гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ п. Коренево
Кореневский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Тархова Д.В.,
с участием помощника прокурора Кореневского района Курской области Савенкова Д.О.,
представителя ответчика МКУ ДО «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» Кореневского района Курской области ФИО1, действующего на основании Устава учреждения,
при помощнике судьи Тереховой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кореневского района Курской области, действующего в защиту интересов муниципального образования «Кореневский район» Курской области к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» Кореневского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кореневского района Курской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов муниципального образования «Кореневский район» Курской области к МКУ ДО «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» Кореневского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего МКУ ДО «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в МКДОУ «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» Кореневского района Курской области. Так, установлено, что в соответствии с приказом директора МКУ ДО «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» от ДД.ММ.ГГГГ№ЕАА назначена контрактным управляющим МКУ ДО «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа», последняя имеет среднее специальное образование по специальности «технология приготовления пищи». Полагает, что в нарушение ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, части 5 статьи 39, части 6 статьи 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приказов Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н, контрактный управляющий МКУ ДО «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» Кореневского района ЕАА не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов. Отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему ЕАА на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на неё функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению действующего законодательства о контрактной системе, а также к нарушению интересов МКУ ДО «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа», муниципального района «Кореневский район», который в соответствии с Уставом МКУ ДО «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» является учредителем образовательного учреждения.
Помощник прокурора Кореневского района Курской области Савенков Д.О. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель истца, в чьих интересах заявлены требования прокурора, администрации Кореневского района Курской области, будучи надлежащим образом извещенными о дне, месте и времени слушания дела в судебное заседание явился; в письменном отзыве просили в удовлетворении требований отказать, считая, что контрактный управляющий учреждения дополнительного образования соответствует занимаемой должности, поскольку в высшем профессиональном образовании РФ отсутствует специальность «специалист в сфере закупок и, таким образом, для контрактного управляющего достаточно иметь повышение квалификации.
Представитель ответчика МКУ ДО «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» Кореневского района Курской области ФИО1, в судебном заседании исковые требования не признал, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что ЕАА в 2014 году получила удостоверение о повышении квалификации в ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» по программе «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд» в объеме 120 часов, в связи с чем последняя соответствует занимаемой должности контрактного управляющего.
Представитель третьего лица ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», будучи надлежащим образом извещенными о дне, месте и времени слушания дела в судебное заседание явился.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 70 Бюджетного кодекса РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии с ч. 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 указанного Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Из Устава МКУ ДО «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» Кореневского района Курской области следует, что учреждение относится к муниципальным казенным учреждениям (п. 1.4). Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальный район «Кореневский район» Курской области. Функции и полномочия учредителя, собственника имущества в отношении Учреждения осуществляет администрация Кореневского района Курской области (п. 1.7 Устава).
Согласно Положению о контрактном управляющем МКУ ДО «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» в функциональные обязанности контрактного управляющего, в том числе, входит разработка плана закупок, осуществление подготовки изменений для внесения в план закупок, размещение в единой информационной системе плана закупок и внесенных в него изменений (п. 6.1).
Согласно п. 3.1 Должностной инструкции контрактного управляющего, контрактный управляющий выполняет, в том числе, следующие функции и полномочия: разрабатывает план закупок, проводит подготовку изменений для внесения в план закупок, размещает в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения.
Согласно приказу директора МКУ ДО «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» Кореневского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ января ДД.ММ.ГГГГ года № №, заведующая хозяйством ЕАА назначена контрактным управляющим учреждения дополнительного образования.
Из материалов дела следует, что ЕАА имеет среднее специальное образование по специальности «технология приготовления пищи», что подтверждается дипломом ИТ №, выданного Курским кооперативным техникумом ДД.ММ.ГГГГ, сообщением директора МКУ ДО «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» Кореневского района Курской области.
Также, из материалов дела следует, что у ЕАА отсутствует высшее образование, дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
ДД.ММ.ГГГГЕАА ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» было выдано удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд» в объеме 120 часов.
Согласно п. п. 2, 5 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Из вышеуказанного можно заключить, что дополнительное профессиональное образование по содержанию может быть не связано с имеющимся или получаемым обучаемыми образованием и преследует цель обучения новому виду деятельности. А повышение квалификации в соответствии с п. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» преследует цель получения новой компетенции в рамках ранее избранной специальности, что также согласуется с положениями, изложенными в Письме Минобрнауки России от 09 октября 2013 года № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» (вместе с «Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования»).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что контрактный управляющий МКУ ДО «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» Кореневского района Курской области не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок, ЕАА пройдено повышение квалификации, направленной на получение новой компетенции, однако такое совершенствование осуществлено не в рамках имеющейся у неё квалификации «учитель начальных классов», что недопустимо в силу прямого указания Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», когда для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации необходима именно профессиональная переподготовка, а не повышение квалификации.
При этом действующее законодательство предлагает альтернативные требования к уровню образования работников контрактной службы, контрактному управляющему, не закрепляя в обязательном порядке получения дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.
В соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н, № 626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок».
Профессиональным стандартом «Специалист в сфере закупок» установлено требование к образованию: среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Профессиональным стандартом «Эксперт в сфере закупок» установлено требование к образованию: высшее образование – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации в сфере закупок.
В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии с п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01 июля 2013 года № 499, установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
При таких обстоятельствах, в условиях, когда контрактный управляющий МКДОУ «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» Кореневского района Курской области не имеет требуемого образования, и не соответствует требованиям, предъявляемым ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», требование прокурора о возложении на МКУ ДО «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» Кореневского района Курской области обязанность обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего образовательного учреждения, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Суд считает срок для исполнения решения, указанный прокурором Кореневского района – в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего для МКУ ДО «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» Кореневского района Курской области, является достаточным для устранения в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Кореневского района Курской области, действующего в защиту интересов муниципального образования «Кореневский район» Курской области к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» Кореневского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего, удовлетворить.
Возложить на муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» Кореневского района Курской области обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего муниципального казенного учреждения дополнительного образования «ФИО2 районная детско-юношеская спортивная школа» Кореневского района Курской области в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в части наличия у работника контрактной службы, контрактного управляющего высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Кореневский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Кореневского районного суда
Курской области Д.В. Тархов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ