ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3961/2015 от 30.07.2015 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-3961/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Литвинова Д.О.,

при секретаре Шичковой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 30.07.2015 года гражданское дело по иску прокурора Кировского АО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Цирк-Клуб» о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения, приостановлении деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского АО г. Омска обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО «Цирк-Клуб» о признании действий по предоставлению услуг гражданам в виде проведения культурно-массовых зрелищных мероприятий (концертов, выступлений) с нарушением требований пожарной безопасности незаконными, возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, приостановке деятельности по оказанию услуг гражданам в виде проведения культурно-массовых зрелищных мероприятий до устранения нарушений требований пожарной безопасности.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Кировского административного округа совместно с ОНД по КАО г. Омска ГУ МЧС России по Омской области 05.06.2015 проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав потребителей и пожарной безопасности в деятельности ООО «Цирк-Клуб» (цирк-шапито, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося сезонным строением), в ходе которой установлено, что ООО «Цирк-Клуб» предоставляются услуги по проведению культурно-массовых зрелищных мероприятий (концертов-выступлений) под брендом «Цирк Демидовых».

При этом ООО «Цирк-Клуб» нарушаются требования законодательства о пожарной безопасности, в том числе:

- Отсутствуют специальные технические условия на сооружении цирка, предусмотренные п. 2 ст. 78 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- В помещении отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожарах (п. 7.1 табл. А СП 5.13130.2009);

- Отсутствует система дымоудаления в здании цирка (п. 7.2 СП 7.13130.2009);

- Покрытие помещения из поливинилхлорида STARP класса пожарной опасности более КМ0 (фактически КМ3) (табл. 3 табл. 29 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- Ширина путей эвакуации трибун менее 1,35 метра фактически (0,9 метра) (п. 6.2.11 табл. А СП 5.13130.2009);

- Отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом ХIII правил противопожарного режима в Российской Федерации (п. 2 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»);

- Обслуживающий персонал организации не прошёл обучение по пожарно-техническому минимуму (п. 3 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»);

- В помещении отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»);

- В помещении отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре (п. 7 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»);

- Помещение цирка не обеспечено электрическими фонарями из расчёта 1 фонарь на 50 человек (п. 38 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»);

- В помещении отсутствуют знаки пожарной безопасности, обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы (п. 43 Постановления Правительства от 25.04.2012
№ 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»);

- Не ведется учёт наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в специальном журнале (п. 478 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»);

- Допускается хранение инвентаря под трибунами (п. 109 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»).

При наличии указанных нарушений услуги, предоставляемые ООО «Цирк-Клуб», не отвечают требованиям безопасности и создают угрозу для жизни и здоровья потребителей.

Просил признать действия ООО «Цирк-Клуб» по предоставлению гражданам услуг в виде поведения культурно-массовых зрелищных мероприятий (концертов-выступлений) с нарушениями требований пожарной безопасности незаконными; обязать устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности; приостановить предоставление гражданам услуг в виде проведения культурно-массовых зрелищных мероприятий (концертов-выступлений) в цирке, установленном в вблизи ТК «Континент», расположенном по адресу: <адрес> до устранения нарушений требований пожарной безопасности.

В уточненном исковом заявлении от 30.07.2015 прокурор Кировского АО г. Омска просил признать действия ООО «Цирк-Клуб» по предоставлению гражданам услуг в виде поведения культурно-массовых зрелищных мероприятий (концертов-выступлений) с нарушениями требований пожарной безопасности незаконными, обязать ООО «Цирк-Клуб устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии специальных технических условий на сооружение цирка, предусмотренных
п. 2 ст. 78 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В судебном заседании помощник прокурора Кировского АО г. Омска Трофименко А.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Цирк-Клуб» Бейсенов А.Х., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что проверка проведена с нарушением норм федерльного законодательства, наличие выявленных нарушений не признал, указал, что в настоящий момент цирк прекратил свою деятельность.

Представитель третьего лица ОНД по Кировскому АО г. Омска Новиков М.Н. в судебном заседании 22.07.2015 пояснил, что принимал участие в качестве специалиста при проведении проверки соблюдения ООО «Цирк-Клуб» требований пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены вышеуказанные нарушения. Впоследствии нарушения были частично устранены, вместе с тем, отсутствовали специальные технические условия на сооружения цирка.

Представитель третьего лица ОНД по Кировскому АО г. Омска Комлев И.Г. исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что специалисты отдела надзорной деятельности привлекались к участию в проведении проверки в качестве специалистов, поскольку сама проверка проводилась прокуратурой Кировского ОА г. Омска. По результатам проверки в прокуратуру направлена информация с перечнем выявленных нарушений.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 01.06.2015 между ЗАО Торговый Центр «Континент» и ООО «Цирк-Клуб» был заключен договор, по условиям которого администрация торгового центра предоставила ООО «Цирк-Клуб» право размещения объекта: передвижного развлекательного комплекса «Цирк-Клуб» для проведения развлекательных мероприятий на прилегающей к объекту недвижимого имущества – ЗАО ТЦ «Континент» территории по адресу: <адрес>. В свою очередь ООО «Цирк-Клуб» приняло на себя обязанность добросовестно вести коммерческую деятельность (иметь надлежаще оформленные документы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации); содержать место размещения передвижного цирка-шапито в порядке, предусмотренном противопожарными правилами; нести полную ответственность перед контролирующими организациями за соблюдением противопожарной безопасности (п. 2.2 Договора). Договором также установлено, что ООО «Цирк-Клуб» несет исключительную ответственность за получение и поддержание в силе любых разрешений, необходимых для ведения коммерческой деятельности (п. 5.2 Договора).

Договор заключен сроком с 01.06.2015 по 30.06.2015. Каких-либо сведений о расторжении или прекращении действия договора в течение указанного срока в материалах дела не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Из изложенного следует, что исполнитель услуги обязан обеспечить соответствие предоставляемых услуг, в том числе требованиям пожарной безопасности.

В статье 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» указано, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно статье 37 данного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Во исполнение требований указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 25.04.2012 № 390, которым утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Каких-либо исключений относительно требований, предъявляемых к временным сооружениям, названные Правила не содержат. Напротив, к зрелищным учреждениям, коим является и указанный передвижной цирк-шапито, предъявляются повышенные требования противопожарной безопасности (раздел IV Правил).

Судом установлено, что на момент осуществления концертной деятельности в цирке ООО «Цирк-Клуб» в ходе проведенной 05.06.2015 года прокуратурой Кировского АО г. Омска проверки были установлены нарушения требования законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- Отсутствуют специальные технические условия на сооружении цирка, предусмотренные п. 2 ст. 78 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- В помещении отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожарах (п. 7.1 табл. А СП 5.13130.2009);

- Отсутствует система дымоудаления в здании цирка (п. 7.2 СП 7.13130.2009);

- Покрытие помещения из поливинилхлорида STARP класса пожарной опасности более КМ0 (фактически КМ3) (табл. 3 табл. 29 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- Ширина путей эвакуации трибун менее 1,35 метра фактически (0,9 метра) (п. 6.2.11 табл. А СП 5.13130.2009);

- Отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом ХIII правил противопожарного режима в Российской Федерации (п. 2 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»);

- Обслуживающий персонал организации не прошёл обучение по пожарно-техническому минимуму (п. 3 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»);

- В помещении отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»);

- В помещении отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре (п. 7 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»;

- Помещение цирка не обеспечено электрическими фонарями из расчёта 1 фонарь на 50 человек (п. 38 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»);

- В помещении отсутствуют знаки пожарной безопасности, обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы (п. 43 Постановления Правительства от 25.04.2012
№ 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»);

- Не ведется учёт наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в специальном журнале (п. 478 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»);

- Допускается хранение инвентаря под трибунами (п. 109 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»).

Названные обстоятельства подтверждаются письмом Территориального отдела надзорной деятельности Кировского АО г. Омска от 10.06.2015 (л.д. 16).

На момент осуществления концертной деятельности в ООО «Цирк-Клуб» часть выявленных нарушений была устранена. Однако по состоянию на 23.06.2015 осталось не устраненным следующее нарушение:

- Отсутствуют специальные технические условия на сооружение цирка, предусмотренные п. 2 ст. 78 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

Наличие названного нарушения подтверждается письмом начальника Территориального отдела надзорной деятельности КАО г. Омска от 23.06.2015.

Доводы представителя ООО «Цирк-Клуб» о том, что специальные технические условия были представлены в ходе проведения проверки, в связи с чем данные нарушения также были устранены, опровергаются письмом начальника Территориального отдела надзорной деятельности Кировского АО г. Омска от 23.06.2015, согласно которому, представленные специальные технические условия не соответствуют установленным требования, а также не прошли процедуру согласования, установленную Приказом МЧС России от 28.11.2011 № 710 «Об утверждении Административного регламента МЧС предоставления государственной услуги по согласованию технических условий объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности».

Оценивая поименованное нарушение, суд исходит из следующего.

В силу ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

При этом статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Вышеуказанными доказательствами по делу бесспорно установлена возможность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц при осуществлении деятельности ООО «Цирк-Клуб», в том числе несовершеннолетних, поскольку наличие перечисленных нарушений свидетельствует о нахождении здания цирка, а также присутствующих в нем лиц в состоянии незащищенности от пожаров, что в силу ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации является достаточным основанием для запрещения деятельности, создающей опасность.

По смыслу ст. 1065 ГК РФ для запрещения соответствующей деятельности достаточно лишь установление факта возможной опасности причинения вреда, вне зависимости от того, реализована ли такая опасность в конкретном случае.

В такой ситуации требования прокурора Кировского АО г. Омска, направленные на устранение выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что прокурорская проверка была проведена в нарушение требований Федерального закона от 26 декабря 2008г. N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а полученные при проведении проверки доказательства не могут быть положены в основу решения суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ч. 3 ст. 1 названного Закона его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.

В свою очередь в силу ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.

Исходя из буквального толкования названной нормы, основанием для проверки исполнения законов организациями является поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения закона, однако закон не предусматривает конкретной формы фиксации такой информации (письменная, заявления или обращения граждан), в связи с чем прокурорский надзор может быть осуществлен в случае наличия любой информации о допущенных нарушениях (устное сообщение, реклама в средствах массовой информации, публичные выступления и т.д.).

В материалы рассматриваемого гражданского дела представлены письменные обращения граждан с просьбами о проведении проверки деятельности ООО «Цирк-Клуб».

В связи с чем, доводы представителя ответчика в части отсутствия информации, которая послужила основанием для проведения внеплановой проверки, суд считает необоснованными.

В силу ст. 23 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» по результатам проверки прокурор или его заместитель приносит протест либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, являются несостоятельными и доводы представителя ответчика о том, что ООО «Цирк-Клуб» не были представлены документы по результатам проведенной проверки, так как прокурор, воспользовавшись предоставленным ему правом, обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц; при этом в ходе рассмотрения гражданского дела ответчик был ознакомлен со всеми имеющимися документами и имел возможность представить на них свои возражения.

Кроме того, сам по себе факт устранения выявленных нарушений и передачи в надзорный орган специальных технический условий, правоустанавливающих документов в отношении юридического лица свидетельствует об осведомленности ООО «Цирк-Клуб» о проводимой проверке соблюдения законодательства о пожарной безопасности. Следовательно, ответчик имел возможность обратиться в органы прокуратуры для ознакомления с результатами проверки. Кроме того, ответчик действия надзорных органов не обжаловал, факт наличия нарушений до судебного заседания не отрицал.

Несмотря на наличие у ответчика права представлять свои возражения относительно заявленного иска, каких-либо доказательств устранения выявленного нарушения ответчиком по делу не представлено. Не оспорена ответчиком и достоверность представленных истцом доказательств.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.

В такой ситуации, руководствуясь ст.ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

Признать действия ООО «Цирк-Клуб» (ОГРН 1122223014077, ИНН 2222808723, дата регистрации 20.11.2012) по предоставлению гражданам услуг в виде проведения культурно-массовых зрелищных мероприятий (концертов-выступлений) в шатре цирка установленном вблизи ТК «Континент», расположенном по адресу: <адрес> нарушениями требований пожарной безопасности незаконными.

Обязать ООО «Цирк-Клуб» (ОГРН 1122223014077, ИНН 2222808723, дата регистрации 20.11.2012) устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности при предоставлении гражданам услуг в виде проведения культурно-массовых зрелищных мероприятий (концертов-выступлений) в шатре цирка, выразившиеся в отсутствии специальных технических условий на сооружение цирка в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с ООО «Цирк-Клуб» (ОГРН 1122223014077, ИНН 2222808723, дата регистрации 20.11.2012) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


Председательствующий: Д.О. Литвинов

Мотивированное решение изготовлено 04.08.2015 Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 20.10.2015г.