ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-396/2021 от 13.07.2021 Пригородного районного суда (Свердловская область)

УИД 66RS0046-01-2021-000322-72

Дело № 2-396/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2021 года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего Мульковой Е.В., при секретаре судебного заседания Дровняшиной А.Н. с участием прокурора Никитина И.И., представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Уралторф» о понуждении к совершению определенных действий,

установил:

в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 21.02.2020 № 273 с целью разведки и добычи полезных ископаемых ООО «Уралторф» предоставлено право пользования участком недр местного значения – участком Ряжик месторождения торфа Рудное № 389, расположенным на территории Горноуральского городского округа в Пригородном районе Свердловской области и выдана лицензия на пользование недрами СВЕ № 08338 ТЭ до 02.03.2045.

Прокурор Пригородного района Свердловской области обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Уралторф» о понуждении к совершению определенных действий, требуя возложить на ответчика обязанности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу по заключению договора аренды земельного участка с ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество», утверждению технического проекта разработки участка Ряжик месторождения торфа «Рудное» Горноуральского городского округа Свердловской области, получению горноотводного акта, протокола государственной экологической экспертизы в отношении участка Ряжик указанного месторождения торфа, заключению социально-экономического соглашения с администрацией Горноуральского городского округа. Кроме того, заявлено требование А так же взыскать в пользу Российской Федерации в счет возмещение ущерба в сумме 22 696 руб., причиненного в результате самовольного использования лесного участка площадью 0.9716 га.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки исполнения ответчиком лесного законодательства и законодательства о недрах установлен факт самовольного снятия и уничтожения почвы (500 куб. м) в квартале 136 выдел 9 за период с 16.03.2021 по 22.03.2021, поскольку ответчик использовал лесной участок без оформления на него прав путем заключения договора аренды. Кроме того, при наличии лицензии ответчик проводит работы по добыче торфа, без необходимых для этой цели документов: технического проекта разработки месторождения; горноотводного акта, протокола государственной экологической экспертизы, социально-экономического соглашения заключенного с администрацией Горноуральского городского округа. Самовольным использованием лесного участка площадью 0.9716 га государству причинен ущерб на сумму 22 696 руб., который подлежит возмещению за счет ответчика.

В судебном заседании прокурор Никитин И.И. исковые требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении иска.

Представитель третьего лица на стороне истца – ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество», не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – ФИО2 поддержала исковые требования прокурора, пояснив суду, что ответчик, получив лицензию на пользование недрами использованию лесного участка самовольно, то есть без выполнения требований, предъявляемых нормативными актами к организациям, ведущим разработку месторождений полезных ископаемых, приступил к использованию лесного участка, чем причинил ущерб лесному фонду Российской Федерации. В ходе прокурорской проверки был выявлен лесной участок, с которого вывозился торф. При выезде на лесной участок 22.03.201 были установлены свежие следы работы техники, был нарушен почвенный покров, осуществлено складирование добытого торфа. Данный участок третьим лицом – ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» ответчику не передавался, договор аренды не заключался. На месте разработки находился экскаватор, бытовой вагончик для проживания работников. Местоположение определили по системе навигации GPS. Размер ущерба был определен исходя из площади лесного участка, на котором были обнаружены следы работы экскаватора.

Ответчик иск не признал. Представитель ответчика ФИО1, возражая против удовлетворения заявленных исковых требований пояснил суду, что после получения лицензии на пользование недрами (добычу торфа) 02.03.2020 сроком на 25 лет, ответчик представил на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области технический проект добычи торфа, который до настоящего времени не согласован. Без согласования данного проекта нет оснований для заключения договора аренды лесного участка. При согласовании технического проекта ответчику должен быть выдан горноотводный акт, протокол государственной экологической экспертизы. Требования прокурора о получении горноотводного акта, протокола государственной экологической экспертизы невозможно исполнить без технического проекта, срок согласования которого установлен в лицензии - два года. Признав обстоятельства ведения работ на земельном участке площадью не более 300 кв. м с целью обустройства противопожарного водоема, представитель ответчика полагал требования о возмещении вреда в сумме 22 696 руб. не обоснованными, не подтвержденными относимыми и допустимыми доказательствами. Указа на то, что обследование участка торфоразработок в ходе прокурорской проверки было проведено в отсутствие представителя ответчика.

Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, надлежаще извещенное о времени и месте проведения судебного разбирательства, в суд представителя не направило.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу дела, суд приходит к следующему.

Согласно преамбулы Закона Российской Федерации «О недрах» (далее по тексту – Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В силу ч. 7 ст. 9 Закона Российской Федерации «О недрах» (далее по тексту – Закон о недрах) права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

При этом в ст. 22 Закона о недрах законодатель, установив в ч. 1 данной статьи права пользователя недр, в том числе на использование предоставленного участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии, обязал в ч. 2 данной статьи пользователя недр обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (п. 1); соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (п. 2); ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами (п. 3); соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (п. 7); приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования (п. 8); выполнение условий, установленных лицензией (п. 10).

Исходя из приведенных норм Закона о недрах суд принимает во внимание, что по условиям пользования недрами, установленным в лицензии СВЕ № 08338 ТЭ, выданной ответчику, ответчик обязан не позднее 24 месяцев с даты государственной регистрации лицензии подготовить и утвердить в установленном порядке технический проект разработки месторождения, согласовав его в соответствии с Законом о недрах (п. 4.1.5 условий пользования недрами лицензии), и не позднее 12 месяцев с даты утверждения в установленном порядке технического проекта разработки месторождения ввести месторождение в разработку (эксплуатацию). Кроме того, до начала горных работ ответчик обязан заключить с Администрацией Горноуральского городского округа социально-экономическое соглашение и предоставить его в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (п. 13.2 условий).

В силу ст. 23 Закона о недрах к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (п. 1 ч. 1); обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр (п. 2 ч. 1); проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами (п. 4 ч. 1); охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку (п. 7 ч. 1).

Согласно ч. 1 ст. 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также правилами разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (ч. 4 ст. 23.2 Закона о недрах).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, которое устанавливает порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (п. 1).

В соответствии с указанным Положением для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию (его территориальный орган) или в уполномоченный орган соответственно заявление (п. 15) с приложением: а) проектной документации; б) копии предыдущего решения комиссии или уполномоченного органа (если рассмотрение проектной документации проводится повторно); в) копии заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр - в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; г) копии лицензии на пользование участком недр, в пределах которого находится месторождение полезного ископаемого, со всеми приложениями и дополнениями к ней (п. 16).

Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользванием участками недр местного значения от 12.03.2021 № 4 комиссий принято решение об отказе в согласовании представленной проектной документации по причинам, подробно изложенным в решении, ответчику рекомендовано доработать технический проект разработки участка Ряжик месторождения торфа «Рудное» Горноуральского городского округа Свердловской области с учетом замечаний, изложенных комиссией в протоколе.

Доказательств согласования технического проекта разработки участка Ряжик месторождения торфа «Рудное» Горноуральского городского округа Свердловской области суду не представлено.

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (ч. 1 ст. 7 Закона о недрах).

На основании ч. 3 ст. 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со ст. 23.2 Закона о недрах орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

В силу ч. 1 ст. 29 Закона о недрах запасы полезных ископаемых, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе.

Добыча полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов (ч. 2 ст. 29 Закона о недрах)

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона о недрах результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном ст. 31 Закона о недрах.

Факт неисполнения ответчиком лицензионных условий пользования недрами, выраженных в использовании участка Ряжик месторождения торфа Рудное на территории Горноуральского городского округа в Пригородном районе Свердловской области без проектной документации, заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, без социально-экономического соглашения с Администрацией Горноуральского городского округа, а также без правоустанавливающих документов на лесной участок, подтвержден материалами прокурорской проверки, в том числе:

актом осмотра лесного участка от 19.03.2021 № 1, в котором зафиксировано в выделах 19, 21 квартала 137, в выделе 18 квартала 135, в выделе 9 квартала 136 Николо-Павловского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» нахождение экскаватора, вагона строительного для проживания рабочих, слада торфа на двух участках по обе стороны от дороги, участок добычи торфа протяженностью 150 м, шириной местами до 100м, глубиной до 6 м;

актом о лесонарушении, составленном 22.03.2021 лесничим Николо-Павловского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» ФИО3, в котором зафиксировано самовольное использование лесного участка площадью 0,9716 га в 9 выделе квартала 136 Николо-Павловского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» для выполнения работ по разработке месторождения полезных ископаемых – добыча торфа;

фотографиями местности в выделах 19, 21 квартала 137, в выделе 18 квартала 135, в выделе 9 квартала 136 Николо-Павловского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество»;

обращением главы Горноуральского городского округа от 17.03.2021 № 142–01–25–788 прокурору Пригородного района Свердловской области о ведении ответчиком промышленной добычи торфа с привлечением техники (бульдозера, двух гусеничных экскаваторов, одного колесного экскаватора, четырех самосвалов) в отсутствие заключенного социально-экономического соглашения с органом местного самоуправления;

актом осмотра земельного участка от 16.03.2021, составленным ведущим специалистом комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа, в котором указано, что в ходе осмотра земельного участка на государственных неразграниченных землях юго-западнее <адрес>, на расстоянии 1,2 км, выявлено ведение работ по добыче торфа в промышленных масштабах с использованием бульдозера, экскаваторов и грузовых машин, складирование добытого торфа, уничтожение зеленых насаждений;

протоколом осмотра места происшествия от 07.04.2021 с иллюстрационной таблицей, составленным начальником отделения ЭБиПК МУ МВД России «Нижнетагильское», при проверке сообщения о происшествии от 19.03.2021 (КУСП № 580), в котором зафиксированы следы техники и складирование добытого торфа на участке местности, расположенном на расстоянии 2-3 км от <адрес>;

справкой главного специалиста отдела регионального государственного экологического надзора Министрества природных ресурсов и экологии Свердловской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области ФИО4 от 07.04.2021 о результатах обследования территории участка «Ряжик» месторождения торфа Рудное в 3 км западнее д. Реши, в 0,3 км южнее <адрес>, в ходе которого установлено проведение работ по вводу месторождения в разработку (эксплуатацию) до утверждения в установленном порядке технического проекта разработки месторождения;

ответом представителя ответчика на запрос прокурора от 26.03.201, в котором сообщается об отсутствии у ответчика технического проекта, горноотводного акта и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, протокола государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, социально-экономического соглашения.

Доводы ответчика о незаконности внеплановой проверки деятельности ответчика, что влечет недопустимость представленных прокурором доказательств, несостоятельны, поскольку недра являются компонентом окружающей среды, поэтому на основании ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», подп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде могут являться основанием для проведения внеплановой проверки юридического лица.

Оценив представленные прокурором доказательства, суд приходит к выводу, об обоснованности заявленных требований о понуждении ответчика к утверждению технического проекта разработки участка Ряжик месторождение торфа Рудное на территории Горноуральского городского округа в Пригородном районе Свердловской области, к получению горноотводного акта, заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, а также к заключению социально-экономического соглашения с Администрацией Горноуральского городского округа ввиду нарушения ответчиком законодательства о недрах и условий пользования недрами, предусмотренных лицензией.

Доводы ответчика о ведении работ по обустройству противопожарного водоема не освобождает ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей, в том числе по неукоснительному исполнению условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью лицензии на право пользования недрами.

Принимая во внимание, что в силу п. 4.1.5 условий пользования недрами, установленных лицензией СВЕ № 08338 ТЭ, зарегистрированной 02.03.2020, ответчик обязан подготовить и утвердить в установленном порядке технический проект разработки месторождения не позднее 24 месяцев с даты государственной лицензии суд считает возможным установить ответчику срок для совершения действий по утверждению технического проекта разработки месторождения, получения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, горноотводного акта, а также по заключению социально–экономического соглашения не позднее 02.03.2022.

Учитывая, что в соответствии с ч. 1 ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса, а также то, что в силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, проанализировав схему расположения участка недр, являющуюся неотъемлемой частью лицензии СВЕ № 08338 ТЭ на пользование недрами, выданной ответчику, сведения из свидетельства о государственной регистрации права от 02.09.2010 66 АД 512958, кадастровую выписку о земельном участке, выписку из таксационного описания Николо-Павловского лесничества Нижнетагильского лесхоза, описания земельных участков Департамента леса Министерства природных ресурсов Свердловской области от 26.11.2007, суд приходит к выводу, что участок Ряжик месторождения торфа «Рудное» Горноуральского городского округа на территории Пригородного района Свердловской области, площадью 2,18 кв.км, расположен в границах земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, переданных в ведение ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество».

На основании ч. 2 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со ст. 9 данного кодекса.

В силу ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 данного кодекса (ч. 1). Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (ч.2). В случае, предусмотренном ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без проведения торгов.

Поскольку понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством (абз. 2 п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), то суд исходя из положений ст. ст. 22, 43, 72, 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, принятых ответчиком обязательств по пользованию недрами в пределах предоставленного ему лесного участка, ввиду отсутствия заключенного договора аренды такого лесного участка, а также действий ответчика по использованию лесного участка, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о понуждении ответчика к заключению договора аренды земельного участка с ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» в течение месяца со дня вступления в законную силу принимаемого судебного решения.

На основании п. 10 условий пользования недрами, установленных лицензией СВЕ № 08338 ТЭ, ответчик обязан выполнить установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Как следует из материалов прокурорской проверки ответчик в период с 16.03.2021 по 22.03.2021 на участке местности в выделах 19, 21 квартала 137, в выделе 18 квартала 135, в выделе 9 квартала 136 Николо-Павловского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» самовольно использовал лесной участок для выполнения работ по разработке месторождения полезных ископаемых на площади 0,9716 га.

Правоустанавливающие документы, определяющие законность использования участка лесного фонда, ответчиком не представлены.

В силу ч. 1 ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Кроме того, суд учитывает, что в силу п. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

На основании ч. 1 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. При этом в ч. 2 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Следовательно, в отношении лесонарушений законодательством предусматривается применение таксационного метода исчисления вреда (убытков). Фактические затраты, направленные на восстановление нарушенного состояния лесов, не могут считаться полным возмещением вреда, при определении которого учитываются убытки в виде реального ущерба и упущенной выгоды. Вред, причиненный лесам, носит не только имущественный, но и экологический характер, а процесс восстановления (выращивания) лесов, заключающийся не только в выращивании деревьев, но и в восстановлении почвопокровных растений составляет длительный срок. При определении экологического вреда в деньгах подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудно восстановимы.

По смыслу указанных норм, для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненный вред необходимо установление фактов наступления вреда, его размера, противоправности поведения причинителя вреда, его вины (в форме умысла или неосторожности), а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.

Факт причинения вреда при самовольном использовании лесного участка подтверждается актом осмотра лесного участка от 19.03.2021 № 1, актом о лесонарушении от 22.03.2021, объяснительной запиской лесничего.

Нижнетагильским лесничеством составлена справка расчет, согласно которой затраты на возмещение вреда, причиненного вследствие самовольного использования лесов для целей, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, с учетом назначения земель, на лесном участке площадью 0,9716 га в выделе 9 квартала 136 Николо-Павловского участкового лесничества составил 22 696 руб. Данный расчет составлен в соответствии с таксами для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям, утвержденных в качестве приложения № 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».

Согласно п. 4 указанного приложения расчет размера вреда, причиненного вследствие самовольного использования лесов для целей, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, с учетом назначения земель, составляется исходя из 5-кратного размера годовой арендной платы, исчисленной по ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при соответствующем виде использования и в размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Оспаривая свою вину в причинении вреда лесному фонду Российской Федерации, ответчик расчет ущерба в ходе судебного разбирательства не оспаривал.

В силу п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Оспаривая свою вину, ответчик доказательств отсутствия своей вины суду не представил.

Исходя из представленного расчета ущерба, не доверять которому у суда оснований не имеется, поскольку расчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, является математически верным, суд определяет к взысканию с ответчика в возмещение вреда, причиненного лесному фонду Российской Федерации, сумму 22 696 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

С учетом принимаемого решения и размеров государственной пошлины, установленных п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, а также подп. 1 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации об одновременной уплате государственной пошлины, установленной для исковых заявлений имущественного характера и исковых заявлений неимущественного характера, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1 180 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Уралторф» о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Уралторф» (ОГРН <***>) в срок не позднее 2 марта 2022 года:

утвердить «Технический проект разработки участка Ряжик месторождения торфа «Рудное» Горноуральского городского округа Свердловской области»;

получить заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, горноотводный акт;

заключить социально экономическое – соглашение с Администрацией Горноуральского городского округа.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Уралторф» (ОГРН <***>) в течение одного месяца после вступления в законную силу решения суда заключить договор аренды лесного участка с Государственным казенным учреждением Свердловской области «Нижне-Тагильское лесничество».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Уралторф» (ОГРН <***>) сумму 22 696 рублей в возмещение вреда, причиненного государственному лесному фонду, с отнесением указанной суммы в пользу государственного казенного учреждения Свердловской области «Нижне-Тагильское лесничество».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Уралторф» (ОГРН <***>) в доход местного бюджета сумму 1 180 рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения).

Мотивированное решение суда составлено 13 августа 2021 года.

Судья подпись

Копия верна.

Судья Е.В. Мулькова