57RS0026-01-2022-000242-61 Дело №2-396/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2022 год город Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе
Председательствующего судьи Соколовой Н. М.,
при секретаре Леоновой А.С.,
с участием помощника прокурора Орловского района Орловской области Громова В.В.,
представителя ответчика Администрации Орловского муниципального округа Орловской области ФИО1, действующего на основании доверенности от Дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по заявлению прокурора Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Орловского муниципального округа Орловской области о понуждении к совершению действий по оборудованию автомобильной дороги электроосвещением, разработке проекта организации дорожного движения, паспортизации автомобильной дороги,
установил:
Прокурор Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Орловского муниципального округа Орловской области о понуждении к совершению действий по оборудованию автомобильной дороги электроосвещением, разработке проекта организации дорожного движения, паспортизации автомобильной дороги. В обоснование исковых требований прокурор указал на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Орловского района Орловской области проведена проверка по вопросу состояния дорожного покрытия в с. Ломовец Орловского района Орловской области, в результате которой в деятельности ответчика выявлены нарушения закона.
По результатам проверки установлено, что на основании постановления главы администрации Орловского района Орловской области от 15 сентября 2020 г. №2146 в перечень автомобильных дорог внутри населенных пунктов в границах Орловского района Орловской области внесена автомобильная дорога с. Ломовец (54-247-840 ОП МП 54 Н-33), протяженностью 3874м с видом покрытия грунт. Данная автомобильная дорога не отвечает предъявляемым требованиям в сфере безопасности дорожного движения. На проезжей части в с. Ломовец отсутствует стационарное электрическое освещение, что не соответствует требованиям Приказа Минстроя России от 07 ноября 2016 г. №777/пр «Об утверждении СП 52.13330 СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение», ГОСТу Р 52766-2007. В нарушение требований федерального законодательства, проект организации дорожного движения и технический паспорт на указанную автомобильную дорогу также отсутствуют. Отсутствие проекта организации дорожного движения не позволяют в полной мере контролировать соблюдение правил дорожного движения на территории поселения, создает неопределенность при разборе ситуаций при рассмотрении дел, связанных с нарушением Правил дорожного движения РФ. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Отсутствие освещения повышает вероятность аварийных ситуаций на дороге, что в конечном итоге влечет угрозу безопасности граждан.
Прокурор Орловского района Орловской области просил суд обязать Администрацию Орловского муниципального округа Орловской области:
- оборудовать автомобильную дорогу с. Ломовец (54-247-840 ОП МП 54 Н-33), протяженностью 3874м с видом покрытия грунт средствами стационарного искусственного электроосвещения в соответствии с нормативными требованиями, закрепленными в ГОСТ Р 52766-2007 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- разработать проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения: с. Ломовец (54-247-840 ОП МП 54 Н-33), протяженностью 3874м с видом покрытия грунт в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения: с. Ломовец (54-247-840 ОП МП 54 Н-33), протяженностью 3874м с видом покрытия грунт в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В настоящем судебном заседании помощник прокурора Орловского района Орловской области Громов В.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика администрации Орловского муниципального округа Орловской области ФИО1 просил в удовлетворении исковых требований прокурору отказать. Пояснил, что выполнение работ по оборудованию автомобильной дороги в с. Ломовец стационарным искусственным электроосвещением в сроки, указанные прокурором, не представляется возможным. Для обеспечения организации уличного освещения на указанной дороге необходимо осуществить комплекс мероприятий, таких как: проведение инженерно-геологических, инженерно-геодезических, инженерно-экологических изысканий, разработать проект планировки и межевания автомобильной дороги и поставить ее на кадастровый учет, получить технические условия на подключение объекта к сетям электроснабжения, разработать проектно-сметную документацию на устройство линии уличного освещения, пройти государственную экспертизу проектно-сметной документации, осуществить поиск подрядной организации, заключить и исполнить контракт на строительство объекта. Полагал, что объективный разумный срок исполнения заявленных прокурором требований составляет 1 год. Просил учесть, что муниципальное образование самостоятельно исполняет свои бюджетные полномочия, распределяет имеющиеся ограниченные лимиты финансирования для обеспечения исполнения закрепленных за ним полномочий. Администрация Орловского муниципального округа осуществляет свои полномочия только в рамках бюджетных средств, предусмотренных в бюджете округа на соответствующие цели. Возложение на органы местного самоуправления дополнительных финансовых обязательств нарушает принцип самостоятельности муниципальных образований при распределении имеющихся объемов финансирования на соответствующие цели и противоречит положениям статей 9, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В целях исполнения предусмотренных законодательством полномочий в части осуществления дорожной деятельности, ответчиком принято постановление № от Дата (в редакции от 28.01.2022г.) «Об утверждении муниципальной программы «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Орловского муниципального округа», которым закреплен перечень автомобильных дорог, в отношении которых на 2022 г. запланировано проведение работ по их ремонту, а также распределены все денежные средства, выделенные на 2022 г. для исполнения указанных полномочий. В отношении автомобильной дороги в с. Ломовец разработана проектная документация на ремонт дороги в щебенчатом исполнении, получено положительное заключение проверки достоверности сметной стоимости. Представитель ФИО1 полагал, что в действиях администрации Орловского муниципального округа отсутствуют признак бездействия в части неисполнения своих полномочий в области осуществления дорожной деятельности, при этом нераспределенные лимиты денежных средств, которые можно было бы направить на исполнение требований прокурора в 2022 году, не имеется, просил суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица - Орловского окружного Совета народных депутатов в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие своего представителя.
Представитель третьего лица – Управления ГИБДД УМВД РФ по Орловской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.) права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон РФ №237-ФЗ от 08.11.2007 г.), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее -дорожная деятельность).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (ч.9 ст. 5 Федерального закона РФ №257-ФЗ от 08.11.2007 г.).
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 13 Федерального закона РФ №257-ФЗ от 08.11.2007 г.).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона РФ №257-ФЗ от 08.11.2007 г.).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч.1 ст. 17 Федерального закона РФ №257-ФЗ от 08.11.2007 г.).
Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст предусмотрено, что на автомобильных дорогах, в частности, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами, на расстоянии от них не менее 100 устраивают стационарное электрическое освещение по СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.
Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Подпунктом «з» подпункта 4 пункта 4 Приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 предусмотрено, что к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменения границ полосы отвода относятся следующие работы по элементам обустройства автомобильных дорог – устройство недостающего электроосвещения.
Исходя из положений п. п. 1 п. 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, разработка проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений является одним из видов работ по содержанию автомобильных дорог.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 29.12.2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения. Проекты организации дорожного движения разрабатываются, в том числе, на период эксплуатации дорог или их участков.
Согласно части 4, 5, 6 статьи 16 Федерального закона N 443-ФЗ от 29.12.2017 г. в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Мероприятия, предусмотренные документацией по организации дорожного движения, являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями в соответствии с разработанными в целях реализации этих мероприятий региональными и муниципальными программами.
Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения (ч.9 ст. 18 Федерального закона N 443-ФЗ от 29.12.2017 г.).
Приказом Минтранса России от 17.03.2015 N 43 утверждены Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения.
В силу п. 2 указанных Правил, действие Правил распространяется на дороги, а также территории общего пользования, предназначенные для перемещения транспортных средств и (или) пешеходов (далее - дороги).
В соответствии с п. п. 4.2.1, 4.2.2, 9.1 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие с 08.09.2016 г. приказом Росстандарта от 31.08.2016 г. № 1004-ст паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги. В зависимости от поставленной задачи и(или) требований заказчика технический паспорт может быть составлен как на всю дорогу, так и на отдельный участок.
Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. №270-ст предусмотрено, что относящиеся к средствам улучшения видимости стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.
Согласно п.4.6.1.13 ГОСТ ГОСТ Р 52766-2007 наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают – в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.
В соответствии с пунктами 5 части 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
На основании постановления главы администрации Орловского района Орловской области от 15 сентября 2020 года № 2146 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования Орловский район Орловской области» в перечень автомобильных дорог внутри населенных пунктов в границах Орловского района Орловской области внесена автомобильная дорога с. Ломовец (54-247-840 ОП МП 54 Н - 33), протяженностью 3874 м с видом покрытия грунт.
Данная автомобильная дорога не отвечает предъявляемым требованиям в сфере безопасности дорожного движения. На проезжей части в с. Ломовец отсутствует стационарное электрическое освещение, что не соответствует требованиям Приказа Минстроя России от 07.11.2016 № 777/пр «Об утверждении СП 52.13330 СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение», ГОСТу Р 52766-2007, что подтверждается Актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от Дата старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Орловскому району ФИО2
В нарушение требований федерального законодательства, проект организации дорожного движения и технический паспорт на вышеуказанную автомобильную дорогу также отсутствует.
Дата прокурором Орловского района Орловской области внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства в области дорожной деятельности.
Доводы Администрации Орловского муниципального округа Орловской области об отсутствии в бюджете необходимых денежных средств, отсутствие финансирования являются несостоятельными и не могут являться основанием для освобождения от возложенных обязанностей, так как основаны на неправильном толковании и применении норм права.
Отсутствие в бюджете Администрации Орловского муниципального округа Орловской области необходимых денежных средств или недостаточное финансирование не освобождает орган местного самоуправления от реализации возложенных на нее полномочий по осуществлению дорожной деятельности, обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.
Неурегулированность бюджетных взаимоотношений ответчика с бюджетами других уровней не могут лишать неопределенный круг лиц, в защиту который выступает прокурор, их прав и интересов на обеспечение безопасного дорожного движения.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Орловского муниципального округа Орловской области о понуждении к совершению действий по оборудованию автомобильной дороги электроосвещением, разработке проекта организации дорожного движения, паспортизации автомобильной дороги, подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя требование прокурора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявленный прокурором Орловского района Орловской области срок по оборудованию автомобильной дороги средствами стационарного искусственного электроосвещения - в течение 6 (шести) месяцев является неисполнимым. Для приведения автомобильной дороги в соответствие необходимо осуществить комплекс инженерно-геологический, инженерно-геодезических, инженерно-экологических изысканий, подготовить проектно-сметную документацию, обеспечить прохождение экспертизы проектно-сметной документации, подобрать подрядную организацию и обеспечить выполнение работ. Поэтому суд соглашается с доводами ответчика о необходимости предоставления срока выполнения работ по оборудованию автомобильной дороги средствами стационарного искусственного электроосвещения – один год.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Орловского муниципального округа Орловской области о понуждении к совершению действий по оборудованию автомобильной дороги электроосвещением, разработке проекта организации дорожного движения, паспортизации автомобильной дороги, удовлетворить.
Обязать Администрацию Орловского муниципального округа Орловской области:
- оборудовать автомобильную дорогу общего пользования местного значения с. Ломовец Орловского муниципального округа Орловской области (54-247-840 ОП МП 54 Н-33), протяженностью 3874м с видом покрытия грунт средствами стационарного искусственного электроосвещения в соответствии с нормативными требованиями, закрепленными в ГОСТ Р 52766-2007 в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу;
- разработать проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения: с. Ломовец (54-247-840 ОП МП 54 Н-33), протяженностью 3874м с видом покрытия грунт в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения: с. Ломовец (54-247-840 ОП МП 54 Н-33), протяженностью 3874м с видом покрытия грунт в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны и их представители могут ознакомиться 17 марта 2022 года.
Судья Н. М. Соколова