ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-396/2021 от 01.07.2021 Терского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

по гражданскому делу

Решение вступило в законную силу «____» ______________ 2021 года

Судья _____________ А.А. Нагоев


РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

резолютивная часть решения оглашена 01 июля 2021 года

мотивированное решение изготовлено <дата>

КБР, г.<адрес><дата>

Терский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего - судьи Нагоева А.А.,

при секретаре Тлеужевой М.М.,

с участием представителя истца Министерства сельского хозяйства КБР – ФИО1, действующей на основании доверенности №<дата>/513 от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства КБР к ФИО2 о взыскании суммы предоставленных субсидий,

УСТАНОВИЛ:

<дата> в Терский районный суд КБР поступило указанное исковое заявление, мотивированное тем, Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от <дата>-ПП утверждены Правила предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в КБР (далее - Правила).

В 2020 году Х. З.И., как индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского-фермерского хозяйства (далее Ответчик) представил в Министерство сельского хозяйства КБР (далее - Министерство) пакет документов, необходимых для получения субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республики, по результатам, рассмотрения которых ему предоставлены денежные средства в размере 557 136 руб. 49 коп.

Министерство заключило с Ответчиком Соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства от <дата> (далее - Соглашение).

Согласно платежному поручению от <дата> указанная сумма перечислена в установленном порядке на счет Ответчика.

В соответствии с пунктом 24 Правил, получатели субсидий представляют отчетность о достижении показателей результативности использования субсидий. Порядок, сроки и формы отчетности, а также сроки и формы предоставления получателями субсидий дополнительной отчетности предусматриваются Соглашением.

В соответствии с разделом 4 Соглашения Ответчик обязуется представлять в Министерство отчет о достижении показателей результативности не позднее 10-го рабочего дня, следующего за отчетным годом и отчеты о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей - по форме и в срок, установленные Министерством сельского хозяйства РФ.

Указанные обязательства не только утверждены Правилами, но и указаны в Соглашении в разделе, регламентирующем обязательства сторон. Заявка на предоставление субсидии, содержащая положение о том, что заявитель в полной мере ознакомился с правилами предоставления субсидии по указанному направлению государственной поддержки, включая ведомственные акты, подписана Ответчиком и представлена в Министерство.

Министерством и уполномоченными органами государственного финансового контроля осуществляется проверка соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий посредством проведения документарной проверки отчетности (дополнительной отчетности), в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах их полномочий.

По результатам проведенной Министерством оценки эффективности предоставления субсидий на основании отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидий, представленного Ответчиком, выявлено недостижение показателей результативности использования субсидий, значения которых установлены Соглашением.

<дата> ответчик ИП Х. З.И. представил отчет о достижении показателей результативности по состоянию на <дата>, где в графах «достигнутое значение показателей по состоянию на отчетную дату» и «процент выполнения плана» стоит «0». К отчету Ответчик приложил договор № СХ-2 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности. Передача прав и обязанностей по договору аренды не свидетельствует об исполнении обязательств, возложенных на Ответчика по Соглашению и не является основанием для освобождения от исполнения уже взятого на себя обязательства, наоборот подтверждает о нарушении им своих обязательств перед Министерством.

Таким образом, Ответчик нарушил условия предоставления субсидий и условия заключенного Соглашения.

В соответствии с пунктом 28 Правил субсидии подлежат возврату в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, в том числе в случае неисполнения условий предоставления субсидий.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Из анализа вышеуказанных норм Бюджетного кодекса РФ следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, однако это правило не действует в случае нарушения условий, установленных для их предоставления, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, то есть в вышеуказанных Правилах.

Согласно пункту 30 Правил, в случае если по результатам проведения оценки эффективности предоставления субсидий Министерством выявлено недостижение получателем субсидии значений показателей результативности использования субсидий, субсидии подлежат возврату в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики из расчета один процент объема субсидий за каждый процент недостижения значения показателя результативности использования субсидий, установленного Соглашением.

Исходя из того, что Ответчиком плановое значение показателя «размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами» не было обеспечено, сумма подлежащих возврату в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики бюджетных средств составляет 557136 руб. 49 коп., в том числе полученных за счет средств: федерального бюджета (93%) - 518136 руб. 94 коп.; республиканского бюджета КБР (7%) - 38999 руб. 55 коп.

В виду наличия оснований для возврата субсидий, Министерством приняты необходимые меры по возврату указанных субсидий в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики согласно пункту 29 Правил.

В порядке досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика направлено уведомление (исх. 21-05-17/808 от <дата>) с предложением расторгнуть Соглашение и возвратить предоставленные бюджетные средства в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.

До настоящего времени указанная в уведомлении сумма в республиканский бюджет Кабардино-Балкарии не возвращена, в связи с чем, Министерство сельского хозяйства КБР просит суд взыскать с Х. З.И. сумму предоставленных субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в размере 557136 руб. 94 коп.

В судебном заседании представитель истца Министерства сельского хозяйства КБР – ФИО1 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Ответчик Х. З.И. надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки суд не уведомил, в связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает настоящее дело в его отсутствие.

Вы слушав представителя истца, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения Р. продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий устанавливает Федеральный закон от <дата> N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6 и часть 2 статьи 7 указанного Федерального закона).

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно требованиям пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и применяемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных ими органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от <дата>-ПП утверждены Правила предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в КБР.

В 2020 году Х. З.И., как индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского-фермерского хозяйства представил в Министерство сельского хозяйства КБР пакет документов, необходимых для получения субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республики, по результатам, рассмотрения которых ему предоставлены денежные средства в размере 557 136 руб. 49 коп.

<дата> Министерство заключило с Х. З.И. соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства.

Согласно платежному поручению от <дата>, сумма в размере 557136 руб. 49 коп. перечислена в установленном порядке на счет Х. З.И.

Между тем, По результатам проведенной Министерством оценки эффективности предоставления субсидий на основании отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидий, представленного Ответчиком, выявлено недостижение показателей результативности использования субсидий, значения которых установлены Соглашением.

Так, в нарушение условий, предусмотренных пункта 28 Правил, а также подпункта 3.1 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, ответчик Х. З.И. не достиг значений показателей результативности использования субсидии.

Таким образом, Х. З.И. нарушил условия предоставления субсидий и условия заключенного Соглашения.

В соответствии с пунктом 28 Правил субсидии подлежат возврату в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, в том числе в случае неисполнения условий предоставления субсидий.

В соответствии с п. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В порядке досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика направлено уведомление (исх. 21-05-17/808 от <дата>) с предложением расторгнуть Соглашение и возвратить предоставленные бюджетные средства в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, которое получено адресатом <дата>.

До настоящего времени указанная в уведомлении сумма в республиканский бюджет Кабардино-Балкарии не возвращена.

В соответствии с пунктом 9 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства КБР от <дата>-ПП, Министерство является главным распорядителем средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, направляемых на финансирование агропромышленного комплекса.

Из бюджетных полномочий Министерства следует, что оно обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В рамках реализации названных полномочий Министерство вправе обратиться в суд с требованием о возврате бюджетных средств, в случае нарушения условий их предоставления.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер госпошлины в данном случае составляет 8 771 руб. 36 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Министерства сельского хозяйства КБР к ФИО2 о взыскании суммы предоставленных субсидий – удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики сумму предоставленных в 2020 году субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в размере 557 136 (пятьсот пятьдесят семь тысяч сто тридцать шесть) руб. 49 коп.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 8 771 (восемь тысяч семьсот семьдесят один) руб. 36 коп.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КБР через Терский районный суд КБР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий- А.А. Нагоев