ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3965/2022 от 26.07.2022 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2-3965/2022

УИД 53RS0022-01-2022-005841-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2022 года Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Антоновой Н.И.,

с участием представителя прокуратуры Псковсокй области – старшего помощника прокурора Великого Новгорода Скирмантас А.А.,

представителя ответчика МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях ФИО1,

при секретаре Анциферовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Псковской области к МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях об обязании совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Псковской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях об обязании совершить определенные действия, указав в обоснование требований, что прокуратурой Псковской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия в отношении памятников истории и культуры религиозного назначения, по результатам которой выявлены нарушения закона, установлено, что в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия сотрудниками Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области установлено, что объект культурного наследия находится к неудовлетворительном состоянии, местами в аварийном и руиниированном. Общее состояние аварийное. На всех фасадах наблюдается отслоение штукатурного слоя. Зафиксированы следы намокания и деструкция кирпичной кладки, многочисленные вывалы кирпича, биологические поражения плесенью и прорастание в кладке сорной растительности. Покрытие купола утрачено. Колонны находятся в руинированном состоянии. Внутренние деревянные перекрытия утрачены, наблюдается обрушение конструкций. В тоже время . При этом доступ к , а также во внутренний его объем посторонних лиц не ограничен. В соответствии с актом технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ, являющимся приложением к охранному обязательству, Управлению необходимо было разработать научно-проектную документацию и провести первоочередные противоаварийные и консервационные работы в срок ДД.ММ.ГГГГ, благоустроить территорию в период ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени научно-проектная документация в Комитет не представлена, вышеуказанные работы не произведены. На основании изложенного, прокурор просит возложить на Межрегиональное территориальное Управление Росимущества в Псковской и Новгородской областях обязанность разработать научно-проектную документацию и провести первоочередные противоаварийные и консервационные работы на объекте культурного наследия «, расположенном в течение года со дня вступления в силу решения суда.

В судебном заседании представитель прокуратуры Псковской области Скирмантас А.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях ФИО1 в судебном заседании не оспаривал законность предъявленных требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Уважительных причин не явки, а так же ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представил.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу требований пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №73-Ф3) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно пункту 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-Ф3 в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-Ф3 обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В соответствии с приказом ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован объект культурного наследия

Приказом ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы территории указанного объекта культурного наследия и режим использовании территории объекта культурного наследия.

Приказом ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект предмета охраны памятника, который составляет архитектурные формы памятника, декор фасадов, декор интерьеров, материал фундамента, внутренняя и наружная отделка и другие элементы.

- памятник русского классицизма.

Согласно сведениям из Единого государственном реестре прав (ЕГРП) указанный объект культурного наследия находится в собственности

Актом ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что объект культурного наследия « находится к неудовлетворительном состоянии, местами в аварийном и руиниированном. Общее состояние аварийное. На всех фасадах наблюдается отслоение штукатурного слоя. Зафиксированы следы намокания и деструкция кирпичной кладки, многочисленные вывалы кирпича, биологические поражения плесенью и прорастание в кладке сорной растительности. Покрытие купола утрачено. Колонны находятся в руинированном состоянии. Внутренние деревянные перекрытия утрачены, наблюдается обрушение конструкций. В тоже время . При этом доступ к , а также во внутренний его объем посторонних лиц не ограничен.

Согласно пунктам 1, 5.2, 5.7, 5.13 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года № 432 (далее - Положение), федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.

В соответствии с пунктом 4 Положения федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

В силу требований пунктов 4, подпункта 4.1.1 пункта 4.1 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях, утвержденного Приказом Росимущества от 19 декабря 2016 года № 465 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» (далее - Положение о территориальном управлении), территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Псковской области, самостоятельно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом.

В отношении Памятника приказом ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «, которое направлено письмом ДД.ММ.ГГГГ в адрес Межрегионального территориального управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (далее - Управление).

В соответствии с актом технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ, являющимся приложением к охранному обязательству, Управлению необходимо было разработать научно-проектную документацию и провести первоочередные противоаварийные и консервационные работы в срок ДД.ММ.ГГГГ, благоустроить территорию в период с ДД.ММ.ГГГГ

Как установлено в судебном заседании до настоящего времени научно-проектная документация в Комитет не представлена, вышеуказанные работы не произведены.

Положениями пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В силу статей 47.2, 47.3 и 47.6 Закона № 73-ФЗ именно собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязаны обеспечивать сохранность объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Учитывая вышеизложенное, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.ч.1 и 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом

Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком решения суда, учитывая время, необходимое для решения указанных в иске требований, суд полагает возможным определить – 1 года со дня вступления в законную силу настоящего решения.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в местный бюджет госпошлину в сумме 300 руб. 00 коп., от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление прокурора Псковской области к МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Межрегиональное территориальное Управление Росимущества в Псковской и Новгородской областях в течение года со дня вступления в силу решения суда разработать научно-проектную документацию и провести первоочередные противоаварийные и консервационные работы на объекте культурного наследия «

Взыскать с Межрегиональное территориальное Управление Росимущества в Псковской и Новгородской областях в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения, то есть с 26 июля 2022 года.

Председательствующий Н.И. Антонова