2-396/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации гор. Лесной Свердловской области «05» июня 2018 года Городской суд гор. Лесного Свердловской области в составе: председательствующего судьи Саркисян Т.В. при секретаре судебного заседания Зиминской Т.А., с участием прокурора Баженовой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО «Город Лесной», действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Технодом» о понуждении к совершению действий (возложении обязанности разработать и утвердить норматив допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты и оформить разрешение на сброс) УСТАНОВИЛ: Прокурор ЗАТО «Город Лесной», действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к МУП «Технодом» о возложении обязанности разработать и утвердить норматив допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект и оформить разрешение на сброс, указав, что прокуратурой ЗАТО «Город Лесной» на основании планового задания прокуратуры области проведена проверка исполнения хозяйствующими субъектами требований природоохранного законодательства, в результате которой установлено, что МУП «Технодом» является водопользователем - осуществляет сброс сточных вод в водные объекты, на балансе МУП «Технодом» находится 6 выпусков сточных вод в следующие водные объекты: река Тура, река Большая Именная, река Выя, река Мельничная. Вместе с тем, распоряжениями МКУ «Комитет по управлению имуществом администрацией городского округа «Город лесной» № 675, 676 от 28.11.2017 на баланс МУП «Технодом» передан выпуск № 7 - очистные сооружения биологической очистки (2-я очередь очистных сооружений г. Лесной), водоприемник - река Тура. Указанный выпуск используется для сброса хозяйственно-бытовых сточных вод после сооружений биологической очистки в реку Тура. МУП «Технодом» осуществляет пользование водным объектом – река Тура для сброса сточных вод без разрешительных документов: решения о предоставлении водного объекта в пользование, нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод. Таким образом, МУП «Технодом» с 01.01.2018 продолжает осуществлять деятельность по пользованию водным объектом для сброса сточных вод без необходимых документов, что влечет нарушение статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования природных ресурсов. В связи с чем прокурор ЗАТО г.Лесной просит (с учетом уточнений исковых требований) в судебном порядке возложить на МУП «Технодом» обязанность в срок до 01.09.2018 подготовить и направить документы, предусмотренные п. 9 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства от 30.12.2006 № 844, в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование - река Тура для выпуска № 7; в срок до 01.06.2019 разработать и предоставить в Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов на утверждение нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты - р. Туру для выпуска № 7; в срок до 01.07.2019 подготовить и направить в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу документы, предусмотренные п.п. 18, 19, 20 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2013 № 2, для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты - в р. Тура для выпуска № 7. Определением суда от 14.05.2018г. к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, а также Нижнее-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Свердловской области. В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования к МУП «Технодом» поддержала. Представители МУП «Технодом», участвующие в судебном заседании, возражений по заявленным требованиям не имеют, указывая, что выполнения пункта 1 данного искового заявления (в срок до 01.09.2018 г. подготовить и направить документы в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование) необходимо подготовить следующие документы на основании ч.1 ст.9, ч.3 ст. 11 Водного кодекса РФ, «Правил подготовки и принятия Решения о предоставлении водного объекта в пользование», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г.№844, «Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов РФ государственной услуги в сфере переданного полномочия РФ по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в Федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование», утвержденного Приказом Минприроды России от 14.09.2011. №763; для выполнения пункта 2 данного искового заявления (в срок до 01.06.2019г. разработать и предоставить в Нижне - Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов на утверждение нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты) необходимо подготовить следующие документы на основании ч.1 ст.22, ч.1 ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2007г. №7-ФЗ, заключенного договора на разработку проекта, подготовки исходных материалов (морфометрические и гидрологические характеристики водного объекта, справки о фоновых концентрациях загрязняющих веществ, справка Камуралрыбвод, данные по нормируемым показателям за последние 5 лет (помесячно) и т.д.), разработки и предоставление проекта НДС. Согласование проектов нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты осуществляется Росприроднадзором в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 2 июня 2014 г. N246. В соответствии с утвержденным проектом НДС необходимо получить новое Решение на предоставление водного объекта в пользование. Для выполнения пункта 3 данного искового заявления (в срок до 01.07.2019 г. подготовить и направить в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу документы, необходимые для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, необходимо подготовить следующие документы на основании ч.4.ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2007г. №7-ФЗ, Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2013 №2. Представители третьих лиц - Администрации ГО «Город Лесной», Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, а также Нижнее-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Свердловской области в судебное заседание не явились. От Администрации ГО «Город Лесной» поступил отзыв, из которого следует, что Выпуск № 7 - очистные сооружения биологической очистки (2-я очередь очистных сооружений г. Лесной), водоприемник - река Тура, относится к системе сточных вод, являющей муниципальным имуществом, переданным в хозяйственное ведение МУП«Технодом» на основании распоряжения муниципального казенного учреждения комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Лесной» № 676 от 28.11.2017 года. Следовательно, МУП «Технодом» является юридическим лицом - природопользователем при эксплуатации выпуска № 7 - очистные сооружения биологической очистки (2-я очередь очистных сооружений г. Лесной), водоприемник - река Тура. поскольку сброс сточных вод в водный объект осуществляется в связи с эксплуатацией выпуска № 7 - очистные сооружения биологической очистки (2-я очередь очистных сооружений г. Лесной), водоприемник - река Тура, то обязанность по разработке и утверждению норматива допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты и оформлению разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду должна быть возложена на соответствующего субъекта - МУП «Технодом». Основным видом деятельности МУП «Технодом» являются: управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (п.п. 2.2.1 Устава МУП «Технодом»), также к виду деятельности МУП «Технодом» относится «сбор и обработка сточных вод» (пункт 68 Выписки из единого реестра юридических лиц). Из отзыва Нижнее-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Свердловской области следует, что требования прокурора поддерживают в полном объеме, так ответчик использует водные объекты без утвержденных в установленном порядке НДС. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии с ч. 1 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Согласно ст. 44 указанного Кодекса, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. В силу статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 22, 23 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. В силу ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 3 Водного кодекса Российской Федерации. Согласно п. п. 2 п. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование регламентирован положениями ст. 23 Водного кодекса РФ. Постановлением Правительства Российской Федерации N 844 от 30 декабря 2006 года "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. Подпунктом б пункта 2 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование установлено, что в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации на основании решений водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод. Как следует из материалов дела, ответчик является водопользователем водного объекта – река Тура для целей сброса сточных вод. Распоряжениями МКУ «Комитет по управлению имуществом администрацией городского округа «Город лесной» № 675, 676 от 28.11.2017 на баланс МУП «Технодом» передан выпуск № 7 - очистные сооружения биологической очистки (2-я очередь очистных сооружений г. Лесной), водоприемник - река Тура. Указанный выпуск используется для сброса хозяйственно-бытовых сточных вод после сооружений биологической очистки в реку Тура. Установлено, что водопользование водным объектом осуществляется ответчиком в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, обязанность по получению которого предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ. Статьей 30 ч. 5 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что анализ отобранных проб сточной воды осуществляется лабораториями, аккредитованными в порядке, установленным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 5 Водного Кодекса РФ реки отнесены к поверхностным водным объектам. Частью 1 ст. 44 Водного Кодекса РФ установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах). Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей. Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты утверждена Приказом Министра природных ресурсов РФ от 17.12.2007 N 333 (в ред. от 15.11.2016). Из пункта 12 указанной Методики величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются как для проектирующих, так и для действующих организаций - водопользователей. Нормативы могут быть разработаны как непосредственно организацией - водопользователем, так и по ее поручению проектирующей организацией, каких-либо исключений из указанного требования не предусмотрено. Пункт 14.1 Методики содержит требования к составу проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, который должен содержать. В том числе ситуационный план местности с привязкой к территории предприятия, план территории предприятия с указанием мест размещения очистных сооружений, их характеристики, сведения об эффективности очистки сбрасываемого стока, водохозяйственный баланс водопользователя, гидрологическую характеристику используемого водного объекта, а также иные сведения, в том числе расчет нормативов допустимых сбросов, выполненный в соответствии с рассматриваемой методикой, и его результаты. Пунктом 13 "Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 09 января 2013 года N 2, определено, что разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее - НДС); в пределах лимитов на сбросы. Таким образом, учитывая отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов, что препятствует надлежащему планированию и осуществлению водопользователем природоохранных мероприятий, не позволяет давать объективную оценку деятельности организации - водопользователя, связанной со сбросами сточных вод в водный объект, с точки зрения воздействия на окружающую природную среду, а также учитывая, что нарушения могут послужить условием причинения вреда используемому водному объекту, и тем самым повлечь нарушение гарантированных Конституцией РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду и условия проживания, требования прокурора о возложении на МУП «Технодом» обязанности разработать и направить на утверждение в Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов на утверждение нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемый водный объект - р. Туру для выпуска № 7 подлежат удовлетворению. Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При этом, с учетом установленных обстоятельств, доводов представителей ответчика, обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, суд соглашается со сроками, указанными прокурором. Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины. Из материалов дела следует, что прокурор обратился в суд с требованиями в защиту неопределенного круга лиц, то есть в интересах физических лиц. Заявленные требования относятся к требованиям неимущественного характера. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей. При указанных обстоятельствах, с МУП «Технодом» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального Кодекса РФ, Суд решил: Исковые требования прокурора ЗАТО «Город Лесной», действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Возложить на МУП «Технодом» обязанность в срок до 01.09.2018 подготовить и направить документы, предусмотренные п. 9 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства от 30.12.2006 № 844, в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование - река Тура для выпуска № 7. Возложить на МУП «Технодом» обязанность в срок до 01.06.2019 разработать и предоставить в Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов на утверждение нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты - р. Туру для выпуска № 7. Возложить на МУП «Технодом» обязанность в срок до 01.07.2019 подготовить и направить в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу документы, предусмотренные п.п. 18, 19, 20 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2013 № 2, для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты - в р. Тура для выпуска № 7. Взыскать с МУП «Технодом» госпошлину в доход бюджета МО город Лесной в размере 300 рублей. Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия в окончательной форме, если не обжаловано в апелляционном порядке. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом апелляционной инстанции жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме через городской суд ***. Текст решения изготовлен с помощью технических средств в совещательной комнате. Судья Т.В.Саркисян |