Катайский районный суд Курганской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Катайский районный суд Курганской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Катайск Курганской области 12 сентября 2011 года
Катайский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Боровинских Т.Ф.,
при секретаре Карлыковой Е.С.,
с участием истца Раевой Т.И., представителя ответчика ОСЗН по Катайскому району Курганской области Соколовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-397/2011 по исковому заявлению Раевой Т.И. к ОСЗН по Катайскому району о взыскании субсидии для оплаты коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Истец Раева Т.И. обратилась в суд с иском к ОСЗН по Катайскому району, в котором просит обязать ответчика определить размер субсидий по оплате услуг ЖКХ на основании пункта 1 статьи 159 ЖК РФ; взыскать с ОСЗН по Катайскому району субсидию за период с сентября 2010 года по февраль 2011 года в размере, достаточном для погашения задолженностей, которые составляют ... рублей ... копеек, за теплоэнергию - ... рублей ... копеек, за электроэнергию- в пределах ... рублей; обязать ОСЗН оформить выплату субсидии с 1 марта 2011 года. В обоснование иска указала, что в марте 2010 года, затем с 1 сентября 2010 года она оформила получение субсидии для оплаты коммунальных услуг в отделе социальной защиты населения. Деньги за второе полугодие 2010 года ей были перечислены только в январе 2011 года в сумме около ... рублей и в феврале 2011 года в сумме .... Этой суммы было недостаточно для оплаты коммунальных платежей, в результате чего образовалась задолженность. В декабре 2010 года она обратилась в ОСЗН с заявлением о расчете субсидии без учета декларации, но ей было отказано в связи с истечением срока. С 1 марта 2011 года ей было отказано в получении субсидии, так как не был предоставлен отчет по расходу денег. Указывает, что размер субсидий определяется заранее на основании стоимости услуг ЖКХ и доходов семьи и должен соответствовать этим данным в соответствии со статьей 159 ЖК РФ.
01.08.2011 года в суд поступило заявление истца Раевой Т.И которым она отказалась от требования о назначении выплаты субсидии с 1 марта 2011 года (л.д. 76).
В настоящем судебном заседании истец Раева Т.И. поддержала заявленное требование о взыскании с ответчика ... рублей недополученной суммы субсидии с учетом размера необходимого для погашения задолженности за коммунальные услуги и определенного в порядке, установленном пунктом 1 статьи 159 ЖК РФ, настаивает на его удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОСЗН по Катайскому району Соколова Л.А. в судебном заседании не признала исковые требования, пояснив, что субсидия истцу была назначена в соответствии с действующими правилами. Субсидия назначена на двух членов семьи с учетом среднедушевого дохода семьи ниже прожиточного минимума, установленного в Курганской области по состоянию на дату назначения субсидии. Размер субсидии определен по установленной Правилами формуле. С 01 сентября 2010 года по 28 февраля 2011 истцу назначена субсидия в размере ... рубля ежемесячно с учетом представленных документов о доходе истца и её сына. С учетом выявленной переплаты за период с марта по август 2010 года была принято решение об удержании суммы переплаты ... рубля. Переплата образовалась в связи с тем, что Раевой Т.И. была перечислена сумму ... рубля, а фактически она уплатила за коммунальные услуги ... рубля, при этом учитывались только месяцы, в которых была недоплата за коммунальные услуги. С 20.11.2011 года в связи с изменением прожиточного минимума был произведен перерасчет суммы субсидии, которая определена в ... руб.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд признает исковые требования Раевой Т.И. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1). Право на субсидии имеют, в том числе граждане - собственники жилых помещений (часть 2). Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3). Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса (часть 4).
Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).
При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании (часть 6). Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7). Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета (часть 11).
Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Пунктом 8 указанных Правил установлен перечень документов, представляемых гражданами с заявлением о предоставлении субсидии, в числе которых значатся документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 14 Правил представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 20 указанных Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты). Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 21 Правил). Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, дифференцируются по поселениям, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам (далее - муниципальные образования) одного субъекта Российской Федерации. Для одного муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов, находящихся в различных жилищных фондах, и жилых домов индивидуального жилищного фонда.
В судебном заседании установлено, что истец Раева Т.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.31). Состав семьи из двух человек (истец и сын П.) подтвержден справкой Администрации г. Катайска (л.д.32). На основании распоряжения № от 15.03.2010 года о назначении субсидий ФГУСЗН – ОСЗН по Катайскому району истцу Раевой Т.И. была назначена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг на период с 01.03.2010 года по 31.08.2010 года в сумме ... рубля ежемесячно (л.д.23). Перечисление истцу указанных сумм ежемесячно на счет в Сбербанке подтверждено информацией о выплате за 2010 год с марта по август включительно в сумме ... рубля, с учетом увеличения размера субсидии в мае и августе (л.д.54).
Распоряжением № от 15.09.2010 года ФГУСЗН – ОСЗН по Катайскому району истцу Раевой Т.И. была назначена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг на период с 01.09.2010 года по 28.02.2011 года в сумме ... рубля или ... рубля за 6 месяцев (л.д.41). Распоряжением № ФГУСЗН – ОСЗН по Катайскому району в связи с изменением прожиточного минимума с 20.11.2010 года истцу Раевой Т.И. был увеличен ежемесячный размер субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг до ... рубля (л.д.52).
Судом не установлено нарушений действующего порядка предоставления субсидий со стороны ответчика ФГУСЗН - ОСЗН по Катайскому району. Размер субсидии предоставленной истцу был исчислен в порядке, установленном Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 (в ред. постановлений Правительства РФ от 18.06.2007 №379, от 24.12.2008 № 1001).
Решением от 15.09.2010 года с истца удержана переплата субсидии в сумме ... рубля за период с 01.03.2010 по 31.08.2010, размер которой определен на основании предоставленных получателем субсидии на оплату ЖКУ данных по фактическим расходам по оплате жилищно- коммунальных услуг (л.д.38). С учетом произведенных удержаний истцу Раевой Т.И. была перечислена субсидия в декабре 2010 года в сумме ... рубля, в январе и феврале 2011 года по ... руб. всего ... рубля (л.д.54).
Указанные действия ответчика соответствуют требованиям вышеуказанных Правил, в соответствии с которыми размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней с даты истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные в течение срока получения последней субсидии (пункт 27). В случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 49).
В данном случае было установлено, что с апреля по июль 2010 года фактические расходы Раевой Т.И. на оплату жилья и коммунальных услуг были ниже размера предоставляемой субсидии, поэтому ФГУСЗН обоснованно произвело зачет необоснованно полученных в качестве субсидии средств в сумме ... рубля в счет субсидии за период с сентября по декабрь 2010 года (л.д.38).
28.02.2011 Раева Т.И. снялась с регистрационного учета в Катайском районе (л.д. 59) и с 01.03.2011 ФГУСЗН ей были прекращены выплаты в связи с переменой места жительства (л.д.55). 28.03.2011 истец вновь зарегистрировалась в принадлежащем ей жилом помещении (л.д.60) и 08.04.2011 обратилась к ответчику с заявлением о назначении субсидии, в удовлетворении которого было отказано решением от 18.04.2011 года № в связи с не предоставлением справки об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, справки о составе семьи (л.д.56). Отказ ФГУСЗН- ОСЗН по Катайскому району суд признает обоснованным, поскольку Раевой Т.И. при обращении в ОСЗН по Катайскому району 08.04.2011 года с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не были представлены документы, установленные перечнем, предусмотренным пунктом 8 вышеуказанных Правил.
После устранения недостатков и предоставления необходимых документов распоряжением № от 12.08.2011 года Раевой Т.И. была назначена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг на период с 01.08.2011 года по 31.01.2012 года в сумме ... рубля ежемесячно (л.д. 99).
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ответчика ФГУСЗН – ОСЗН по Катайскому району при назначении и выплате субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг Раевой Т.И. в период с 01 марта 2010 года по день разрешения спора по существу соответствуют требованиям закона и не нарушают права и законные интересы истца. Размер субсидии был определен ответчиком правильно, в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761. Оснований для взыскания с ответчика в пользу Раевой Т.И. субсидии за период с сентября 2010 года по февраль 2011 года в размере, достаточном для погашения задолженностей, которые составляют ... рублей ... копеек, за теплоэнергию -... рублей ... копеек, за электроэнергию - в пределах ... рублей, нет.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям. В данном случае в связи с отказом истцу в удовлетворении исковых требований, судебные расходы в пользу Раевой Т.И. не могут быть взысканы, она несет обязанность по уплате государственной пошлины по делу в полном объеме. Определением от 14.07.2011 года истцу Раевой Т.И. была предоставлена рассрочка по уплате государственной пошлины в размере ... рубля до 14 августа 2011 года (л.д.10). На момент разрешения спора по существу государственная пошлина истцом не уплачена, поэтому суд взыскивает с Раевой Т.И. государственную пошлину в указанном размере в доход бюджета муниципального образования Катайского района.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Раевой Т.И. в удовлетворении исковых требований за необоснованностью.
Взыскать с Раевой Т.И. в бюджет муниципального образования Катайского района недоплаченную государственную пошлину в размере ... рубля ... копейки.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия с подачей кассационной жалобы через Катайский районный суд.
Председательствующий судья: Т.Ф. Боровинских