ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3973/2023 от 16.10.2023 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

копия

24RS0041-01-2023-000651-44

Дело № 2-3973/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 октября 2023 г. г.Красноярск

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе

председательствующего судьи Басинской Е.В.

при секретаре судебного заседания Гнездиловой Л.С.

с участием помощника прокурора Октябрьского районного суда г.Красноярска Михалева Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к А9, А1, А11, А10, А12 об изъятии жилого помещения, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности, встречному иску прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах А9 к МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска об обязании предоставить в собственность равноценного жилья взамен аварийного,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное образование г. Красноярск обратилось с вышеуказанным иском к А2, А3, А4, в лице законного представителя А3, А5 в лице законного представителя А3, А6, А7, А8 об изъятии жилого помещения, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска от 20.02.2012 года №8-гх, жилой дом по Х признан аварийным и подлежащим сносу. Дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации города от 29.03.2019 № 144-п. На основании распоряжения администрации г. Красноярска от 19.04.2022 № 36-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», земельный участок, на котором расположен Х, а также жилые помещения в данном доме в установленном законом порядке признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. С ответчиками не удалось достичь соглашения об условиях и порядке изъятия спорной квартиры.

С учетом уточнения требований просит изъять для муниципальных нужд у ответчиков Х по адресу: Х, определив размер возмещения за изымаемые объекты недвижимого имущества в размере 1025600 руб.. Выселить и снять с регистрационного учета ответчиков по указанному адресу, после выплаты истцом возмещения. Прекратить право собственности ответчиков на Х по адресу: Х после выплаты истцом возмещения. Признать право собственности на Х по адресу: Х за муниципальным образованием город Красноярск после выплаты истцом возмещения.

Х обратился в суд в интересах А9 к МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска об обязании предоставить в собственность истцу взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Х равнозначного жилого помещения общей площадью не менее 143 кв.м. на территории МО г. Красноярск, благоустроенное применительно к условиям г. Красноярска.

Требования мотивировав тем, что ответчик/истец является собственником квартиры по адресу: Х. Распоряжением администрации г. Красноярска от 20.02.2012 года №8-гх, жилой дом по Х признан аварийным и подлежащим сносу. Дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Х» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации города от 29.03.2019 № 144-п. На основании распоряжения администрации г. Красноярска от 19.04.2022 У-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», земельный участок, на котором расположен Х, а также жилые помещения в данном доме в установленном законом порядке признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. Истец выразила свою волю на предоставление другого жилого помещения. С ответчиками не удалось достичь соглашения об условиях и порядке изъятия спорной квартиры. В связи с чем просит обязать ответчика предоставить другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Красноярска, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Представитель истца муниципального образования г. Красноярска по первоначальным исковым требованиям, ответчика по встречным исковым требованиям, третьего лица МКУ г. Красноярска «УКС» в судебное заседании не явилась, извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие, исковые требования поддержала, встречные исковые требованиям не признала. Указала, что равноценное помещение взамен изымаемому не может быть предоставлено, поскольку основной формой возмещения при изъятии жилых помещений у собственников является выплата денежных средств. У муниципального образования отсутствуют жилые помещения для переселения. При этом предоставление в качестве возмещения жилого помещения также предусмотрено положениями ЖК РФ и ЗК РФ в случае наличия у муниципального образования жилых помещений, подходящих для переселения, приобретение которых осуществлено в рамках Программы, в которую включен аварийный жилой дом, при обязательном достижении соглашения между сторонами. Кроме того, ссылалась, что в соответствии п. 8.1 ст. 32 ЖК РФ дополнительные меры поддержки в виде предоставления жилого помещения могут быть предоставлены только при отсутствии находящихся в собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилых помещений.

Помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Михалев Д.В. в судебном заседании исковые требования в части выплаты стоимости изымаемого имущества не признал, поддержал встречные исковые требования. Указал, что учитывая, что дом включен перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы ответчики имеют право на предоставление им равноценного жилья.

Ответчик/истец А9 в судебном заседании поддержала требование о предоставлении ей равноценного жилого помещения.

Ответчики А1, А11, А10, А12, представитель третьего лица Управления Росреестра в Красноярском крае в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.

Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав мнение участников процесса, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу частей 1, 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В силу ст.239 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка.

Согласно положениям ст. 239 ГК РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

По правилам ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 Настоящей статьи.

Как следует из материалов дела А9 принадлежит жилое помещение по адресу Х общей площадью 14,3 кв.

В данном жилом помещении проживают и зарегистрированы А1, А11, А10, А12.

Распоряжением У-гх от 00.00.0000 года многоквартирный Х в Х признан аварийным и подлежащим сносу.

Х в Х внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации города от 00.00.0000 годаУ-п

Распоряжением администрации Х от 00.00.0000 годаУ-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» жилое помещение по адресу Х земельный участок изъяты для муниципальных нужд.

Учитывая, что муниципальным образованием г. Красноярск выполнены все требования действующего законодательства при проведении процедуры выкупа - изданы соответствующие постановления, зарегистрированные в Управлении Росреестра по Красноярскому краю, собственник в установленный законом сроком уведомлена о предстоящем изъятии, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд у А9Х, по адресу: Х, прекращении право собственности А9 и признании право собственности на Х по адресу: Х за муниципальным образованием Х после предоставления возмещения.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований об определения способа возмещения за изымаемые объекты недвижимого имущества путем его выкупа.

Разрешая встречные исковые требования А9 суд исходит из следующего.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Учитывая, что многоквартирный Х в г. Красноярске включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации города от 29.03.2019 № 144-п, требование о признании права за А9 на предоставление равноценного жилья взамен аварийного подлежат удовлетворению.

При этом судом отклоняются доводы представителя муниципального образования г.Красноярска о том, что в соответствии с п. 8.1. органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ, которым в Жилищный кодекс Российской Федерации введена часть 8.1 статьи 32, вступил в силу, согласно содержащейся в нем ст. 3, со дня его официального опубликования, то есть с 28.12.2019.

В силу ч. ч. 1 и 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Учитывая, что спорные правоотношения возникли до вступления в силу указанной нормы закона, с момента включения жилого дома в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы (23.03.2019), п. 8.1 ст. 32 ЖК РФ на спорные правоотношения не распространяется.

Доводы представителя истца по первоначальным требованиям, ответчика по встречным требованиям об отсутствии у муниципального образования жилых помещений для переселения также не могут являться основанием для отказа в удовлетворении встречных исковых требований, поскольку право на предоставление жилья у истца возникло в рамках неоконченной Программы переселения.

Поскольку суд пришел к выводу о необходимости изъятия объекта, подлежат удовлетворению требования о прекращении права собственности ответчиков/истцов и признать права собственности истца/ответчика на объект после предоставления равноценного жилого помещения общей площадью не менее чем 14,3 кв.м..

Разрешая требования о выселении А9, А1, А11, А10, А12 после предоставления возмещения, суд приходит к выводу об удовлетворении требований

Согласно ч.1 ст.35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).

Учитывая, что право собственности А9 на изымаемое путем выкупа жилое помещение, подлежит прекращению, то А9, А1, А11, А10, А12 после предоставления возмещения за изымаемое жилье, утрачивают право пользования им и подлежит выселению, что является основанием для снятия их с регистрационного учета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования муниципального образования г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к А9, А1, А11, А10, А12 об изъятии жилого помещения, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности удовлетворить частично.

Встречные исковые требования прокурора Х в интересах А9 к муниципальному образованию г.Красноярска в лице департамента градостроительства администрации г.Красноярска о предоставлении равноценного жилья взамен аварийного удовлетворить.

Обязать муниципальное образования г.Красноярск предоставить А9 взамен изымаемого жилого помещения по адресу: Х кадастровый У, в собственность равноценное жилое помещение общей площадью не менее чем 14,3 кв.м..

Изъять для муниципальных нужд у А9Х, расположенную по адресу: Х, кадастровый У, выселить А9, А1, А11, А10, А12 из Х, расположенной по адресу: Х, что является основанием для снятия их с регистрационного учета по указанному адресу, прекратить право собственности ответчика А9 на Х по адресу: Х, признать право собственности на Х по адресу: Х за муниципальным образованием город Красноярск после предоставления А9 равноценного жилого помещения общей площадью не менее чем 14,3 кв.м..

В удовлетворении исковых требований муниципального образования г.Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г.Красноярска о предоставлении жилого помещения путем его выкупа отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В.Басинская

Мотивированное решение изготовлено 24.11.2023г.

Подлинник находится в материалах гражданского дела №2-4515/2023