ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3969/2016 от 12.01.2017 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-84(2016) КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2017 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Моревой Е.Г., с участием помощника прокурора ФИО5, представителя третьего ли*ца Департамента дорог и транспорта администрации <адрес>ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора <адрес> к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконной деятельности по осуществлению перевозок пассажирским транспортом и возложении обязанности по запрету осуществления данной деятельности в отсутствие заключенного договора,

установил:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконной деятельности по осуществлению перевозок пассажирским транспортом.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению генерального директора МУП «<адрес>» ФИО4 об осуществлении индивидуальным предпринимателем ФИО1 регулярных пассажирских перевозок автобусным маршрутом «<адрес>» без заключения договора с Департаментом дорог и транспорта администрации <адрес>. В ходе проверки факт отсутствия вышеуказанного договора подтвердился, осуществление индивидуальным предпринимателем ФИО1 регулярных пассажирских перевозок подтверждено актом проверки автобусных маршрутов от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 796 утверждена Единая маршрутная сеть городского пассажирского транспорта общего пользования <адрес>, в которую не включен автобусный маршрут «<адрес>». Просит признать незаконной и запретить деятельность индивидуального предпринимателя ФИО1 по осуществлению регулярных перевозок пассажирским транспортом в отсутствие заключенного в установленном порядке договора на выполнение пассажирских перевозок регулярного сообщения на территории <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора уточнила исковые требования, просит признать незаконной и запретить деятельность индивидуального предпринимателя ФИО1 по осуществлению регулярных перевозок пассажирским транспортом в отсутствие заключенного в установленном порядке договора на выполнение пассажирских перевозок регулярного сообщения на территории <адрес> автобусным маршрутом «<адрес>».

Помощник прокурора ФИО5 в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в иске.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении ходатайства отказано, определение занесено в протокол судебного заседания.

Третье лицо МУП «<адрес>» в судебное заседание не явилось, представитель в судебное заседание не направлен, из ранее представленного отзыва следует, что МУП «<адрес>» исковые требования поддерживает в полном объеме, автобусный маршрут «<адрес>» не включен в маршрутную сеть <адрес>, которая утверждена Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, для осуществления деятельности по пассажирским перевозкам регулярного сообщения на территории <адрес> необходимо так же наличие заключенного договора с Департаментом дорог и транспорта администрации <адрес>. Однако, в нарушение установленных законом процедур, осуществляет свою деятельность без заключения договора. Иск считают обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Представитель третьего лица Департамента дорог и транспорта администрации <адрес>ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Суд, заслушав помощника прокурора, представителя третьего лица Департамента дорог и транспорта Администрации <адрес>, изучив материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Составляя предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ, вопросы организации транспортных перевозок, транспортного обслуживания и дорожной безопасности регулируются Федеральными законами от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года N 112, Приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 года N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов".

Отношения, возникающие при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, регулируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и утвержденными в соответствии с ним Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Во исполнение указанного Федерального закона решением Пермской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о департаменте дорог и транспорта администрации <адрес>.

Пунктами 1.1 и 2.1 данного Положения предусмотрено, что Департамент является функциональным органом администрации <адрес>, одной из основных целей деятельности которого является создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.

Согласно п. 3.2.5 Положения Департамент формирует единую сеть маршрутов регулярных перевозок <адрес>.

Данное положение также закреплено в п. 2.1 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок <адрес>, утвержденного решением Пермской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 2.2 указанного Положения единая сеть маршрутов регулярных перевозок городского пассажирского транспорта общего пользования утверждается постановлением главы администрации города.

В п. 3.2.16 Положения о департаменте дорог и транспорта администрации <адрес> указано, что Департамент заключает с перевозчиками всех форм собственности договоры на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок <адрес>.

В соответствии с п. 1.3 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок <адрес>, организатором пассажирских перевозок является функциональный орган администрации <адрес>, уполномоченный на реализацию функций в области организации транспортного обслуживания населения в границах города, т.е. Департамент.

Перевозки транспортом общего пользования являются перевозки пассажиров, выполняемые на основании публичного договора с применением регулируемых тарифов и с предоставлением всех видов льгот по оплате проезда, установленных в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти <адрес> или органов местного самоуправления <адрес>.

Перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения и выдать багаж уполномоченному на его получение лицу.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена типовая форма договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок <адрес>., в котором также указано, что организатором пассажирских перевозок выступает Департамент.

Из вышеизложенного следует, что перевозка пассажиров по маршруту регулярных перевозок на территории <адрес> осуществляется на основании договора, заключенного перевозчиком именно с Департаментом дорог и транспорта администрации <адрес>, и, кроме того, необходимо заключение именно договора на перевозку пассажиров, а не какого-либо иного договора.

Заключение вышеуказанного договора, представляющего собой организационные нормы, направленные на достижение полноты и ясности административных процедур, связанных с транспортным обслуживанием пассажиров и конкретизирующих предписания, которые установлены в сфере регулирования правоотношений в области безопасности дорожного движения и организации транспортного обслуживания населения федеральным законодательством, является основанием для допуска к осуществлению пассажирских перевозок.

Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что Индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет на территории <адрес> деятельность по регулярной перевозке пассажиров автобусным маршрутом «<адрес>» без заключения договора с Департаментом дорог и транспорта администрации <адрес>, что подтверждено актом проверки автобусных маршрутов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик оказывает услуги по перевозке пассажиров с нарушением требований законодательства, в частности в отсутствие договора на право выполнения регулярных перевозок, что создает потенциальную опасность причинения в будущем вреда для неопределенного круга лиц.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом.

В силу абз. 3 ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что деятельность ответчика по осуществлению регулярных перевозок пассажиров в отсутствие заключенного с уполномоченным органом договора об организации регулярных перевозок является незаконной и создает опасность причинения вреда в будущем, что в силу ст. 1065 ГК РФ является основанием для запрещении деятельности, создающей такую опасность, исковое заявление Заместителя прокурора <адрес> к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконной деятельности по осуществлению перевозок пассажирским транспортом и возложении обязанности по запрету осуществления данной деятельности подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 234, 237 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Заместителя прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконной и запретить деятельность индивидуального предпринимателя ФИО1 по осуществлению регулярных перевозок пассажирским транспортом в отсутствие заключенного в установленном порядке договора на выполнение пассажирских перевозок регулярного сообщения на территории <адрес> автобусным маршрутом «<адрес>».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Мотивированное решение изготовлено 17 января 2017 года.

Судья: /подпись/

Копия верна:

Судья О.В.Безматерных