ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3966/19 от 25.06.2019 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2 – 3966/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

председательствующей Медоевой Е.Н.

при секретаре Нижегородовой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Турова С. Н. к ИП Шакиров С.Ф. , администрации муниципального образования город Краснодар о понуждении исполнить проект планировки и застройки,

УСТАНОВИЛ:

первоначально истец Туров обратился в Первомайский районный суд города Краснодар с исковыми требованиями к ИП Шакиров С.Ф. , администрации МО г. Краснодар, в котором просил солидарно обязать ответчиков осуществить на земельных участках строительство автомобильных дорог согласно утвержденному администрацией проекту планировки территории жилых кварталов севернее 5-го проезда им. Писателя Степанова в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара.

В обоснование требований указано, что постановлением администрации города Шакиров С.Ф. разрешена подготовка документации по планировке указанной территории. Затем администрация утвердила проект планировки, которой предусматривает, в том числе строительство дорог. По мнению истца, обращаясь за утверждением проекта планировки территории, ИП Шакиров С.Ф. принял на себя обязательства по выполнению комплекса работ по обустройству, принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, автомобильными дорогами в объеме, указанном в проекте планировки. Администрация в свою очередь не осуществляет муниципальный контроль за выполнением Шакиров С.Ф. работ по комплексной застройки территории.

В ходе судебного разбирательства исковые требования Туровым были изменены, уточнены и дополнены в соответствии с положениями статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которым Туров просит суд обязать ответчиков исполнить проект планировки и застройки ЖК Тихая Поляна гор. Краснодар в части строительства автомобильных дорог.

В обоснование требований указано, что ИП Шакиров С.Ф. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , , , образованными из земельного участка с кадастровым номером .

В ответе от 20.12.2018 года за подписью и.о. заместителя директора департамента, нач. отдела территориального планирования ФИО5, указано, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности МО гор. Краснодар, земельные участки, на которых расположены улицы: Атамана Евдокимова, Писателя Неподобы, Писателя Василенко, Писателя Вараввы, Писателя Бардадыма, Писателя Первенцева, Писателя Придиуса, числятся с видом разрешенного использования «дорожные сооружения, являющиеся технологической частью автомобильной дороги, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты автомобильной дороги, элементы обустройства автомобильной дороги», и находятся в собственности Шакиров С.Ф. на основании договора купли- продажи от 08.04.2010 года.

Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 18.01.2011 № 174 "О разрешении подготовки документации по планировке территории жилых кварталов севернее 5-го проезда им. Писателя Степанова в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" Шакиров С.Ф. разрешена разработка проекта планировки территории жилых кварталов севернее 5-го проезда им. Писателя Степанова в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара(протокол от 04.03.2011).

В соответствии с действующим законодательством администрацией муниципального образования город Краснодар 6 апреля 2011 года проведены публичные слушания по проекту постановления администрации муниципального образования город Краснодар "Об утверждении документации по планировке территории жилых кварталов севернее 5-го проезда им. Писателя Степанова в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" (заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в средствах массовой информации и размещено на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара 26 апреля 2011 года).

Комплексная работа по застройке территории площадью 55,0635 га выполнена в составе проекта планировки и застройки и включает в себя размещение жилого района с развитой социальной и коммерческой инфраструктурами.

Планировочная структура проектируемого района представляет собой частую прямоугольную сетку кварталов с шириной улиц в красных линиях от 14 метров до 20 метров, с периметральной индивидуальной застройкой.

Проектное население ориентировочно составит 1336 человек.

В соответствии со статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьёй 51 Устава муниципального образования город Краснодар был Утвержден проект планировки территории жилых кварталов севернее 5-го проезда им. Писателя Степанова в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара.

Вышеуказанная Комплексная работа по застройке территории площадью 55,0635 га в составе проекта планировки и застройки, включающая в себя размещение жилого района с развитой социальной и коммерческой инфраструктурами, должна была быть выполнена Шакиров С.Ф. .

По состоянию на сегодняшний день в жилом районе Тихая Поляна отсутствует не только развитая социальная и коммерческая инфраструктура, но отсутствуют инженерные коммуникации: холодного водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, дороги и проезды.

Со стороны администрации МО гор. Краснодар отсутствуют мероприятия по муниципальному контролю за исполнением Шакиров С.Ф. работ и сроков их исполнения по Комплексной застройке территории ЖР ТП.

С июня 2011 года по настоящее время ИП Шакиров С.Ф. не исполнил обязательства по строительству дорог на указанных выше земельных участка, которые являются улицами Атамана Евдокимова, Писателя Неподобы, Писателя Василенко, Писателя Вараввы, Писателя Бардадыма, Писателя Первенцева, Писателя Придиуса.

В разделе 3.4. Проекта планировки и застройки ЖР Тихая Поляна «Организация транспорта и улично-дорожной сети» указано: структура улично-дорожной сети запроектирована на основе генплана г. Краснодара и ранее разработанной градостроительной документации.

Принятые проектные решения основаны на соблюдении следующих принципов: - организация единой системы улиц и дорог, способной обеспечить удобные, быстрые и безопасные транспортные связи для создания комфортных условий передвижения населения; - достижения нормативной плотности улично-дорожной сети с учетом принятого зонирования застройки.

Общей целью организации транспортного движения на проектируемой территории стало обеспечение удобных и эффективных транспортных связей, которые должны стать: беспрерывными (т. е. не содержать изолированных, непроезжих и не связанных с общей системой отрезков пути); кратчайшими (т. е. минимальными по протяженности); безопасными (с разделением путей движения пешеходов и транспортных потоков); экологически невредными (с соблюдением определенных расстояний от зданий- разрывов защиты застройки от шума, пыли и газа); функционально эффективными (т. е. обслуживающими максимально большое количество компонентов планировки - зданий, сооружений, плоскостных объектов); экономичными по планировочным параметрами (занимаемой площади и структуре).

В связи с чем, Туров С.Н. просит обязать ИП Шакиров С.Ф. в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить на земельных участках с кадастровыми номерами , , , , согласно утвержденному администрацией МО г. Краснодар (постановление от 28 июня 2011 г. ) проекту планировки территории жилых кварталов севернее 5-го проезда им. Писателя Степанова в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, а именно в жилом районе Тихая Поляна на улицах: Атамана Евдокимова, Писателя Неподобы, Писателя Василенко, Писателя Вараввы, Писателя Бардадыма, Писателя Первенцева, Писателя Придиуса: строительство автомобильных дорог с твердым асфальтобетонным покрытием, придорожными отводами и канавами, тротуарами шириной 1,5-2 м; строительство сети уличного освещения; строительство площадок для сбора мусора с ровным асфальтовым покрытием, ограждением и озеленением; строительство между кварталами 7-8 и 8-15 рекреационной зоны со спортивными площадками, стадионом, площадками для игр для детей и отдыха взрослого населения. Туров С.Н. также просит обязать ИП Шакиров С.Ф. в целях обеспечения условий ввода и передвижения сил и средств ликвидации ЧС (автотранспорта пожарной и другой специальной техники для проведения аварийно-спасательных и неотложных работ) в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить организацию проезда на жилом районе Тихая Поляна с объездного кругового проезда вокруг жилого комплекса «Немецкая деревня» согласно вышеуказанному проекту планировки территории.

Кроме того, в уточненном иске Туров С.Н. просит суд обязать администрацию МО г. Краснодар в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу включить дороги в жилом районе Тихая Поляна на перечисленных улицах, в перечень автомобильных дорог местного значения МО г. Краснодара (постановление от 27 сентября 2011 г. ) согласно утвержденному проекту планировки территории и СНиП 2.05.02-85, дорожно-климатическая зона - III. Категория дорог - V (автомобильные дороги местного значения); обязать администрацию МО г. Краснодар и ИП Шакиров С.Ф. в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с Правилами землепользования и застройки на территории МО г. Краснодар, утвержденных решением городской дымы Краснодара от 30 января 2007 г. п.6, вид разрешенного использования дорог в жилом районе Тихая Поляна на перечисленных улицах, с вида разрешенного использования «Для индивидуальной жилой застройки» на вид разрешенного использования «Земельные участки (территории) общего пользования», согласно утвержденному проекту планировки территории и упомянутому СНиП 2.05.02-85. обязать администрацию МО г. Краснодар в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить муниципальный контроль за планировкой и застройкой территории жилого района Тихая Поляна на соответствие утвержденному проекту планировки территории, а именно в жилом районе Тихая Поляна на перечисленных улицах.

Уточненные исковые требования мотивированны тем, что ИП Шакиров С.Ф. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , . Постановлением администрации от 18 января 2011 г. Шакиров С.Ф. разрешена подготовка документации по планировке территории жилых кварталов севернее 5-го проезда им. Писателя Степанова в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара. Постановлением администрации от 28 июня 2011 г. утвержден проект планировки названной территории, которой предусматривает, в том числе строительство дорог, уличного освещения, площадок для сбора мусора, спортивных площадок, стадиона, площадок для игр детей и отдыха взрослого населения. ИП Шакиров С.Ф. были сформированы земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, образованные в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером . На образованных земельных участках с кадастровыми номерами , :, предназначенных для строительства дорог, уличного освещения, площадок для сбора мусора, спортивных площадок, стадиона, площадок для игр и отдыха, не было выполнено строительство данных объектов, как то предусматривал проект планировки территории.

В судебном заседании истец Туров С.Н. лично и через своего представителя адвоката Попову И.В. на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме. Считает свои требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Ответчик ИП Шакиров С.Ф. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Представитель ИП Шакиров С.Ф. действующий на основании доверенности - Косяков Д.С. считает заявленные истцом требования необоснованными по основаниям изложенным в возражении на исковое заявление и дополнении к ним. Просит в иске Турову С.Н. отказать в полном объеме. Кроме этого пояснил, что спорные земельные участки принадлежат Шакиров С.Ф. на праве собственности. Поэтому у истца отсутствуют основания ссылаться на отсутствие подъезда и подхода к своему земельному участку. Между тем, Шакиров С.Ф. не принимал на себя каких-либо обязательств осуществить застройку своего земельного участка в конкретные сроки и в объеме утвержденного проекта планировки территории. Договоры с физическими и юридическими лицами, а также с органами власти о комплексном освоении или осуществлении строительства на подлежащей застройке территории в соответствии с утвержденным проектом планировки Шакиров С.Ф. не заключал. Подготовка документации по планировке территории была разрешена Шакиров С.Ф. как гражданину, а не как индивидуальному предпринимателю и для застройки земельного участка Шакиров С.Ф. , в том числе для его раздела, ему не требовалось в обязательном порядке осуществлять подготовку документации по планировке территории. Сам по себе утвержденный проект планировки для физического лица, на основании предложения «которого принято решение о его подготовке, не создает обязанности осуществить в определенные сроки застройку территории в объеме проекта планировки. При таких обстоятельствах является необоснованным требование истца о понуждении Шакиров С.Ф. осуществить на образованных земельных участках строительство автомобильных дорог согласно утвержденному проекту планировки территории. Более того, у истца отсутствуют затруднения в доступе к своему земельному участку, через земельные участки, посредством которых осуществляется подъезд и подход. Ссылка истца на ст. 210 ГК РФ, как на одну из норм права обязывающую Шакиров С.Ф. осуществить строительство дорог согласно утвержденному проекту планировки, несостоятельна.

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар, действующая на основании доверенности Гончар А.О. против удовлетворения заявленных Туровым требований к администрации муниципального образования город Краснодар возражает, полагает, что требования, заявленные к администрации муниципального образования город Краснодар являются незаконными, в удовлетворении исковых требований в данной части просит отказать, по основаниям изложенным в возражениях на исковое заявление и дополнениях к возражениям. Кроме этого указывает, что часть требований полежит рассмотрению в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства в РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Истец Туров С.Н. обратился в суд с иском к ИП Шакиров С.Ф. и администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о солидарном обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, осуществить на земельных участках с кадастровыми номерами , : строительство автомобильных дорог с твердым асфальтобетонным покрытием, придорожными отводами и канавами, тротуарами шириной 1,5-2 м, согласно утвержденному администрацией проекта планировки территории жилых кварталов севернее 5-го проезда им. Писателя Степанова в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, а именно в жилом районе «Тихая Поляна» на улицах Атамана Евдокимова, Писателя Неподобы, Писателя Василенко, Писателя Вараввы, Писателя Бардадымова, Писателя Первенцева, Писателя Придиуса.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на положения Гражданского кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения регламентированы ГрК РФ.

Статьёй 3 Г рК РФ определено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из указанного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить этому Кодексу.

В ст. 1 Г рК РФ, содержащей основные понятия, используемые в данном законе, отражено, что: территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешённого использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу п. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии со ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц (ч. 1). Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (ч. 2).

Пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 34 Г рК РФ установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом.

Положение о территориальном планировании (текстовая часть генерального плана) само по себе не исчерпывает всех решений генерального плана. Большая их часть установлена в графической форме на карте функциональных зон. В Генеральном плане города Краснодара предусмотрено, в частности, создание полноценных магистральных связей, полноценное развитие магистральной улично-дорожной сети, в которую включены и дороги ЖР «Тихая Поляна».

Часть 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельные участки общего пользования, занятые улицами, проездами, автомобильными дорогами, могут включаться в состав различных территориальных зон. Однако следует учитывать, что улицы, проезды, дороги могут быть как общегородскими, так и внутриквартальными.

В ст. 2 Г рК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности основывается в том числе на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечения сбалансированного учёта экологических, экономических и социальных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, ответственности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Утверждение Правил землепользования и застройки создаёт правовые основания для принятия последующих проектных решений, связанных в том числе со строительством объектов капитального строительства в городе, что влияет на права физических и юридических лиц.

Шакиров С.Ф. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером площадью 550 635 кв.м категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>

Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 28.06.2011 «Об утверждении проекта планировки территории жилых кварталов <адрес>».

В последующем земельный участок Шакиров С.Ф. был им разделен и из него образованы ряд земельный участков, сформированных в жилые кварталы частного сектора, с подъездами и подходами к каждому образованному земельному участку.

Проектом планировки территории жилых кварталов <адрес> предусмотрена планировочная структура проектируемого района, представляющая собой частую прямоугольную сетку кварталов с шириной улиц в красных линиях от 14 метров до 20 метров, с периметральной индивидуальной жилой застройкой.

Согласно сведениям Публичной кадастровой карты земельные участки с кадастровыми номерами , : принадлежат на праве собственности Шакиров С.Ф.

Согласно письму департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар от 15.04.2019 дороги по ул. Атамана Евдокимова, ул. Писателя Неподобы, ул. Писателя Василенко, ул. Писателя Вараввы, ул. Писателя Бардадымова, ул. Писател. Первенцева, ул. Писателя Придиуса не включены в перечень автомобильных дорог местного значения муниципального образования город Краснодар, утвержденный постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 27.09.2011№ 6993 «Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения муниципального образования город Краснодар».

На балансе МКУ «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» данные дороги не числятся, в постоянное (бессрочное) пользование не переданы, работы по оформлению земельно-правовой документации не проводились.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования (пункт 2 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах).

В силу пункта 12 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах к частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам не общего пользования (пункт).

Согласно пунктам 8, 10 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах).

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Осуществление дорожной деятельности в отношении частных автомобильных дорог обеспечивается физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В проекте планировки территории площадью 55, 0635 га севернее 5-го проезда им. Писателя Степанова в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара запланированные элементы улично-дорожной сети располагаются на земельном участке, находившимся в собственности Шакиров С.Ф.

Из пояснений истца следует, что дорожное покрытие на указанных земельных участках не организовано, что подтверждается материалами гражданского дела.

В силу норм действующего законодательства права дороги, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами , : являются частным дорогами общего пользования, дорожная деятельность в отношении которых должна осуществляться собственником (правообладателем) земельного участка, предоставленного для размещения таких дорог, то есть за его счет.

Доводы истца о том, что администрация должна осуществлять надзор за исполнением Шакиров С.Ф. принятых на себя обязательств по строительству дорого, судом, в ходе судебного разбирательства исследованы и признаны несостоятельными, так как в силу Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по строительству дорог, а также осуществлению муниципального надзора в данной области возложена на администрацию в части дорог местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

Доказательств, свидетельствующих о возникновении у администрации муниципального образования город Краснодар и Шакиров С.Ф. солидарной обязанности по строительству частных дорог общего пользования на спорных земельных участках в силу закона либо договора, истцом не представлено.

Требования Турова С.Н. об обязании администрации в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу включить дороги в жилом районе «Тихая Поляна» в перечень автомобильных дорог местного значения муниципального образования город Краснодар, утвержденный постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 27.09.2011 № 6993 «Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения муниципального образования город Краснодар», так же являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в виду следующего.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон).

В соответствии со статьей 3 Закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 27.09.2011 № 6993 «Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения муниципального образования город Краснодар» утвержден перечень автомобильных дорог местного значения муниципального образования город Краснодар.

При этом, дороги, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами , : являются частным дорогами общего пользования, дорожная деятельность в отношении которых должна осуществляться собственником (правообладателем) земельного участка, предоставленного для размещения таких дорог, то есть за его счет.

Таким образом, спорные дороги не относятся к дорогам местного значения общего пользования, в силу чего не подлежат внесению в перечень автомобильных дорог местного значения муниципального образования город Краснодар.

Так же является необоснованным и требование о понуждении администрации муниципального образования город Краснодар и Шакиров С.Ф. в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар вид разрешенного использования дорог в жилом районе «Тихая Поляна» с вида разрешенного использования «Для индивидуальной жилой застройки» на вид разрешенного использования «Земельный участок (территории) общего пользования» согласно утвержденному проекту планировки.

Порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки установлен статьей 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:

несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;

поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории;

поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;

несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий;

несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ограничениям использования объектов недвижимости в пределах таких зон, территорий;

установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения.

Согласно части 3 указанной статьи предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:

федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;

органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения;

органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях;

физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Таким образом, у администрации муниципального образования город Краснодар отсутствуют основания для самостоятельного внесения изменений в Правила землепользования и застройки.

Предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в отношении спорных земельных участков не поступало.

Более того, Правилами землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны, а не виды разрешенного использования земельного участка.

Согласно части 1 статьи 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Такой территориальной как «Земельные участи (территории) общего пользования» не существует.

Кроме того, вопросы внесения изменений в Правила землепользования и застройки в обязательном порядке выносятся на публичные слушания (статья 5.1, 31 ГрК РФ).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание мнение сторон, суд пришел к выводу исковые требования Турова С.Н. в части требований к ИП Шакиров С.Ф. удовлетворить частично, обязать ИП Шакиров С.Ф. выполнить проект планировки территории жилых кварталов, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от28.06.11г. в части строительства частных автомобильных дорог общего пользования. В остальной части исковых требований к ИП Шакирову и администрации муниципального образования город Краснодар отказать.

К такому выводу суд пришел потому, что Шакиров С.Ф. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 550 635 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>

Шакиров С.Ф. обратился за проведением кадастровых работ с целью раздела принадлежащего ему земельного участка.

08 октября 2010 г. вновь образованные путем раздела земельные участки, сформированные в жилые кварталы частного сектора, с подъездами и подходами к каждому образованному земельному участку, были поставлены на кадастровый учет.

Постановлением администрации от 18 января 2011 г. гражданину Шакиров С.Ф. разрешена подготовка документации по планировке территории жилых кварталов севернее 5-го проезда им. Писателя Степанова в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара.

Постановлением администрации от 28 июня 2011 г. утвержден проект планировки данной территории.

В настоящее время через земельные участки принадлежащие Шакирову, осуществляется подъезд и подход к каждому образованному земельному участку.

Данные земельные участки с кадастровыми номерами , : принадлежат гражданину Шакиров С.Ф. на праве собственности и имеют вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки.

Пользователями этих земельных участков являются владельцы земельных участков, осуществившие и осуществляющие строительство индивидуальных жилых домов, в том числе истец Туров С.Н.

Таким образом, исходя из буквального толкования положений статьи 210 ГК РФ обязанность по строительству частных автомобильных дорог общего пользования может быть возложена только на собственника земельного участка.

При принятии решения суд учитывает, что Шакиров С.Ф. не принимал на себя каких-либо обязательств осуществить застройку земельных участков в конкретные сроки и в объеме утвержденного проекта планировки территории. При этом земельный участок с кадастровым номером и соответственно вновь образованные из него земельные участки с кадастровыми номерами , : не предоставлялись для размещения автомобильных дорог.

Однако, решение о подготовке проекта и об утверждении проекта планировки территории жилых кварталов севернее 5-го проезда им. Писателя принято на основании предложения Шакиров С.Ф.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его определении от 15 июля 2010 г. № 931-0-0, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учёта потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Истец, приобретая земельный участок для индивидуально жилищного строительства, с учетом соблюдения принципов разумности и добросовестности полагал, что приобретает объект недвижимости, которым сможет беспрепятственно пользоваться, что при обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, не представляется возможным.

Как указано в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст. 56 ГПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Турова С. Н. к ИП Шакиров С.Ф. , администрации муниципального образования город Краснодар о понуждении исполнить проект планировки и застройки удовлетворить частично.

Обязать ИП Шакиров С.Ф. выполнить проект планировки и застройки ЖР «Тихая Поляна» утвержденного Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 28.06.11г. в части строительства частных автомобильных дорог общего пользования.

В остальной части исковых требований Турова С. Н. к ИП Шакиров С.Ф. , администрации муниципального образования город Краснодар о понуждении исполнить проект планировки и застройки отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья - п

Решение изготовлено 28 июня 2019 года.