ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-396/19 от 23.04.2022 Ивановского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS0004-01-2019-007570-96

Дело № 2-396/2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Ивановка «14» ноября 2019 г.

Ивановский районный суд Амурской области, в составе:

председательствующего судьи Баженовой Е.В.

при секретаре Обушной О.С.

с участием представителя истца – Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области Тисленко Светланы Сергеевны (служебное удостоверение ТО 563835, действительно по 23.04.2022 г.), действующей на основании доверенности Д-28907/19/3 от 09.01.2019 г.

ответчика Чернышевой Оксаны Анатольевны

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Ивановка гражданское дело № 2-396/2019 г. по исковому заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области к Чернышевой Оксане Анатольевне о возмещении убытков,

УСТАНОВИЛ:

Представитель истца - Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области Ежевская Ольга Витальевна, действующая на основании доверенности № Д-28907/19/8 от 24.01.2019 г., в которой в том числе ей предоставлено право на подписание и подачу искового заявления, обратилась в суд с исковым заявлением к Чернышевой Оксане Анатольевне о взыскании убытков, причиненных незаконными действиями работника, обосновывая исковые требования тем, что в период с 16.07.2018 г. по 07.08.2018 г. в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Амурской области была проведена выездная аудиторская проверка эффективности использования средств федерального бюджета и учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области. По результатам проведенной проверки установлен ряд нарушений в части необоснованного использования средств федерального бюджета, в частности установлена неправомерная переплата надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну 8 работникам. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации предусмотрены Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 установлены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны (далее - Правила). В соответствии с ч. 1 указанных Правил ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы), выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях. Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» составляет 50 - 75 процентов, имеющими степень секретности «совершенно секретно» 30 - 50 процентов, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий 10 - 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий 5 - 10 процентов. При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений. Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда. Приказом ФССП России от 08.11.2006 № 146 «Об установлении размеров ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу работников Федеральной службы судебных приставов, допущенных к государственной тайне на постоянной основе» (далее - приказ ФССП России от 08.11.2006 № 146) определены размеры соответствующих выплат в размере 40 % к должностному окладу. При этом приказ ФССП России имеет прямое назначение и не подлежит дублированию территориальными органами ФССП России. Приказом УФССП России по Амурской области от 14.10.2016 г. № 1115-к Чернышева Оксана Анатольевна временно в период с 19.10.2016 г. по 20.10.2016г. назначена на должность руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области - главного судебного пристава Амурской области. 19.10.2016 г. и.о. руководителя Управления - главного судебного пристава Амурской области Чернышевой Оксаной Анатольевной издан приказ № 10-26/13-ДСП «О допуске работников Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области к работе со сведениями, составляющими государственную тайну и установлении ежемесячной процентной надбавки», в соответствии с которым Гришину Алексею Романовичу - и.о. руководителя Управления - главного судебного пристава Амурской области с 17 ноября 2015 года устанавливается набавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50%, что не соответствует требованиям приказа ФССП России от 08.11.2006 № 146. В период с 01.01.2016 г. по 01.07.2017 г. и.о. руководителя Управления - главного судебного пристава Амурской области Гришиным Алексеем Романовичем незаконно получены денежные средства в размере 13 147,74 руб. Приказом ФССП России от 05.06.2017 г. № 1053-к Гришин Алексей Романович временно отстранен от необусловленной служебным контрактом должности руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области - главного судебного пристава Амурской области. Приказом ФССП России от 06.07.2017 г. № 1309-к с Гришиным Алексеем Романовичем в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 1309-к служебный контракт расторгнут, и он уволен с 10.07.2017 г. по инициативе гражданского служащего. Приказом ФССП России от 05.06.2017 г. № 1056-к «О временном замещении должности федеральной государственной гражданской службы О.А. Чернышевой», начальник отдела государственной службы и кадров, противодействия коррупции, вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны Управления О.А.Чернышева с 05.06.2017 г. по 09.06.2017 г. назначена на должность руководителя Управления федеральной службы судебных приставов по Амурской области -главного судебного пристава Амурской области. Приказом ФССП России от 06.06.2017 г. № 1067-к «О временном замещении должности федеральной государственной гражданской службы JI.B. Митиным» с 10.06.2017 г. заместитель руководителя УФССП России по Амурской области - заместитель главного судебного пристава Амурской области назначен на должность руководителя управления - руководителя главного судебного пристава Амурской области. Приказом и.о. руководителя Управления - главного судебного пристава Амурской области О.А. Чернышевой от 08.06.2017 г. № 157 и.о. руководителя Управления - главного судебного пристава Амурской области JI.B. Митину с 10.06.2017 г. устанавливается набавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50%, что не соответствует требованиям приказа ФССП России от 09.11.2006 № 146. Таким образом, в период с 01.06.2017 г. по 30.11.2017 г. Митину JI.B. необоснованно произведена выплата в размере 4 849,05 руб. При этом, и.о. руководителя Управления - главного судебного пристава Амурской области О.А. Чернышева в силу своих должностных полномочий незаконно издала приказы от 19.10.2016 г. № 10-26/13-ДСП, и от 08.06.2017 г. № 157 об установлении и выплате набавки к должностному окладу, не соответствующей приказу ФССП России от 08.11.2006 г. № 146, тем самым причинив ущерб УФССП России по Амурской области в размере 17 996,79 руб. (13 147,74 руб. переплата по Гришину А.Р. и 4 849,05 переплата по Митину Л.В.).

На основании изложенного, ссылаясь на ст.ст. 232, 233, 238, 242, 243, 246, 277 ТК РФ, ч.1,2 ст.53.1 ГК РФ, просит суд взыскать с Чернышевой Оксаны Анатольевны в пользу Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области ущерб, причиненный незаконными действиями в размере 17 996,79 руб.

Письменных возражений на иск не поступило.

В ходе судебного заседания представитель истца - Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области Тисленко Светлана Сергеевна, действующая на основании доверенности № Д-28907/19/3 от 09.01.2019 г., на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объёме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Пояснила, что виновные действия ответчика выражаются в том, что в период исполнения обязанностей руководителя Управления - главного судебного пристава Амурской области Чернышева О.А. издала незаконные приказы, которые не соответствуют приказу ФССП России от 08.11.2006 № 146, установив Гришину А.Р. и Митину Л.В. надбавки, превышающие допустимые размеры. При этом, несмотря на то, что договор о полной материальной ответственности с Чернышевой О.А. не заключался, как исполняющая в тот момент обязанности руководителя она несет полную материальную ответственность, в соответствии с должностным регламентом руководителя, и обязана возместить причиненный ущерб.

В судебном заседании ответчик Чернышева Оксана Анатольевна с иском была не согласна, просила в его удовлетворении отказать.

Не отрицая факт исполнения обязанностей руководителя в период с 19.10.2016 г. по 20.10.2016 г. и с 05.06.2017 г. по 09.06.2017 г. и подписание приказов об установлении надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну Гришину А.Р. и Митину Л.В. в размере 50%, просила учесть непродолжительное время в течение которого она исполняла обязанности руководителя, в связи с чем, не могла в полной мере все изучить. С должностным регламентом и дополнением к служебному контракту она ознакомлена не была, как и с приказом ФССП России от 08.11.2006 № 146 «Об установлении размеров ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу работников ФССП, допущенных к государственной тайне на постоянной основе». Обязанности руководителя за Гришина А.Р., в связи с его убытием в командировку, она исполняла формально, никаких полномочий он ей не предоставлял, сказал, чтобы отвечала на телефонные звонки, ничего не подписывала, указаний на подписание каких-либо приказов он ей не давал. Несмотря на это, она подписала приказ об установлении Гришину А.Р. процентной надбавки к должностному окладу, положившись на специалиста, начальника отдела, который в устной форме ей сообщил, что всё согласовано с руководителем Гришиным А.Р. Второй раз исполняющей обязанности её назначила Москва, она формально согласилась, чтобы не подвести УФССП. Подписала приказ об установлении Митину Л.В. процентной надбавки, так как доверилась начальнику отдела кадров, которая пояснила, что сам руководитель, своим приказом, не может установить себе процентную надбавку. Исполнитель, который подготовил этот приказ, очень давно работал и подтвердил, что ранее была надбавка 50%. Она приказы не издавала, а лишь их подписывала. С тем, что руководитель несет ответственность за подписанные им документы, она не спорит. Общий стаж её работы в УФССП по Амурской области составляет почти 14 лет. Она также получала ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но знакомили её или нет с приказом ФССП России «Об установлении размеров ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу работников ФССП, допущенных к государственной тайне на постоянной основе» она не помнит.

Изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения представителя истца - Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области Тисленко Светланы Сергеевны, ответчика Чернышевой Оксаны Анатольевны, исследовав материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу абз. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим федеральным законом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», исходя из статьи 73 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Нормы трудового права, регулирующие служебные отношения с гражданскими служащими в органах Федеральной службы судебных приставов содержатся в Отраслевых соглашениях, заключенных директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации и председателем профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 Отраслевого соглашения по центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы судебных приставов на 2012 - 2014 годы, заключенного директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации и председателем профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации 23 декабря 2011 г., действовавшего с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г., служебные отношения с гражданскими служащими в органах Федеральной службы судебных приставов регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а в части, не урегулированной указанным федеральным законом, - федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. Трудовые отношения работников в организациях системы Федеральной службы судебных приставов регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

Пункт 2.1 такого же содержания имеется как в Отраслевом соглашении по центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы судебных приставов на 2015 - 2017 годы, так и в Отраслевом соглашении по центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы судебных приставов на 2018 - 2020 годы, заключенных директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации и председателем профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации соответственно 28 января 2015 г. и 1 ноября 2017 г.

По смыслу изложенных выше нормативных положений и с учетом того, что Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не определены основание и порядок привлечения государственного гражданского служащего к материальной ответственности за причиненный им при исполнении служебных обязанностей вред и виды (то есть размер) этой ответственности, к спорным отношениям подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Чернышева О.А. проходила федеральную государственную гражданскую службу в период с 05.05.2015 г. по 16.10.2017 г. в должности начальника отдела государственной службы и кадров, противодействия коррупции, вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны УФССП по Амурской области. Приказом от 23.11.2017г. N 1186-к по УФССП России по Амурской области, расторгнут служебный контракт, Чернышева О.А. освобождена от замещаемой должности и уволена 16.10.2017 г. по инициативе гражданского служащего на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В период прохождения федеральной государственной гражданской службы, Чернышева О.А. на основании приказа и.о. руководителя Управления - главного судебного пристава УФССП России по Амурской области Гришина А.Р. № 1115-к от 14.10.2016 г., с 19.10.2016г. по 20.10.2016 г. включительно, и на основании приказа и.о. директора ФССП России Сазанова С.В. № 1056-к от 05.06.2017 г., с 05.06.2017 г. по 09.06.2017 г. исполняла обязанности руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области – главного судебного пристава Амурской области.

Согласно Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2013 г. № 74 (зарегистрировано в Минюсте России 5 июня 2013 г. № 28682) руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач (п.3.3.); издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения по вопросам организации деятельности территориального органа (п.3.4.10.); решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе и трудовым законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в территориальном органе, в том числе: устанавливает государственным служащим и работникам территориального органа в соответствии с законодательством Российской Федерации надбавки, премии, иные вознаграждения и дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание территориального органа (п.3.4.13.).

Чернышева О.А. исполняя обязанности руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области – главного судебного пристава Амурской области, 19.10.2016 г. издала приказ № 10-26/13-ДСП, в соответствии с которым Гришину А.Р. – и.о. руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области – главного судебного пристава Амурской области, с 18.11.2015 г. была установлена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в силу его должностных обязанностей и с учетом фактического объема работы в размере 50%, а также 08.06.2017 г. издала приказ № 157 в соответствии с которым Митину Л.В. – и.о. руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области – главного судебного пристава Амурской области, допущенному к государственной тайне на постоянной основе с 10.06.2017 г. была установлена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, имеющими степень секретности «совершенно секретно» в размере 50% должностного оклада.

Факт исполнения в указанные периоды времени обязанностей руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области – главного судебного пристава Амурской области, и издание вышеприведенных приказов в ходе судебного разбирательства Чернышевой О.А. не оспаривался.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

Согласно пункту 1 указанных Правил, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы), выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях. Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», составляет 50 - 75 процентов, имеющими степень секретности «совершенно секретно», - 30 - 50 процентов, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10 - 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий, - 5 - 10 процентов. При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений. Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда.

При этом, в п.2 указанного Постановления Правительства РФ от 18.09.2006 г. № 573 постановлено Федеральным органам государственной власти устанавливать в подведомственных им организациях размеры ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны (далее - надбавки) в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением. Финансирование расходов на указанные цели осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета на соответствующий год.

Во исполнение п.2 данного Постановления Правительства РФ, директором ФССП России 08.11.2006 г. был издан приказ № 146 «Об установлении размеров ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу работников Федеральной службы судебных приставов, допущенных к государственной тайне на постоянной основе», которым установлены следующие размеры ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу, которые применяются с 01.01.2007 г., п.1.2 - работникам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе: за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» 55 %, за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» 40%, за работу, со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» 10 %.

В нарушение указанного приказа ФССП России от 08.11.2006 г. № 146, Чернышева О.А., временно исполняя обязанности руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области – главного судебного пристава Амурской области, издала приказы № 10-26/13-ДСП от 19.10.2016 г. и № 157 от 08.06.2017 г. и установила ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу, за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» Гришину А.Р. и Митину Л.В. в завышенном размере - 50%, что привело к переплате последним указанной процентной надбавки.

Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст.232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В силу положений ст.233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Согласно ст.238 ТК РФ под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Статья 243 ТК РФ предусматривает, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в том числе, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей.

Особенности регулирования труда руководителя организации установлены главой 43 ТК РФ.

В ч. 1 ст. 273 ТК РФ определено, что руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

В соответствии со ст.274 ТК РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу ч.1 ст.277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Как следует из разъяснений п.5 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» в соответствии с частью первой статьи 277 ТК РФ руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под прямым действительным ущербом согласно части второй статьи 238 ТК РФ понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Привлечение руководителя организации к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, осуществляется в соответствии с положениями раздела XI "Материальная ответственность сторон трудового договора" ТК РФ (главы 37 "Общие положения" и 39 "Материальная ответственность работника").

На основании п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1611.2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников, за ущерб, причиненный работодателю» следует учитывать, что полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона (ст.277 ТК РФ), работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с этим лицом условие о полной материальной ответственности. При этом вопрос о размере возмещения ущерба (прямой действительный ущерб, убытки) решается на основании того федерального закона, в соответствии с которым руководитель несет материальную ответственность (например, на основании статьи 277 ТК РФ).

Актом выездной аудиторской проверки эффективности использования средств федерального бюджета и учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области от 06.08.2018 г., за период с 01.01.2015 г. по 30.06.2018 г., установлено, что ответственными за финансово-хозяйственную деятельность и распорядителями кредитов с правом первой подписи в проверяемом периоде являлись: и.о. руководителя Управления Чернышева Оксана Анатольевна (приказ ФССП России от 05.06.2017 № 1056-к) с 05.06.2017г. по 09.06.2017 г. Проверкой правомерности выплаты надбавки за работу с секретными сведениями установлены следующие нарушения на общую сумму 41 627,36 руб., из них: за 2015 год – 6 774,00 руб., за 2016 г. – 19 252,04 руб., за 2017 год – 15 601,32 руб. При этом, в нарушение приказа ФССП России № 146 за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» было установлено 50% надбавки к должностному окладу в том числе руководителю Управления Митину Л.В., руководителю Управления Гришину А.Р.

Из представленных истцом расчетов следует, что Гришину А.Р. была переплачена денежная сумма в размере 13 147,74 руб., Митину Л.В. была переплачена денежная сумма в размере 4 849,05 руб., что также подтверждается расчетными листками. Кроме того, размер переплаченных денежных сумм не оспаривался в ходе судебного разбирательства ответчиком Чернышевой О.А.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец представил в материалы дела вышеприведенные доказательства того, что и.о. руководителя Управления – главного судебного пристава Амурской области Чернышева О.А., в силу своих должностных полномочий незаконно издала приказы № 10-26/13-ДСП от 19.10.2016 г. и № 157 от 08.06.2017 г. об установлении и выплате Гришину А.Р. и Митину Л.В. соответственно ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно», не соответствующей приказу ФССП России от 08.11.2006 г. № 146. На основании данных незаконных приказов Гришину А.Р. и Митину Л.В. произведены выплаты указанной надбавки в общей сумме: 13 147,74 руб. Гришину А.Р. и 4 849,05 руб. Митину Л.В. Тем самым действиями ответчика, УФССП по Амурской области был причинен ущерб в заявленном размере в сумме 17 996,79 руб.

Ответчик, в свою очередь, не доказал добросовестность и разумность действий, исключающих возможность удовлетворения заявленного истцом требования.

Таким образом, разрешая заявленные требования, с учетом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, руководствуясь названными нормами права, суд приходит к выводу о правомерности требований истца и наличии оснований для возложения на Чернышеву О.А. материальной ответственности за причиненный работодателю материальный ущерб, поскольку необоснованность произведенной в завышенном размере выплаты ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу, за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» Гришину А.Р. и Митину Л.В., не соответствующей приказу ФССП России от 08.11.2006 г. № 146, на общую сумму 17 996,79 руб., подтверждена соответствующими доказательствами, обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника, судом не установлено, а доказательств того, что ущерб причинен не по вине ответчика, не представлено.

Доводы ответчика о незначительном временном промежутке исполнения обязанностей, о том, что она приказы не издавала, а проставляла в них только лишь свою подпись, что её не знакомили с обязанностями руководителя, что ей был не известен приказ № 146 от 08.11.2006 г. «Об установлении размеров ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу работников Федеральной службы судебных приставов, допущенных к государственной тайне на постоянной основе», а также о введении её в заблуждение сотрудниками отдела кадров и бухгалтерии, относительно правомерности подписываемых ею приказов, не являются основанием для освобождения руководителя организации от обязанности возместить ущерб, поскольку именно на руководителя возложена обязанность возместить ущерб, причиненный организации в связи с принятием неправомерных решений.

Рассматривая вопрос о применении положений ст.250 ТК РФ о снижении органом по рассмотрению трудовых споров размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, суд с учетом степени и формы вины ответчика, его материального положения, а также обстоятельств причинения ущерба, таких оснований не усматривает, при этом учитывает, что согласно представленной копии трудовой книжки АТ-VI № 1900650 и вкладыша в трудовую книжку ВТ-I № 1638809, Чернышева О.А. трудоустроена, с 17.10.2017 г. назначена в Благовещенский городской суд Амурской области на старшую государственную должность категории «специалисты» федеральной государственной гражданской службы –консультанта. Какие-либо доказательства для применения положений ст.250 ТК РФ в материалах дела отсутствуют.

Учитывая, что истец – Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области в силу положений п. 19 ст. 333.36 НК РФ как государственный орган освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче настоящего иска в суд, с ответчика Чернышевой Оксаны Анатольевны, не освобожденной от уплаты государственной пошлины, в силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ и п.8 ст.333.20 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию в бюджет муниципального образования Ивановского района Амурской области государственная пошлина, которая в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ составляет 719,88 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области к Чернышевой Оксане Анатольевне, - удовлетворить в полном объёме.

Взыскать с Чернышевой Оксаны Анатольевны в пользу Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области в счет возмещения ущерба денежную сумму в размере 17 996 (семнадцать тысяч девятьсот девяносто шесть) руб. 79 коп.

Взыскать с Чернышевой Оксаны Анатольевны государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Ивановский район Амурской области в размере 719 (семьсот девятнадцать) руб. 88 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 54) через Ивановский районный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья: Е.В. Баженова

В окончательной форме решение принято 20 ноября 2019 г.