ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3975/2016 от 09.08.2016 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №2-3975/2016Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 августа 2016 года город Волгоград

Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в составе председательствующего судьи Рожковой Е.Е.,

при секретаре Селезневе Е.В.,

с участием: представителя истца прокурора Костенко Н.В.,

представителей ответчика ФИО1, ФИО2, ФИО3,

представителя третьего лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к АО «ВМК «Красный Октябрь» о возложении обязанности выполнить требования законодательства в области промышленной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к АО «ВМК «Красный Октябрь» о возложении обязанности выполнить требования законодательства в области промышленной безопасности.

В обоснование иска указано, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что основными видами хозяйственной деятельности АО «ВМК Красный Октябрь», согласно Уставу, являются: производство и реализация металлопродукции, производство и реализация товаров народного потребления, производство услуг промышленного характера и населению, производство извести, флюса, огнеупорных материалов и изделий, производство продуктов переработки промышленных отходов, подготовка металлолома, энергообеспечение, ремонтное обслуживание.

В ходе проведенного мониторинга состояния атмосферного воздуха в границах санитарно-защитной зоны предприятия выявлены многочисленные факты превышения установленных предельно-допустимых концентраций следующих загрязняющих веществ: азот диоксид, углерод оксид, марганец и его соединения. Основными причинами загрязнения атмосферного воздуха является несоблюдение требований законодательства в области промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, осуществляющего выброс загрязняющих веществ в атмосферу, ввиду имеющегося роста выпускаемой продукции.

Предприятием зарегистрировано 25 опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации № А39-04595).

Эксплуатация опасных производственных объектов ведется АО «ВМК Красный Октябрь» на основании лицензии на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III класса опасности № ВХ-39-013614 от 07.10.2013г.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Между тем, в ходе проведенной проверки, а также в рамках ранее проведенных Нижне-Волжским Управлением Ростехнадзора выявлены нарушения в сфере промышленной безопасности в деятельности АО «ВМК Красный Октябрь», что подтверждается актами проверок Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора от 04.12.2015г. (плановая проверка), от 29.02.2016г. (внеплановая проверка), от 07.06.2016г. (внеплановая проверка), предписаниями об устранении нарушений законодательства в области промышленной безопасности № от 04.12.2015г., 06-23/16 от 29.02.2016г., 06-88/16 от 07.06.2016г., а именно:

1.не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (ООМ ОКЦ) сети газопотребления предприятия, по истечению срока службы;

2.не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (ООЛП ЛПЦ) сети газопотребления предприятия, по истечению срока службы;

3.не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (ООЛП ЛПЦ) сети газопотребления предприятия, по истечению срока службы;

4.не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (ЭЦРМО) сети газопотребления предприятия, по истечению срока службы;

5.не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (РМЦ) сети газопотребления предприятия, по истечению срока службы;

6.не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства ГРП инв. (КЦ) сети газопотребления предприятия, по истечению срока службы;

7.не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства - печи сушки ферросплавов инв. № (ЭСПЦ-2), по истечению срока службы;

8.не проведены экспертизы промышленной безопасности технических устройств - печей колпаковых 4ед. инв.№, 18410088,18410089, 18410090 ЦОМП, по истечению срока службы;

9.не проведены экспертизы промышленной безопасности технических устройств - методических печей 2ед. инв., инв., ЛПЦ (ОГП), по истечению срока службы;

10.не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства - печь нагревательная с шагающим подом стана "1400",инв., ЛПЦ (ОПТЛ), по истечению срока службы;

11.не проведены экспертизы промышленной безопасности технических устройств - известково-обжиговых печей (тип-шахтная щелевидная_-2ед. инв.№, 410025, ЦПИиЛ, по истечению срока службы;

12.не проведена экспертиза промышленной безопасности технических устройств - однокамерный и двухкамерный сушильные шкафы, инв., ЭЦРМО, по истечению срока службы;

13.не проведена очередная экспертиза промышленной безопасности дымовой трубы , по истечении сроков безопасной эксплуатации (09.2014 г.), установленных заключением экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08642 -2009;

14.не проведена очередная экспертиза промышленной безопасности дымовой трубы , по истечении сроков безопасной эксплуатации (07.2014г.), установленных заключением экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06773 -2009;

15.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-05442-2011 на дымовую трубу ЭСПЦ-1;

16.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06499-2013 на дымовую трубу ЭСПЦ-1;

17.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06500-2013 на дымовую трубу ЭСПЦ-1;

18.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06193-2011 на дымовую трубу ЭСПЦ-3;

19.не выполнено три компенсирующих мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07091-2014 на дымовую трубу ЭСПЦ-2;

20.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06498-2013 на дымовую трубу ЭСПЦ-2;

21.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07127-2013 на дымовую трубу ОКЦ (ОГП);

22.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07126-2013 на дымовую трубу ОКЦ (ОГП);

23.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07129-2013 на дымовую трубу ЦФЛ;

24.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08565-2012 на дымовую трубу ООМ КЗС ОКЦ;

25.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06686-2013 на дымовую трубу ЦОМП (ОКЦ/ООМ КЗС);

26.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06685-2013 на дымовую трубу ЦОМП (ОКЦ/ООМ КЗС);

27.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06684-2013 на дымовую трубу ЦОМП (ОКЦ/ООМ КЗС);

28.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06687-2013 на дымовую трубу ЛПЦ (ОПТЛ);

29.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08566-2012 на вентиляционную трубу ЛПЦ (ООЛП);

30.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08564-2012 на дымовую трубу РМЦ;

31.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08563-2012 на дымовую трубу ТСЦ;

32.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08567-2012 на дымовую трубу ТСЦ;

33.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08568-2012 на дымовую трубу ТСЦ;

34.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07128-2013 на дымовую трубу СПЦ;

35.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий Электросталеплавильного цеха , в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

36.не проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания Электросталеплавильного цеха , в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

37.не проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций сооружения (эстакады) участка раздевания слитков ЭСПЦ , в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения;

38.не проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания цеха фасонного литья, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

39.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий Копрового цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

40.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий обжимного крупносортного цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

41.не проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания отделения отделки металлопроката обжимного крупносортного цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

42.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания ОГП ЛПЦ, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

43.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий сортопрокатного цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

44.не проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания Термокалибровочного цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

45.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий цеха по производству люнкеритов и экзотермических смесей, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

46.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий участка станции (установки) воздухоразделительной, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

47.не проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания цеха ремонта металлургического оборудования, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

48.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий ремонтно-механического цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

49.не проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций сооружения (эстакады) цеха водоснабжения и очистных сооружений, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения;

50.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий Теплосилового цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

51.не проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания Электроцеха по ремонту металлургического оборудования, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

52.не укомплектован штат работников опасных производственных объектов АО «ВМК «Красный Октябрь» в количестве 72 чел;

53.с 20.06.2014г истек срок проведения экспертизы промышленной безопасности участка трубопровода тепловой сети от водогрейной котельной до узла «А»;

54.с 08.07.2014г истек срок проведения экспертизы промышленной безопасности участка трубопровода тепловой сети от узла «А» до тепловой камеры «Г»;

55.не поставлен на учет трубопровод горячей воды от водогрейной котельной до тепловой камеры «Г»;

56.с 2011г. истек срок проведения режимной наладки парового котла ТП-35-39 (рег. );

57.не проводилась режимная наладка деаэрационного и химводоподготовительного, осветлительного оборудования котельной, воднохимического режима котлов;

58.не выполнены мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-11144-2014 на цеховой газопровод ОПТЛ ЛПЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

59.не выполнены мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-12641-2014 на газопровод нагревательных печей от ГРУ-71 ОКЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

60.не выполнены мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07656-2014 на газопровод для ремонтных нужд ЭСПЦ-3, инв. сети газопотребления предприятия;

61.не выполнены мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07622-2014 на газопровод внутрицеховой ЦФЛ, инв. сети газопотребления предприятия;

62.не выполнены мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07609-2014 на ГРП-38 ФЛЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

63.не выполнены мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-11129-2014 на ГРП-23 ОКЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

64.не выполнены мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-11126-2014 на ГРП-4 ЦПИПиЛ, инв. сети газопотребления предприятия;

65.не выполнены мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07670-2014 на ГРУ-71 ОКЦ, инв. сети газопотребления предприятия.

Таким образом, АО «ВМК Красный Октябрь» нарушены положения ч.1 ст.8, ч.7 ст.19 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99 -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и п. 5 (б), (ф) «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных и химически опасных производственных объектов I,II и III классов опасности», утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, п.п.27,28 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения АО «ВМК Красный Октябрь» к административной ответственности, в частности постановлением Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 11.01.2016г. предприятие признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 200 000 рублей, затем АО «ВМК Красный Октябрь» привлечен также к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей по ст. 9.1 КоАП РФ на основании постановления Краснооктябрьского районного суда <адрес> от 31.03.2016г. по делу .

Таким образом, выявленные в ходе проведения внеплановых выездных проверок нарушения действующего законодательства в области промышленной безопасности со стороны АО «ВМК Красный Октябрь» не устранены, что свидетельствует о злостном неисполнении требований органов государственного контроля (надзора).

29.07.2016г. в ходе совместной проверки Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой и Нижне-Волжским Управлением Ростехнадзора в области промышленной безопасности в деятельности АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» установлено, что предприятием устранен ряд нарушений в данной сфере. То есть часть мероприятий, указанных в исковом заявлении, ответчик выполнил.

С учетом уточненных требований прокурор просит: обязать АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры по устранению нарушений требований нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а именно:

- провести экспертизу промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (ООЛП ЛПЦ) сети газопотребления предприятия;

- провести экспертизу промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (ООЛП ЛПЦ) сети газопотребления предприятия;

- провести экспертизу промышленной безопасности технического устройства ГРП инв. (КЦ) сети газопотребления предприятия;

- провести экспертизу промышленной безопасности технического устройства - печи сушки ферросплавов инв. № (ЭСПЦ-2);

- провести экспертизу промышленной безопасности технических устройств - методических печей 2ед. инв., инв., ЛПЦ (ОГП), по истечению срока службы;

- провести экспертизу промышленной безопасности технических устройств - известково-обжиговых печей (тип-шахтная щелевидная_-2ед. инв.№, 410025, ЦПИиЛ;

- провести экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы , по истечении сроков безопасной эксплуатации (07.2014г.), установленных заключением экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06773 -2009;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06193-2011 на дымовую трубу ЭСПЦ-3;

- выполнить три компенсирующих мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07091-2014 на дымовую трубу ЭСПЦ-2;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06498-2013 на дымовую трубу ЭСПЦ-2;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07127-2013 на дымовую трубу ОКЦ (ОГП);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07126-2013 на дымовую трубу ОКЦ (ОГП);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07129-2013 на дымовую трубу ЦФЛ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08565-2012 на дымовую трубу ООМ КЗС ОКЦ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06686-2013 на дымовую трубу ЦОМП (ОКЦ/ООМ КЗС);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06685-2013 на дымовую трубу ЦОМП (ОКЦ/ООМ КЗС);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06684-2013 на дымовую трубу ЦОМП (ОКЦ/ООМ КЗС);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06687-2013 на дымовую трубу ЛПЦ (ОПТЛ);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08566-2012 на вентиляционную трубу ЛПЦ (ООЛП);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08564-2012 на дымовую трубу РМЦ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08563-2012 на дымовую трубу ТСЦ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08567-2012 на дымовую трубу ТСЦ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08568-2012 на дымовую трубу ТСЦ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07128-2013 на дымовую трубу СПЦ;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий Электросталеплавильного цеха , в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания Электросталеплавильного цеха , в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций сооружения (эстакады) участка раздевания слитков ЭСПЦ , в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания цеха фасонного литья, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий Копрового цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий обжимного крупносортного цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания ОГП ЛПЦ, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий сортопрокатного цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания Термокалибровочного цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий цеха по производству люнкеритов и экзотермических смесей, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий участка станции (установки) воздухоразделительной, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания цеха ремонта металлургического оборудования, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий ремонтно-механического цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций сооружения (эстакады) цеха водоснабжения и очистных сооружений, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий Теплосилового цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания Электроцеха по ремонту металлургического оборудования, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

- укомплектовать штат работников опасных производственных объектов АО «ВМК «Красный Октябрь» в количестве 72 человек;

- поставить на учет трубопровод горячей воды от водогрейной котельной до тепловой камеры «Г»;

-провести режимную наладку деаэрационного и химводоподготовительного, осветлительного оборудования котельной, воднохимического режима котлов;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-11144-2014 на цеховой газопровод ОПТЛ ЛПЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-12641-2014 на газопровод нагревательных печей от ГРУ-71 ОКЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07656-2014 на газопровод для ремонтных нужд ЭСПЦ-3, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07622-2014 на газопровод внутрицеховой ЦФЛ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07609-2014 на ГРП-38 ФЛЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-11129-2014 на ГРП-23 ОКЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-11126-2014 на ГРП-4 ЦПИПиЛ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07670-2014 на ГРУ-71 ОКЦ, инв. сети газопотребления предприятия.

Истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.

Представители ответчика иск не признали, представили письменные возражения, просят отказать в иске.

Представитель третьего лица исковые требования прокурора поддержал.

Выслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в
защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение норматива качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Пункт 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. В соответствии со ст. 30 вышеназванного закона, юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; внедрять технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха.

Судом установлено, что основными видами хозяйственной деятельности АО «ВМК Красный Октябрь», согласно Уставу, являются: производство и реализация металлопродукции, производство и реализация товаров народного потребления, производство услуг промышленного характера и населению, производство извести, флюса, огнеупорных материалов и изделий, производство продуктов переработки промышленных отходов, подготовка металлолома, энергообеспечение, ремонтное обслуживание.

АО «ВМК Красный Октябрь» осуществляет свою основную деятельность на производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, пр-т им. В.И. Ленина, 110.

В ходе проведенного мониторинга состояния атмосферного воздуха в границах санитарно-защитной зоны предприятия выявлены многочисленные факты превышения установленных предельно-допустимых концентраций следующих загрязняющих веществ: азот диоксид, углерод оксид, марганец и его соединения, что свидетельствует о ненадлежащей эксплуатации имеющегося оборудования и, как следствие, приводит к чрезмерному загрязнению атмосферного воздуха.

При этом, в 2015 году АО «ВМК Красный Октябрь» осуществил выброс 2241,91 тонн загрязняющих веществ в атмосферный воздух, из них 1484,99 тонн - жидкие и газообразные вещества.

Согласно проведенной «ВМК Красный Октябрь» инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух общее количество стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - 585 из них организованных - 404, неорганизованных - 181. В результате деятельности ЗАО «ВМК «КО» в атмосферный воздух выбрасываются 67 загрязняющих (вредных) веществ, в том числе твердых - 30, жидких/газообразных - 37.

Основными причинами загрязнения атмосферного воздуха является несоблюдение требований законодательства в области промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, осуществляющего выброс загрязняющих веществ в атмосферу, ввиду имеющегося роста выпускаемой продукции.

Предприятием зарегистрировано 25 опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации № А39-04595).

Эксплуатация опасных производственных объектов ведется АО «ВМК Красный Октябрь» ведется на основании лицензии на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III класса опасности № ВХ-39-013614 от 07.10.2013г.

Указанные обстоятельства подтверждаются актами проверки Нижне-Волжского управления Ростехнадзора.

В соответствии с общими требованиями промышленной безопасности, установленными ст. 3 Федерального Закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», работники опасного производственного объекта обязаны в том числе: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

Согласно актам проверок Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора от 04.12.2015г. (плановая проверка), от 29.02.2016г. (внеплановая проверка), от 07.06.2016г. (внеплановая проверка), выявлены следующие нарушения в сфере промышленной безопасности в деятельности АО «ВМК Красный Октябрь»:

1.не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (ООМ ОКЦ) сети газопотребления предприятия, по истечению срока службы;

2.не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (ООЛП ЛПЦ) сети газопотребления предприятия, по истечению срока службы;

3.не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (ООЛП ЛПЦ) сети газопотребления предприятия, по истечению срока службы;

4.не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (ЭЦРМО) сети газопотребления предприятия, по истечению срока службы;

5.не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (РМЦ) сети газопотребления предприятия, по истечению срока службы;

6.не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства ГРП инв. (КЦ) сети газопотребления предприятия, по истечению срока службы;

7.не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства - печи сушки ферросплавов инв. № (ЭСПЦ-2), по истечению срока службы;

8.не проведены экспертизы промышленной безопасности технических устройств - печей колпаковых 4ед. инв.№, 18410088,18410089, 18410090 ЦОМП, по истечению срока службы;

9.не проведены экспертизы промышленной безопасности технических устройств - методических печей 2ед. инв., инв., ЛПЦ (ОГП), по истечению срока службы;

10.не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства - печь нагревательная с шагающим подом стана "1400",инв., ЛПЦ (ОПТЛ), по истечению срока службы;

11.не проведены экспертизы промышленной безопасности технических устройств - известково-обжиговых печей (тип-шахтная щелевидная_-2ед. инв.№, 410025, ЦПИиЛ, по истечению срока службы;

12.не проведена экспертиза промышленной безопасности технических устройств - однокамерный и двухкамерный сушильные шкафы, инв., ЭЦРМО, по истечению срока службы;

13.не проведена очередная экспертиза промышленной безопасности дымовой трубы , по истечении сроков безопасной эксплуатации (09.2014 г.), установленных заключением экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08642 -2009;

14.не проведена очередная экспертиза промышленной безопасности дымовой трубы , по истечении сроков безопасной эксплуатации (07.2014г.), установленных заключением экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06773 -2009;

15.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-05442-2011 на дымовую трубу ЭСПЦ-1;

16.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06499-2013 на дымовую трубу ЭСПЦ-1;

17.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06500-2013 на дымовую трубу ЭСПЦ-1;

18.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06193-2011 на дымовую трубу ЭСПЦ-3;

19.не выполнено три компенсирующих мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07091-2014 на дымовую трубу ЭСПЦ-2;

20.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06498-2013 на дымовую трубу ЭСПЦ-2;

21.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07127-2013 на дымовую трубу ОКЦ (ОГП);

22.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07126-2013 на дымовую трубу ОКЦ (ОГП);

23.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07129-2013 на дымовую трубу ЦФЛ;

24.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08565-2012 на дымовую трубу ООМ КЗС ОКЦ;

25.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06686-2013 на дымовую трубу ЦОМП (ОКЦ/ООМ КЗС);

26.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06685-2013 на дымовую трубу ЦОМП (ОКЦ/ООМ КЗС);

27.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06684-2013 на дымовую трубу ЦОМП (ОКЦ/ООМ КЗС);

28.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06687-2013 на дымовую трубу ЛПЦ (ОПТЛ);

29.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08566-2012 на вентиляционную трубу ЛПЦ (ООЛП);

30.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08564-2012 на дымовую трубу РМЦ;

31.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08563-2012 на дымовую трубу ТСЦ;

32.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08567-2012 на дымовую трубу ТСЦ;

33.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08568-2012 на дымовую трубу ТСЦ;

34.не выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключения экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07128-2013 на дымовую трубу СПЦ;

35.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий Электросталеплавильного цеха , в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

36.не проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания Электросталеплавильного цеха , в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

37.не проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций сооружения (эстакады) участка раздевания слитков ЭСПЦ , в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения;

38.не проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания цеха фасонного литья, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

39.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий Копрового цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

40.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий обжимного крупносортного цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

41.не проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания отделения отделки металлопроката обжимного крупносортного цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

42.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания ОГП ЛПЦ, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

43.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий сортопрокатного цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

44.не проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания Термокалибровочного цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

45.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий цеха по производству люнкеритов и экзотермических смесей, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

46.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий участка станции (установки) воздухоразделительной, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

47.не проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания цеха ремонта металлургического оборудования, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

48.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий ремонтно-механического цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

49.не проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций сооружения (эстакады) цеха водоснабжения и очистных сооружений, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения;

50.не проведены экспертизы промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий Теплосилового цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

51.не проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания Электроцеха по ремонту металлургического оборудования, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

52.не укомплектован штат работников опасных производственных объектов АО «ВМК «Красный Октябрь» в количестве 72 чел;

53.с 20.06.2014г истек срок проведения экспертизы промышленной безопасности участка трубопровода тепловой сети от водогрейной котельной до узла «А»;

54.с 08.07.2014г истек срок проведения экспертизы промышленной безопасности участка трубопровода тепловой сети от узла «А» до тепловой камеры «Г»;

55.не поставлен на учет трубопровод горячей воды от водогрейной котельной до тепловой камеры «Г»;

56.с 2011г. истек срок проведения режимной наладки парового котла ТП-35-39 (рег. );

57.не проводилась режимная наладка деаэрационного и химводоподготовительного, осветлительного оборудования котельной, воднохимического режима котлов;

58.не выполнены мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-11144-2014 на цеховой газопровод ОПТЛ ЛПЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

59.не выполнены мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-12641-2014 на газопровод нагревательных печей от ГРУ-71 ОКЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

60.не выполнены мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07656-2014 на газопровод для ремонтных нужд ЭСПЦ-3, инв. сети газопотребления предприятия;

61.не выполнены мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07622-2014 на газопровод внутрицеховой ЦФЛ, инв. сети газопотребления предприятия;

62.не выполнены мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07609-2014 на ГРП-38 ФЛЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

63.не выполнены мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-11129-2014 на ГРП-23 ОКЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

64.не выполнены мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-11126-2014 на ГРП-4 ЦПИПиЛ, инв. сети газопотребления предприятия;

65.не выполнены мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07670-2014 на ГРУ-71 ОКЦ, инв. сети газопотребления предприятия.

АО «ВМК «Красный Октябрь» были вынесены предписания об устранении нарушений законодательства в области промышленной безопасности № от 04.12.2015г., 06-23/16 от 29.02.2016г., 06-88/16 от 07.06.2016г. Установлен срок для устранения указанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

За указанные нарушения АО «ВМК Красный Октябрь» привлечено к административной ответственности. Постановлением Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 11.01.2016г. предприятие признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 200 000 рублей. АО «ВМК Красный Октябрь» привлечен также к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей по ст.9.1 КоАП РФ на основании постановления Краснооктябрьского районного суда <адрес> от 31.03.2016г. по делу .

Из справки о проверке соблюдения требований законодательства в сфере промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ответчиком частично устранены нарушения, а именно: проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (ООМ ОКЦ) сети газопотребления предприятия; проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (ЭЦРМО) сети газопотребления предприятия; проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (РМЦ) сети газопотребления предприятия; проведена экспертиза промышленной безопасности технических устройств - печей колпаковых 4ед. инв.№, 18410088,18410089, 18410090 ЦОМП; проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства - печь нагревательная с шагающим подом стана "1400",инв., ЛПЦ (ОПТЛ); проведена экспертиза промышленной безопасности технических устройств - однокамерный и двухкамерный сушильные шкафы, инв., ЭЦРМО; проведена экспертиза промышленной безопасности дымовой трубы , по истечении сроков безопасной эксплуатации (09.2014 г.), установленных заключением экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08642 -2009; выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-05442-2011 на дымовую трубу ЭСПЦ-1; выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06499-2013 на дымовую трубу ЭСПЦ-1; выполнены компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06500-2013 на дымовую трубу ЭСПЦ-1; проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания отделения отделки металлопроката обжимного крупносортного цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания; проведена экспертиза промышленной безопасности участка трубопровода тепловой сети от водогрейной котельной до узла «А»; проведена экспертиза промышленной безопасности участка трубопровода тепловой сети от узла «А» до тепловой камеры «Г»; проведена режимная наладка парового котла ТП-35-39 (рег. ).

Остальные мероприятия, указанные в иске прокурора ответчиком не выполнены, что не оспаривали в судебном заседании представители ответчика.

При этом доводы стороны ответчика о том, что природоохранный прокурор не вправе требовать выполнения данных мероприятий, суд находит не обоснованными, поскольку устранение нарушений требований законодательства в области промышленной безопасности непосредственно связано с охраной окружающей среды, выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и устранением нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Таким образом, АО «ВМК Красный Октябрь» нарушены положения ч.1 ст.8, ч.7 ст.19 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99 -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и п. 5 (б), (ф) «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных и химически опасных производственных объектов I,II и III классов опасности», утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, п.п.27,28 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в установленный предписанием срок нарушения не устранены, суд считает необходимым обязать АО «ВМК «Красный Октябрь» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по устранению нарушений требований нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а именно:

- провести экспертизу промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (ООЛП ЛПЦ) сети газопотребления предприятия;

- провести экспертизу промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (ООЛП ЛПЦ) сети газопотребления предприятия;

- провести экспертизу промышленной безопасности технического устройства ГРП инв. (КЦ) сети газопотребления предприятия;

- провести экспертизу промышленной безопасности технического устройства - печи сушки ферросплавов инв. № (ЭСПЦ-2);

- провести экспертизу промышленной безопасности технических устройств - методических печей 2ед. инв., инв., ЛПЦ (ОГП), по истечению срока службы;

- провести экспертизу промышленной безопасности технических устройств - известково-обжиговых печей (тип-шахтная щелевидная_-2ед. инв.№, 410025, ЦПИиЛ;

- провести экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы , по истечении сроков безопасной эксплуатации (07.2014г.), установленных заключением экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06773 -2009;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06193-2011 на дымовую трубу ЭСПЦ-3;

- выполнить три компенсирующих мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07091-2014 на дымовую трубу ЭСПЦ-2;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06498-2013 на дымовую трубу ЭСПЦ-2;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07127-2013 на дымовую трубу ОКЦ (ОГП);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07126-2013 на дымовую трубу ОКЦ (ОГП);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07129-2013 на дымовую трубу ЦФЛ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08565-2012 на дымовую трубу ООМ КЗС ОКЦ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06686-2013 на дымовую трубу ЦОМП (ОКЦ/ООМ КЗС);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06685-2013 на дымовую трубу ЦОМП (ОКЦ/ООМ КЗС);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06684-2013 на дымовую трубу ЦОМП (ОКЦ/ООМ КЗС);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06687-2013 на дымовую трубу ЛПЦ (ОПТЛ);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08566-2012 на вентиляционную трубу ЛПЦ (ООЛП);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08564-2012 на дымовую трубу РМЦ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08563-2012 на дымовую трубу ТСЦ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08567-2012 на дымовую трубу ТСЦ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08568-2012 на дымовую трубу ТСЦ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07128-2013 на дымовую трубу СПЦ;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания Электросталеплавильного цеха , в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций сооружения (эстакады) участка раздевания слитков ЭСПЦ , в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания цеха фасонного литья, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий Копрового цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий обжимного крупносортного цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания ОГП ЛПЦ, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий сортопрокатного цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий цеха по производству люнкеритов и экзотермических смесей, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий участка станции (установки) воздухоразделительной, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания цеха ремонта металлургического оборудования, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий ремонтно-механического цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций сооружения (эстакады) цеха водоснабжения и очистных сооружений, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий Теплосилового цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания Электроцеха по ремонту металлургического оборудования, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

- поставить на учет трубопровод горячей воды от водогрейной котельной до тепловой камеры «Г»;

-провести режимную наладку деаэрационного и химводоподготовительного, осветлительного оборудования котельной, воднохимического режима котлов;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-11144-2014 на цеховой газопровод ОПТЛ ЛПЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-12641-2014 на газопровод нагревательных печей от ГРУ-71 ОКЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07656-2014 на газопровод для ремонтных нужд ЭСПЦ-3, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07622-2014 на газопровод внутрицеховой ЦФЛ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07609-2014 на ГРП-38 ФЛЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-11129-2014 на ГРП-23 ОКЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-11126-2014 на ГРП-4 ЦПИПиЛ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07670-2014 на ГРУ-71 ОКЦ, инв. сети газопотребления предприятия.

Доводы представителей ответчика о том, что предприятие не обязано выполнять компенсирующие мероприятия: согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06498-2013 на дымовую трубу ЭСПЦ-2; согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07127-2013 на дымовую трубу ОКЦ (ОГП); согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07126-2013 на дымовую трубу ОКЦ (ОГП), так как в соответствии с Положением о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных металлургических и коксохимических производственных объектов. РД 11-320-99, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.11.1999г. , а также паспортами на указанное оборудование, срок эксплуатации указанных дымовых труб не истек, суд находит не обоснованными по следующим основаниям.

Положение, на которое ссылается ответчик, утратило силу с принятием Постановления Госгортехнадзора РФ от 24.02.2004г. , а в паспортах на оборудование не указаны сроки его эксплуатации.

Кроме того, заключения экспертизы промышленной безопасности данных объектов уже проведены, следовательно, ответчик обязан выполнить компенсирующие мероприятия, предусмотренные в заключениях экспертиз.

Вместе с тем, суд находит не подлежащими удовлетворению требования прокурора в части возложения обязанности: - укомплектовать штат работников опасных производственных объектов АО «ВМК «Красный Октябрь» в количестве 72 человек; - провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания Термокалибровочного цеха; - провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий Электросталеплавильного цеха .

Так согласно распоряжению /ООТи3 от 22.06.2016г. из штатных расписаний структурных подразделений комбината исключены вакантные должности и профессии согласно приложению, внесены соответствующие изменения в штатные расписания указанных структурных подразделений и базу данных ПК «БОСС-Кадровик». Из приложения к данному распоряжению следует, что из штатных расписаний исключены 72 штатные единицы, в связи с чем суд не вправе обязывать ответчика укомплектовать штат работников, поскольку они не предусмотрены штатным расписанием.

Что касается проведению экспертиз промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания Термокалибровочного цеха, а также Электросталеплавильного цеха , то истцом не представлено достаточных доказательств необходимости проведения таких экспертиз.

Согласно актам от 02.06.2015г., от 18.09.2015г. в Термокалибровочном цехе, а также Электросталеплавильном цехе выведены из эксплуатации технические устройства опасного производственного объекта, мероприятия по выводу технических устройств из эксплуатации выполнены в полном объеме. Данные акты утверждены Ростехнадзором.

Из актов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что из эксплуатации выведены здания производственных корпусов Термокалибровочного цеха, а также Электросталеплавильного цеха .

В судебном заседании представитель истца и третьего лица не отрицали, что данные цеха и технические устройства в них не эксплуатируются.

В связи с изложенным, у суда нет оснований возлагать на ответчика обязанность по проведению экспертиз промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий Термокалибровочного цеха, а также Электросталеплавильного цеха , поэтому в этой части иска надлежит отказать.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» о возложении обязанности выполнить требования законодательства в области промышленной безопасности, удовлетворить частично.

Обязать АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по устранению нарушений требований нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а именно:

- провести экспертизу промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (ООЛП ЛПЦ) сети газопотребления предприятия;

- провести экспертизу промышленной безопасности технического устройства ШРП инв. (ООЛП ЛПЦ) сети газопотребления предприятия;

- провести экспертизу промышленной безопасности технического устройства ГРП инв. (КЦ) сети газопотребления предприятия;

- провести экспертизу промышленной безопасности технического устройства - печи сушки ферросплавов инв. № (ЭСПЦ-2);

- провести экспертизу промышленной безопасности технических устройств - методических печей 2ед. инв., инв., ЛПЦ (ОГП), по истечению срока службы;

- провести экспертизу промышленной безопасности технических устройств - известково-обжиговых печей (тип-шахтная щелевидная_-2ед. инв.№, 410025, ЦПИиЛ;

- провести экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы , по истечении сроков безопасной эксплуатации (07.2014г.), установленных заключением экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06773 -2009;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06193-2011 на дымовую трубу ЭСПЦ-3;

- выполнить три компенсирующих мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07091-2014 на дымовую трубу ЭСПЦ-2;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06498-2013 на дымовую трубу ЭСПЦ-2;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07127-2013 на дымовую трубу ОКЦ (ОГП);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07126-2013 на дымовую трубу ОКЦ (ОГП);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07129-2013 на дымовую трубу ЦФЛ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08565-2012 на дымовую трубу ООМ КЗС ОКЦ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06686-2013 на дымовую трубу ЦОМП (ОКЦ/ООМ КЗС);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06685-2013 на дымовую трубу ЦОМП (ОКЦ/ООМ КЗС);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06684-2013 на дымовую трубу ЦОМП (ОКЦ/ООМ КЗС);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-06687-2013 на дымовую трубу ЛПЦ (ОПТЛ);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08566-2012 на вентиляционную трубу ЛПЦ (ООЛП);

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08564-2012 на дымовую трубу РМЦ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08563-2012 на дымовую трубу ТСЦ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08567-2012 на дымовую трубу ТСЦ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-08568-2012 на дымовую трубу ТСЦ;

- выполнить компенсирующие мероприятия согласно заключению экспертизы промышленной безопасности -ЗС-07128-2013 на дымовую трубу СПЦ;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания Электросталеплавильного цеха , в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций сооружения (эстакады) участка раздевания слитков ЭСПЦ , в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания цеха фасонного литья, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий Копрового цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий обжимного крупносортного цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания ОГП ЛПЦ, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий сортопрокатного цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий цеха по производству люнкеритов и экзотермических смесей, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий участка станции (установки) воздухоразделительной, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания цеха ремонта металлургического оборудования, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий ремонтно-механического цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций сооружения (эстакады) цеха водоснабжения и очистных сооружений, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий Теплосилового цеха, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания Электроцеха по ремонту металлургического оборудования, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания;

- поставить на учет трубопровод горячей воды от водогрейной котельной до тепловой камеры «Г»;

-провести режимную наладку деаэрационного и химводоподготовительного, осветлительного оборудования котельной, воднохимического режима котлов;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-11144-2014 на цеховой газопровод ОПТЛ ЛПЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-12641-2014 на газопровод нагревательных печей от ГРУ-71 ОКЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07656-2014 на газопровод для ремонтных нужд ЭСПЦ-3, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07622-2014 на газопровод внутрицеховой ЦФЛ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07609-2014 на ГРП-38 ФЛЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-11129-2014 на ГРП-23 ОКЦ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-11126-2014 на ГРП-4 ЦПИПиЛ, инв. сети газопотребления предприятия;

- выполнить мероприятия, предусмотренные заключением экспертизы промышленной безопасности -ТУ-07670-2014 на ГРУ-71 ОКЦ, инв. сети газопотребления предприятия.

В удовлетворении иска Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора к АО «ВМК «Красный Октябрь» в части возложения обязанности:

- укомплектовать штат работников опасных производственных объектов АО «ВМК «Красный Октябрь» в количестве 72 человек;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственного здания Термокалибровочного цеха;

- провести экспертизу промышленной безопасности строительных конструкций производственных зданий Электросталеплавильного цеха , отказать.

Взыскать с АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» в доход местного бюджета госпошлину 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца через Краснооктябрьский районный суд <адрес>, со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Справка: мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: