Дело №2-396/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
01 августа 2019 года г.Касли
Каслинский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,
при секретаре Тимофеевой И.В.,
с участием истца прокурора Каслинской городской прокуратуры Преображенской К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов ФИО1, к Муниципальному унитарному предприятию «Город» о признании недействительным расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды и возложении обязанности произвести перерасчет,
У С Т А Н О В И Л :
Каслинский городской прокурор, действующий в защиту интересов ФИО1, обратился в суд с иском (с учетом поданного уточнения) к Муниципальному унитарному предприятию «Город» о признании недействительным расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды и возложении обязанности произвести перерасчет. Требования мотивированы тем, что городской прокуратурой по обращению ФИО1 была проведена проверка соблюдения Муниципальным унитарным предприятием «Город» (далее, МУП «Город») требований жилищного законодательства при расчете платы за электрическую энергию в целях содержания общего имущества дома. Было установлено, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией МУП «Город» неверно исчислена плата за электрическую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. При расчете платы потребителям многоквартирного дома использована общая площадь всех нежилых помещений 39,5 кв.м., общая площадь жилых помещений 578,1 кв.м., что в сумме составляет 617,6 кв.м., общая площадь помещений, предназначенных для обслуживания более одного помещения в доме 786,78 кв.м.. Одновременно, из копии технического паспорта на многоквартирный дом, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, следует, что общая полезная площадь дома равна 664,4 кв.м., уборочная площадь равна 58,7 кв.м., площадь подвала равна 435,6 кв.м., следовательно, общая площадь помещений, предназначенных для обслуживания более одного помещения в доме составляет 494,3 кв.м.. В связи с проводимой проверкой, ответчиком по лицевому счету ФИО1 был произведен перерасчет исходя из сведений технического паспорта на многоквартирный дом, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Данный перерасчет произведен в соответствии с требованиями п.17 приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354. Вместе с тем, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией МУП «Город», даже после произведенного в марте перерасчета, неверно исчислена плата за электрическую энергию в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, поскольку были применены данные технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Однако, из копии технического паспорта на многоквартирный дом от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общая полезная площадь дома равна 664,4 кв.м, уборочная площадь равна 58,7 кв.м., площадь подвала равна 435,6 кв.м., следовательно, общая площадь помещений, предназначенных для обслуживания более одного помещения в доме, составляет 494,3 кв.м., что значительно меньше сведений, содержащихся в техническом паспорте ДД.ММ.ГГГГ поскольку в него не включена площадь чердачного помещения многоквартирного дома. В соответствии с п.24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491, сведения о составе и содержании общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Считает, что у МУП «Город» отсутствовали правовые основания для расчета размера платы за период с мая по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом площадей по данным технического паспорта, составленного на ДД.ММ.ГГГГ, юридическая значимость которого определена датой его составления, что исключает использование его данных на периоды, предшествующие его составлению, поскольку указанное не предусмотрено законом. В спорный период расчета имелся юридически значимый документ - технический паспорт на многоквартирный дом, актуальность которого была утрачена в ДД.ММ.ГГГГ с даты составления нового технического паспорта, и который следовало учитывать управляющей компании при начислении платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества по многоквартирному дому № по <адрес> в <адрес>, как того требовали положения ч.9.3 ст.156 Жилищного кодекса РФ. В связи с чем, истец считает, что ответчиком ФИО1 была излишне начислена плата за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая изложенное, истец просит признать недействительным расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды по <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать Муниципальное унитарное предприятие «Город» произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, по <адрес> в <адрес>, за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из площадей помещений, содержащихся в техническом паспорте на многоквартирный дом, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании прокурор Каслинской городской прокуратуры Преображенская К.А. на исковых требованиях, с учетом поданных исковых требований, настаивала, просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования, с учетом поданного уточнения, поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «Город» ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования, с учетом поданного уточнения, не признал, просил отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным отзыве.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав все материалы дела, оценив все представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Так, судом установлено, что истец ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
В соответствии с представленными платежными документами МУП «Город» последнему ежемесячно производится начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды, с которыми ФИО1 не согласен. В связи с чем, обратился за защитой своих прав в Каслинскую городскую прокуратуру.
В ходе проведенной Каслинской городской прокуратурой проверки по обращению ФИО1 было установлено нарушение требований жилищного законодательства при расчете платы за электрическую энергию на общедомовые нужды. В связи с чем, прокурор, руководствуясь положением ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском в защиту прав и интересов гражданина ФИО1.
Согласно ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1).
Согласно ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируют Правила №491 содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 28 указанных Правил собственники помещений обязаны нести бремя содержания расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Согласно ч.9.2 ст.156 Жилищного кодекса РФ Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу п.29 Правил № в расходы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч.1 ст.156 Жилищного кодекса РФ).
Размер платы за предоставленную электроэнергию на общедомовые нужды с жителей многоквартирного дома определяется соответствии с п.10,17 Приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.
В силу п.17 приложения № к Правилам № при определении приходящегося на одно жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, подвалов, чердачных помещений, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Согласно разъяснений Министерства регионального развития РФ от 22.11.20 12 № 29433-ВК/19 значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме для расчета размера платы за коммунальные услуги определяются на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В соответствии с п.24 Правил №, сведения о составе и содержании общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Согласно ч. 5 ст.19 Жилищного кодекса РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).Жилищный фонд в соответствии с частью 4 данной статьи подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время иного порядка государственного учета жилищного фонда, кроме предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301, не установлено.В соответствии с п.п. 3-9 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ).
В соответствии с пунктом 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Таким образом, суммарная площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, должна определяться согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома, действующим на момент исчисления платы за соответствующий месяц.
В соответствии с данными технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая полезная площадь дома равна 664,4 кв.м., уборочная площадь равна 58,7 кв.м., площадь подвала равна 435,6 кв.м., следовательно площадь помещений, предназначенных для обслуживания более одного помещения в доме, составляет 494, 3 кв.м..
Из технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что общая площадь жилых помещений составляет 581,5 кв.м., общая площадь нежилых помещений 36,7 кв.м., общая площадь помещений, предназначенных для обслуживания более одного помещения в доме, составляет 766,2 кв.м., в которую входит общая площадь чердачного помещения 385,8 кв.м. и подвального помещения 340 кв.м..
Из представленных суду расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды по жилому дому № по <адрес> в <адрес> следует, что ответчиком МУП «Город» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, были применены данные при исчислении площади помещений, предназначенных для обслуживания более одного помещения в доме, отраженные в техническом паспорте на жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что является юридически неправильным и не основанным на законе.
В техническом паспорте на спорный жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовало указание на площадь чердачного помещения, в связи с чем, указанная площадь на период производства расчета платы за электроэнергию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не могла быть включена ответчиком в оплату жильцам дома, в том числе ФИО1.
Следовательно, примененная МУП «Город» при расчете платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды площадь общего имущества в многоквартирном доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не соответствовала данным технического паспорта на дом, что свидетельствует о законности ранее направленного ответчику прокурором представления об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с указанным представлением МУП «Город» был произведен перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, исходя из сведений технического паспорта на ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, однако указанный расчет суд не принимает во внимание, исходя из вышесказанного.
Суд считает, что у МУП «Город» отсутствовали правовые основания для расчета размера платы за период с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом площадей мест общего пользования, подвала и чердачного помещения по данным технического паспорта, составленного на ДД.ММ.ГГГГ, юридическая значимость которого определена датой его составления, что исключает использование его данных на периоды, предшествующие его составлению, поскольку указанное не предусмотрено законом. В спорный период перерасчета имелся юридически значимый документ - технический паспорт на многоквартирный дом на ДД.ММ.ГГГГ актуальность которого была утрачена только в ДД.ММ.ГГГГ с даты составления нового технического паспорта, и который следовало учитывать управляющей компании при начислении платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества по многоквартирному дому № по <адрес> в <адрес>, как того требовали положения ч.9.3 ст.156 Жилищного кодекса РФ.
В связи с чем, на момент вынесения решения суда со стороны ответчика ФИО1 излишне начислена плата за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что требует его перерасчета.
В связи с чем, суд считает, что исковые требования прокурора об обязании МУП «Город» произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, по <адрес> в <адрес>, за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из площадей помещений, содержащихся в техническом паспорте на многоквартирный дом, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Однако, суд считает излишне заявленными требования прокурора о признании недействительным расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды по <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ответчиком добровольно в досудебном порядке был произведен перерасчет за электроэнергию на общедомовые нужды. Представленный перерасчет ответчиком судом не был принят, поскольку основывался на неверном толковании закона.
В связи с чем, суд считает правильным обязать МУП «Город» произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, по <адрес> в <адрес>, за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из площади 494,3 кв.м., содержащейся в техническом паспорте на многоквартирный дом, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов ФИО1, к Муниципальному унитарному предприятию «Город» о признании недействительным расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды и возложении обязанности произвести перерасчет, - удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Город» произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, по <адрес> в <адрес>, за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из площади 494,3 кв.м., содержащейся в техническом паспорте на многоквартирный дом, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с даты вынесения решения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.
Председательствующий судья: Тропынева