Дело № 2-396/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Олекминск 7 июля 2015 года
Олекминский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе:
председательствующего судьи: Седалищева Г.А.,
пре секретаре: Борисовой Г.Н.,
с участием прокурора Олекминского района младшего советника юстиции Шульженко М.А.,
ответчика: представителя администрации МО «Жарханский национальный наслег» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Олекминского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц о приведении в соответствии с требованиями федерального законодательства и признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ряда статей Устава МО «Жарханский национальный наслег»,
у с т а н о в и л :
Прокурор Олекминского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о приведении в соответствие в требованиями федерального законодательства п.3 ст.14 Устава МО «Жарханский национальный наслег».
В ходе судебного разбирательства прокурор Олекминского района Шульженко М.А. поддержал заявление в полном объеме. При этом пояснил, что прокуратурой выявлено нарушение законодательства об общих принципах организации местного самоуправления. Так, п.3 ст.14 Устава до настоящего времени противоречит требованиям действующего законодательства. Ответчиком не своевременно не принимаются меры по внесению изменений и дополнений в Устав, в связи с чем, Устав противоречит действующему законодательству, а потому подлежит приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства. Бездействием ответчика нарушаются права и свободы граждан, проживающих на территории муниципального образования. Поэтому просит суд обязать ответчика привести в соответствие с требованиями федерального законодательства п.3 ст.4 Устава МО «Жарханский национальный наслег».
Представитель ответчика глава администрации МО «Жарханский национальный наслег» ФИО1 в ходе судебного разбирательства признала исковое заявление. При этом пояснила, что сессия состоялась 22 июня 2015 года. Все требуемые изменения внесли. Документы отправили на регистрацию в министерство юстиции, но измененный Устав к ним еще не поступил.
Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( Далее ФЗ № 131 ) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации ( указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти ), конституции ( уставы ), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Устав МО «Жарханский национальный наслег» зарегистрирован в МЮ РФ по РС(Я) без учета внесенных федеральными законами изменений и дополнений.
В соответствии с п.14 ст.2 ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 136 от 27 мая 2014 года ( изменения должны были быть внесены до 1 января 2015 года ), пунктом 14 ФЗ № 136 в ч.2 ст.27 ФЗ № 131 исключены слова «В поселениях».
Между тем, п.3 ст.14 Устава «территориальное общественное самоуправление» изложена без учета внесенного ФЗ № 136 изменения, что несомненно является нарушением требований федерального законодательства ( ч.2 ст.27 ФЗ № 131 ).
При этом суд обращает внимание на то, что Устав это основной нормативный правовой акт муниципального образования. Устав обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно. Устав определяет деятельность представительных и исполнительных органов местного самоуправления, поэтому его соответствие закону в значительной степени гарантирует законность действий выборных должностных лиц и муниципальных служащих. Устав систематизирует все принципы и основные начала организации и деятельности органов местной власти. Это означает, что все положения Устава муниципального образования должны строго соответствовать нормам действующего на территории Российской Федерации законодательства.
Более того, согласно ч.4 ст.7 ФЗ № 131 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, ФЗ № 131, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям ( уставам ), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Изменения и дополнения в ФЗ № 131 вступили в законную силу. В течение продолжительного периода времени ответчик не предпринимал мер по своевременному приведению Устава муниципального образования в соответствие с требованиями действующего законодательства. Внесение изменений и дополнений в Устав муниципального образования ко дню вынесения судебного решения не является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления прокурора, поскольку изменения и дополнения в Устав муниципального образования не зарегистрированы регистрирующим органом.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поэтому бремя доказывания о невозможности своевременного приведения Устава муниципального образование в соответствие с требованиями федерального законодательства лежит на ответчике. В ходе судебного разбирательства доказательств невозможности своевременного приведения Устава муниципального образования в соответствие с требованиями федерального законодательства ответчиком не представлено.
Бездействие ответчика по своевременному приведению Устава муниципального образования в соответствие с требованиями федерального законодательства нарушает права, свободы и законные интересы граждан, проживающих в муниципальном образовании, в защиту прав которых прокурор обратился в суд в силу предоставленных ему законом полномочий.
При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора Олекминского района подлежит безусловному удовлетворению.
Федеральным и региональным законодательством сроки приведения в соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления не установлены. Поэтому в соответствии с ч.3 ст.11 ГПК РФ ( по аналогии закона ) на основании ч.2 ст.3 ФЗ «Об общих принципах законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», необходимо обязать ответчика привести Устав муниципального образования в соответствие с требованиями действующего законодательства в течение 3 ( трех ) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, в соответствии ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление прокурора Олекминского района удовлетворить:
обязать наслежный Совет депутатов МО «Жарханский национальный наслег» в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с ч.2 ст.27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п.3 ст.14 Устава МО «Жарханский национальный наслег»;
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха ( Якутия ) через Олекминский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий судья: п/п
Копия верна:
Судья Олекминского районного суда
Республики Саха (Якутия): Г.А.Седалищев