Заочное
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 мая 2019 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Старниковой Ю.Ю.,
при секретаре Бурда Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-396/2019 по иску прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1) о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать в соответствии требованиями федерального законодательства о противодействии терроризму комиссию по обследованию и категорированию торговых объектов, расположенных по следующим адресам: ...; ...; ...; ...; ...; о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить в соответствии с требованиями федерального законодательства о противодействии терроризму оформление акта комиссионного обследования и категорирования торговых объектов, расположенных по следующим адресам: ...; ...; ...; ...; ....
В обоснование исковых требований истец указал, что в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму установлено следующее.
Министерством экономического развития Иркутской области сформирован перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Иркутской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, который утвержден распоряжением Губернатора Иркутской области от 19.07.2018.
В данный перечень включены следующие объекты, принадлежащие на праве собственности: торговый дом «...», расположенный по адресу: ...; магазин «...», расположенный по адресу: ...; магазин «...», расположенный по адресу: ...; магазин «...», расположенный по адресу: ...; магазин «...», расположенный по адресу: ....
Из письменного ответа ИП ФИО1 № 15 от 19.12.2018 следует, что уведомление от Министерства экономического развития Иркутской области получено им 19.11.2018. В связи с загруженностью должностных лиц, которые в обязательном порядке должны принимать участие в обследовании из-за удаленности объектов, а также отсутствия арендаторов по сданным в аренду зданиям (магазин «...»; магазин, расположенный по ул. ...), комиссия не была создана и обследование торговых объектов не проводилось. Обследование комиссией торговых объектов планируется ИП ФИО1 в начале 2019 года.
По результатам анализа состояния законности в сфере противодействия терроризму и экстремизму, прокуратурой района в адрес ИП ФИО1 15.01.2019 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму.
14.02.2019 в адрес прокуратуры района ИП ФИО1 направлен письменный ответ за исх. № 3 о том, что им направлены запросы в подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ; в территориальный орган МЧС РФ для создания комиссии по обследованию торговые точек. О результатах обследования торговых точек будет сообщено дополнительно.
Из пояснений ИП ФИО1 от 16.04.2019 следует, что поскольку письменных ответов от указанных государственных органов не поступило, организовать проведение категорирования данных торговых объектов не представляется возможным.
В нарушение требований действующего законодательства, ИП ФИО1 комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении торговых объектов в перечень не создана, обследование не проведено, соответственно категория объекту не присвоена.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Петакчян А.Г., действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Суд, с учетом мнения помощника прокурора Братского района Петакчян А.Г., считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчика ИП ФИО1, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания.
При этом, учитывая, что ответчик ИП ФИО1 о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие либо отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, возражений по исковому заявлению не представил, в связи с чем суд, с учетом мнения истца, помощника прокурора Братского района Петакчян А.Г., считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, предусмотренного ст. ст. 233-237 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора Братского района Петакчян А.Г., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Согласно п. "а" ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с 30.04.2004 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 16.04.2019.
Собственником объектов, расположенных по адресу: ...; ...; ...; ...; ..., является ФИО1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.05.2018, свидетельствами о государственной регистрации серии *** от 17.09.2010; *** от 13.01.2015; *** от 11.09.2014; ***.
Также в судебном заседании установлено, что в перечень Министерства экономического развития Иркутской области торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Иркутской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, который утвержден распоряжением Губернатора Иркутской области от 19.07.2018, включены следующие объекты: торговый дом «...», расположенный по адресу: ...; магазин «...», расположенный по адресу: ...; магазин «...», расположенный по адресу: ...; магазин «...», расположенный по адресу: ...; магазин «...», расположенный по адресу: ....
Из ответа ИП ФИО1 № 15 от 19.12.2018 следует, что в его собственности находятся следующие объекты: нежилое помещение «...», расположенное по адресу: ...; нежилое здание -магазин, расположенное по адресу: ...; нежилое здание - магазин «...», расположенный по адресу: ...; нежилое здание - магазин «...», расположенный по адресу: ...; нежилое здание-магазин «...», расположенный по адресу: <...>. Уведомление от Министерства экономического развития Иркутской области им получено 19.11.2018. В связи с загруженностью обязательных в участии обследования должностных лиц, а также удаленности объектов и отсутствия арендаторов по сданным в аренду зданиям (магазин «...»; магазин, расположенный по ...), комиссия еще не создана и обследование торговых объектов не проводилось. Обследование комиссией торговых объектов планируется в начале 2019 года.
15.01.2019 прокурором Братского района ИП ФИО1 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму.
Согласно сообщению ИП ФИО1 № 3 от 14.02.2019 в целях устранения выявленных нарушений, с целью создания комиссии по обследованию торговых точек, направлены запросы в подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, в территориальный орган Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Из письменных объяснений ИП ФИО1, данных 16.04.2019 помощнику прокурора Братского района, следует, что поскольку до настоящего времени письменных ответов от указанных государственных органов не поступило, организовать проведение категорирования данных торговых объектов не представляется возможным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273) утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории). Данные требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий) (далее - паспорт безопасности).
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273 перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273 для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований. Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней.
Согласно п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273 в состав комиссии включаются: представители торгового объекта (территории), отвечающие за безопасность и инженерно-технические средства охраны, а также иные специалисты по решению правообладателя объекта (территории), в том числе представители организации, осуществляющие техническую эксплуатацию торгового объекта (территории); представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории) (по согласованию); представители уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию).
Согласно п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273 в ходе своей работы комиссия: осуществляет сбор и анализ исходных данных о торговом объекте (территории); изучает конструктивные и технические характеристики торгового объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования торгового объекта (территории); определяет степень угрозы совершения террористического акта на торговом объекте (территории) и возможные последствия его совершения; выявляет потенциально опасные участки торгового объекта (территории) и (или) его критические элементы; определяет категорию торгового объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию либо рекомендует исключить торговый объект (территорию) из перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, при отсутствии у торгового объекта (территории) признаков, позволяющих его отнести к определенной категории; проводит обследование торгового объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности; определяет с учетом категории торгового объекта (территории) и оценки состояния его антитеррористической защищенности необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования.
В соответствии с п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273 результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (территории), который составляется в произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении торговому объекту (территории) соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями. Акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности. При наличии разногласий между членами комиссии по вопросам категорирования торгового объекта (территории) решение принимается в ходе согласительного совещания большинством голосов членов комиссии с решающим голосом председателя комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту обследования и категорирования торгового объекта (территории).
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени указанные нарушения требований Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273 ответчиком не устранены - комиссия по обследованию и категорированию торговых объектов, расположенных по адресам: ...; ...; ...; ...; ... в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении торговых объектов в перечень - не создана;е акт комиссионного обследования и категорирования данных торговых объектов не оформлен, что является существенным нарушением и создает угрозу совершения террористического акта на данных торговых объектах.
При наличии таких обстоятельств исковые требования прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц об обязании ИП ФИО1 создать в соответствии требованиями федерального законодательства о противодействии терроризму комиссию по обследованию и категорированию торговых объектов, расположенных по следующим адресам: ...; ...; ...; ...; ...; обязании ответчика обеспечить в соответствии с требованиями федерального законодательства о противодействии терроризму оформление акта комиссионного обследования и категорирования торговых объектов, расположенных по следующим адресам: ...; ...; ...; ...; ..., являются законными и обоснованными, вследствие чего подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд, принимая во внимание характер и объем мероприятий, которые необходимо выполнить ответчику, находит возможным установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, указанный прокурором:
- в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать в соответствии требованиями федерального законодательства о противодействии терроризму комиссию по обследованию и категорированию торговых объектов, расположенных по следующим адресам: ...; ...; ...; ...; ...;
- в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить в соответствии с требованиями федерального законодательства о противодействии терроризму оформление акта комиссионного обследования и категорирования торговых объектов, расположенных по следующим адресам: ...; ...; ...; ...; ....
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 300 рублей.
Поскольку в силу п. п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е ШИ Л:
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать в соответствии требованиями федерального законодательства о противодействии терроризму комиссию по обследованию и категорированию торговых объектов, расположенных по следующим адресам: ...; ...; ...; ...; ....
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить в соответствии с требованиями федерального законодательства о противодействии терроризму оформление акта комиссионного обследования и категорирования торговых объектов, расположенных по следующим адресам: ...; ...; ...; ...; ....
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ю.Ю. Старникова