюджете муниципального образования. Следовательно, решение вопроса о выделении денежных средств на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в районной администрации не относится к компетенции Администрации .

При этом, как главный распорядитель бюджетных средств  не только использует выделенные ей по смете денежные средства, но и обладает правом в рамках бюджетного процесса вносить предложения по формированию сметы расходов. Следовательно, заявка на выделение в бюджете денежных средств может быть сделана администрацией района независимо от участия Администрации . Данное обстоятельство суд также учитывает, оценивая доводы  об отсутствии финансирования на указанные цели.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что выделение денежных средств на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в  не входит в компетенцию Администрации , поэтому в удовлетворении исковых требований к данному ответчику надлежит отказать.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора , действующего в интересах неопределенного круга лиц, к  о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда удовлетворить.

Обязать  провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда.

Исковые требования прокурора , действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации  о возложении обязанности выделить денежные средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в  оставить без удовлетворения.

Взыскать с  государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Копия верна

Судья Т.Н. Чиркова