Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 декабря 2016 года Железнодорожный районный суд г. Симферополя в составе:
председательствующего судьи – Тощева Е.А.,
при секретаре – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Сервисная компания «Комфорт» к инспекции по жилищному надзору Республики Крым о признании недействительным предписание, -
у с т а н о в и л:
ООО «Сервисная компания «Комфорт» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в суд с вышеуказанным иском.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец получил предписание Инспекции по жилищному надзору РК №/н от ДД.ММ.ГГГГ выданное по результатам проверки, отраженным в Акте №/н от ДД.ММ.ГГГГ. Истец не согласен с требованиями предписания, считает их необоснованными и незаконными, не основанными и противоречащими нормам материального права, понуждающими предприятие к нарушению требований действующего законордате6льства РФ, сделанными при неполном выяснении обстоятельств, влияющих на правильное принятие решения, при неправильном применении норм материального права, а следовательно подлежащим отмене.
В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования, просили удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Предписанием №/н от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «СК «Комфорт» выставлены следующие требования:
- произвести перерасчет гражданину ФИО1 (<адрес>) за коммунальные услуги за электроэнергию на общедомовые нужды путем исключения за весь период начислений, чем нарушены ст.157 ч.1 ЖК РФ, №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» ч.9; 12 ст.13 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № разд.III п.13;
- произвести перерасчет гражданину ФИО1 (<адрес>) за услуги по содержанию и ремонту общего имущества, услуги по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов, отоплению, чем нарушен Закон Республики Крым №-ЗРК/2016 «О внесении изменений в Закон РК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории РК» ст.8 ч.7 п.1;
- произвести перерасчет гражданину ФИО1 (<адрес>) за коммунальные услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды путем исключения начислений до мая 2016 года, чем нарушена методика определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения» МДК 4-05.2004, утвержденной Заместителем председателя Госстроя России ДД.ММ.ГГГГ п.3.4.1, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-86 «Тепловые сети», Закон Республики Крым от 30.03.3016г. № «О внесении изменений в Закон РК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории РК» ст.8 ч.7 п.1 (л.д.7).
Обозрев нормативные акты указанные в предписании, требования которых по мнению Инспекции, были нарушены, суд считает, что ответчик пришел к ошибочному заключению.
Так, часть 1 ст.157 ЖК РФ говорит, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Данная часть статьи не содержит норм права, регулирующих правоотношения по начислению платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, тем самым не является правовым основанием указанного в предписании требования Инспекции о проведении перерасчета за коммунальные услуги на ОДН.
Часть 9 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
Вышеуказанная часть статьи Закона предусматривает обязанность ресурсоснабжающей организации на заключение договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, при наличии соответствующего обращения собственника объекта, в который поставляется энергетический ресурс.
Таким образом, данная часть статьи регулирует порядок оборудования помещения, здания - приборами учета энергетических ресурсов, но не определяет основания и порядок начислений за коммунальные услуги на ОДН.
Часть 12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» также предусматривает обязанность по установке приборов учета энергетических ресурсов, в том числе и коллективных (общедомовых) приборов учета, также как и ч. 9 статьи не определяет основания и порядок начислений за коммунальные услуги на ОДН.
Жилищный кодекс РФ, как и Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» указанные в требовании как основания требований Инспекции по проведению перерасчета платы за коммунальные услуги электроснабжения на ОДН не содержат норм права, которые бы определяли основания и порядок начислений за коммунальные услуги, в том числе и на коммунальные услуги на ОДН.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, регулируют правоотношения, связанные с оказанием коммунальных услуг, начисления платы за такие услуги, в том числе и за коммунальные услуги на ОДН. Так, данные Правила в Разделе III. Условия договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и порядок его заключения, не содержат п. 13, на который ссылается Инспекции в Предписании.
Требования предписания, указанные в п.1, не основаны на нормах материального права.
Требование Инспекции о полном снятии начислений за коммунальные услуги электроснабжения на ОДН и о проведении перерасчета собственнику квартиры в МКД за услуги по содержанию и ремонту общего имущества, услуги по сбору, вывозу и размещению ТБО, отоплению также не основаны на нормах закона.
Так, в соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов: потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с ч.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, оплата коммунальных услуг, потребленных на общедомовые нужды, определена Правилами как безусловная обязанность потребителя, то есть обязанность по оплате коммунальных услуг на ОДН, определена законодателем как обязанность собственника помещений в МКД, которая не зависит от каких-либо условий и факторов.
Кроме того, ни акт проверки, ни предписание не содержит указания на правильный, по мнению Инспекции, порядок начислений платы за данные виды услуг, нормы права, определяющие такой порядок начислений. Ни в тексте предписания, ни в тексте акта не содержится произведенный Инспекцией правильный, подлежащий применению предприятием порядок начисления платы за данные виды услуг, который одновременно указывает на ошибочность произведенных предприятием начислений.
Требование Инспекции о проведении перерасчета собственнику квартиры в МКД за коммунальные услуги по горячему водоснабжению на ОДН путем исключения начислений до мая 2016 года тоже не основаны на нормах жилищного законодательства.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковые требования ООО «Сервисная компания «Комфорт» – удовлетворить.
Признать предписание Инспекции по жилищному надзору Республики Крым №/н от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.
Взыскать с Инспекции по жилищному надзору Республики Крым в пользу ООО «Сервисная компания «Комфорт» государственную пошлину уплаченную ими при подаче иска в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Председательствующий судья:
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.