ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3973/10 от 11.11.2010 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Индустриальный районный суд <адрес> в составе председательствующего: Новоселовой Е.Г., при секретаре: ФИО2, с участием:

материального истца: ФИО1,

процессуального истца (прокурора) ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «УК ЖХ <адрес>» о признании незаконным бездействия на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, признании права на пользование скидкой по оплате коммунальных услуг на период сохранения за семьей статуса многодетной, возложении обязанности по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг и указания сведений о предоставлении льгот в платежном документе,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах ФИО1 к ООО «УК ЖХ <адрес>», указав в обоснование на следующие обстоятельства.

ФИО1 имеет на иждивении 3-х несовершеннолетних детей, ее семья имеет статус многодетной. В силу Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» органам исполнительной власти субъектов федерации было постановлено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы оплаты коммунальных услуг. Данная скидка семье истицы ответчиком не предоставляется.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования и просил суд признать незаконным бездействие ответчика по непредоставлению семье ФИО1 30-процентной скидки за пользование коммунальными услугами; признать за семьей право на пользование скидкой на период сохранения за семьей статуса многодетной семьи; обязать ответчика предоставлять ежемесячную скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование коммунальными услугами и указывать в платежном документе сведения о предоставления семье ФИО1 указанной скидки.

Материальный истец ФИО1 в судебном заседании подержала исковые требования и пояснила, что <адрес>, в <адрес> находится в собственности ее семьи, в которой проживает ее семья. В конце октября 2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, в чем ей было отказано и рекомендовано обратиться в органы социальной защиты населения.

Представитель ответчика ООО «УК ЖХ <адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что истица ФИО1 имеет троих несовершеннолетних детей и имеет статус многодетной семьи (л.д.6-7).

Члены семьи ФИО1 зарегистрированы и проживают в <адрес> в <адрес> (л.д.8). Дом находится на обслуживании ответчика на основании договора управления многоквартирным домом, которое и взимает плату за коммунальные услуги. (л.д.9)

ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, в чем ей было отказано и разъяснено обратиться в органы социальной защиты населения. (л.д.17)

Разрешая исковые требования суд исходил из следующего.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке и установить для многодетных семей в том числе скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находиться в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Закона и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второе настоящей статьи. (ст.76 Конституции РФ).

Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеназванным Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. (п.п. «е», «ж» ст.1 Закона). Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерациии могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. (ст.1 Закона)

В силу положений п.24 ч. 2 ст.26.3 Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ относится решение вопросов социальной поддержки …многодетных семей …

Из положений ст.85 Бюджетного Кодекса РФ следует, что расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов или иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведений субъектов РФ.

Таким образом, из системного анализа положений вышеприведенных законодательных актов, следует, что социальная защита многодетных семей находиться в совместном ведении Российской Федерации и <адрес>, которая осуществляется на основании принятых законодательным органом <адрес> законов.

Ссылка прокурора в обоснование иска на Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки многодетных семей» не может быть признана состоятельной, поскольку вышеназванный федеральный закон принят позже Указа и по своей юридической силе имеет приоритет над ним. В силу положений ч.3 ст.90 Конституции РФ и п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Данная позиция неоднократно высказывалась Верховным Судом РФ при проверке законности нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих объем социальных гарантий многодетным семьям. (Определения судебной коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ-ГО6-85, от ДД.ММ.ГГГГ-Г08-2, от ДД.ММ.ГГГГ-ГО9-12).

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержи многодетных семей в <адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан <адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «Об утверждении краевой целевой программы «Демографическое развитие <адрес> на 2008-2015 годы» предоставление многодетным семьям льгот по оплате коммунальных услуг не предусмотрено, в связи с чем, требования прокурора о понуждении ответчика предоставлять 30% скидку по оплате коммунальных услуг не основано на законе и, следовательно, не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурору <адрес> в интересах ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Индустриальный районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Г.Новоселова