Дело № 2-3973/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2018 года г. ФИО3
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
судьи Шамриковой В.Н.,
при секретаре Очкиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование требования указал, что работники ОС 610035 не стали брать с него расписок о вручении судебной заказной корреспонденции. Ответчик лишал истца обязанности уведомить суды о вручении судебных писем, а именно заказное письмо из Ленинского районного суда г.Кирова от 16.05.2018 г. с идентификационным номером {Номер изъят}. Истец направил претензию 13.07.2018 г., в которой предлагал добровольно компенсировать причиненный ему моральный вред. Размер компенсации морального вреда определяет в 20000 руб.. Просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 20000 руб. и штраф.
В судебном заседании истец ФИО1 обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил, заявленные требования поддержал. Дополнительно суду пояснил, что заказная судебная корреспонденция с уведомлением о вручении просто опускалась к нему в почтовый ящик вместо получения расписок о вручении. В своем ответе на претензию ответчик указал, что указанный факт имеет место быть, по вине почтальона уведомление передано вместе с письмом. Уведомление отправителю не передано. Это причинило истцу страдания, снова расстроился, переживал. Судебное письмо от 30.01.2017 г. м заказное письмо из Кировского областного суда от 02.11.2016 г. так же отпустили в почтовый ящик.
Представитель ответчика ФГУП «Почта России» по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГУП «Почта России». В представленном отзыве указала, что заказное письмо разряда «судебное» {Номер изъят} с простым уведомлением от 16.05.2018 г. на имя истца прибыло 18.05.2018 г. в отделение почтовой связи ФИО3 610035 Кировского почтамта УФСП Кировской области – филиал ФГУП «Почта России», вручено 19.05.2018 г. адресату, но по вине почтальона уведомление отдано вместе с письмом. Отправителю уведомление не отправлено. Учитывая обращение истца, начальнику ОПС ФИО3 610035 указано на проведение дополнительной учебы с работниками по вручению заказной и судебной корреспонденции с простыми и заказными уведомлениями и стандартам качества клиентского сервиса. Истцом не представлены доказательства причинения ему морального вреда. Просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Выслушав мнение истца, изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Как установлено ст.17 п.1 Федерального закона «О связи» № 126-ФЗ от 07.07.2003 года, сеть почтовой связи представляет собой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.
Согласно ст.62 этого же закона пользователь услугами связи вправе передать сообщение связи, отправить почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств, получить сообщение электросвязи, почтовое отправление или почтовый перевод денежных средств либо отказаться от их получения, а также пользоваться иными установленными настоящим Федеральным законом правами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Защита прав пользователей услугами связи при оказании услуг электросвязи и почтовой связи, гарантии получения этих услуг связи надлежащего качества, право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи определяется настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «О почтовой связи» № 176-ФЗ от 17.07.1999 года почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.
Под письменной корреспонденцией понимаются простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты (ст.2 ФЗ № 176-ФЗ).
Согласно ст.19 Федерального закона «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Адресат вправе отказаться от поступившего в его адрес почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
В силу ст.16 этого же закона услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.34 этого же закона за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Согласно п.3.2 приказа ФГУП «Почта России» от 05.12.2014 года №423-п заказные письма и бандероли разряда «Судебное» доставляются по адресу, указанному на почтовом отправлении, и вручаются лично адресату (или его уполномоченному представителю) под расписку в извещении ф.22 по предъявлении одного из документов, указанных в приложении к настоящим Особым условиям.
В п.3.3 данного приказа указано, что при отсутствии адресата дома в ячейке абонентского почтового шкафа или в почтовом абонентском ящике оставляется извещение ф.22 с приглашением адресата в объект почтовой связи для получения почтового отправления.
Пункт 3.4. указанного приказа содержит, что при неявке адресатов за почтовыми отправлениями разряда «Судебное» в течение 3 рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения ф.22-в.
В п.3.4 приказа, при невозможности вручить извещение ф. 22-в под расписку оно опускается в ячейку абонентского почтового шкафа, почтовые абонентские ящики, при этом на отрывной части извещения делается отметка «Опущено в абонентский почтовый ящик», проставляется дата, подпись почтового работника.
Согласно п.3.5 указанного выше приказа, в случае отказа адресата от получения заказного письма или бандероли разряда «Судебное» работник почтовой связи, доставляющий почтовое отправление, должен зафиксировать отказ путем проставления отметки об этом на уведомлении о вручении регистрируемого почтового отправления ф. 119.
В судебном заседании установлено, что 16.05.2018 года ФИО1 из Ленинского районного суда г.Кирова было направлено заказное письмо с уведомлением под идентификационным номером 61099623408035.
Согласно штампу на конверте на почтовое отделение связи № 35 г.Кирова письмо поступило 18.05.2018 года.
ФИО1 почтовое отправление было получено 19.05.2018 года.
Из обстоятельств дела следует, что ответчиком обязательство по своевременной доставке почтовой корреспонденции не было исполнено надлежащим образом, поскольку по вине почтальона уведомление отдано вместе с письмом, отправителю уведомление не отправлено.
Согласно возражениям ответчика на иск заказное письмо от 16.05.2018 года на имя истца прибыло 18.05.2018 года в отделение почтовой связи ФИО3 610035 ФИО3 Кировского почтамта УФПС Кировской области – филиал ФГУП «Почта России», вручено 19.05.2018 г. адресату.
Вместе с тем, нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по доставке почтовой корреспонденции, не содержат условий отступления от установленных Нормативов пересылки почтовой корреспонденции.
Следовательно, со стороны ответчика, как оператора почтовой связи, имело место нарушение сроков доставки почтового уведомления отправителю от истца, а значит и нарушение его прав как потребителя на своевременное оказание услуги связи.
Истец утверждает, что письмо было вручено вместе с уведомлением 19.05.2018 года.
Ответчиком данное утверждение не опровергнуто относимыми и допустимыми доказательствами.
В соответствии со ст.37 Федерального закона «О почтовой связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
13.07.2018 года ФИО1 обратился к ФГУП «Почта России» с письменной претензией, указав на нарушение порядка доставки письма, и сроков доставки, отсутствия расписок о вручении судебной заказной корреспонденции и причинение ему тем самым морального вреда. Просил добровольно компенсировать моральный вред в размере 20 000 рублей. Претензия поступила к ответчику 13.07.2017 года, что подтверждается отметками на претензии.
В ответе на претензию ответчик признал, что по вине почтальона уведомление было отдано вместе с письмом истцу, принес извинения, указав, что в случае предъявления претензии от отправителя будет выплачено возмещение за уведомление согласно почтовым правилам.
Согласно ст.16 Федерального закона «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
Принимая во внимание обстоятельства нарушения ФГУП «Почта России» правил оказания услуг почтовой связи в части нарушения сроков доставки почтового отправления, получения расписки и возврата уведомления, суд находит требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда обоснованным.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, в том числе неоднократные нарушения ответчиком сроков доставки корреспонденции истцу ранее, характер и степень перенесенных истцом страданий, и устанавливает его в 3 000 рублей.
В силу п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку ответчиком не было удовлетворено в добровольном порядке требование потребителя, признанное судом законным и обоснованным, суд приходит к выводу, что на основании п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» с ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1 подлежит взысканию штраф в размере 1 500 руб.
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика ФГУП «Почта России» в доход бюджета МО «Город ФИО3» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб., от уплаты которой истец был освобожден при обращении в суд.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя в размере 1 500 руб., а всего 4 500 руб..
Взыскать с ФГУП «Почта России» в доход муниципального образования «Город ФИО3» госпошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.Н.Шамрикова
Решение в окончательной форме изготовлено 14.09.2018 года.
Судья В.Н.Шамрикова