Решение
Именем Российской Федерации
20 июля 2022 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Пивченко Д.И.,
при секретаре Иванове Д.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Саратова Сафронова С.А.,
представителя ООО «Выбор» Хановой Н.Э.
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Выбор» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства,
установил:
заместитель прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью (далее – выбор) «Выбор» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Саратова по результатам проведенного анализа соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования в деятельности ООО «Выбор» установлено, что в нарушение Федерального закона «об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2020 г. № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности» паспорта I-IV классов опасности не соответствуют действующей типовой форме. Кроме того, отсутствует договор с региональным оператором на обращение с твердыми коммунальными отходами.
По изложенным основаниям истец просит суд признать бездействие ООО «Выбор», выразившиеся в отсутствии договора с региональным оператором по обращению с ТКО, незаконным, обязать ответчика в течении трех месяцев со дня вступления в силу решения суда привести паспорта отходов I - IV классов опасности согласно Приложению № 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2020 г. № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности, заключить договор на обращение с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором Саратовской области акционерным обществом «Ситиматик».
В судебном заседании помощника прокурора Ленинского района г. Саратова Сафронов С.А. просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Выбор» Ханова Н.Э., признала исковые требования в части возложения на общество привести в соответствии паспорта I - IV классов опасности.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду предусмотрены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Требования к обращению с отходами I-V классов опасности устанавливаются в ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. При обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно положениям ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно Приложению № 1 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2020 г. № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности» порядок паспортизации отходов I - IV классов опасности (далее - Порядок) устанавливает требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности.
Паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт отходов) представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.
Паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспортов отходов, не включенных в ФККО, подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Документы, на основании которых установлено соответствие отходов I - IV классов опасности виду отходов, включенному в ФККО, подлежат хранению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение всего срока действия паспорта отходов.
Для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Как установлено, судом и следует из материалов дела, что ООО «Выбор» осуществляет деятельность по производству мебели. В процессе деятельности юридического лица, образуются твердые коммунальные отходы, а именно опилки, кусковая форма, смесь твердых материалов (включая волокна) и изделий, изделия из нескольких материалов относящиеся к отходам III и IV классам опасности.
При этом, как следует из материалов дела, что представленные по требованию заместителя прокурора ООО «Выбор» паспорта I - IV классов опасности, не соответствуют типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению N 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2020 г. № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности».
Кроме того, из материалов дела также следует, что договор с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, ответчиком не заключен.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Выбор» Ханова Н.Э. суду пояснила, что в настоящее время обществом будут приняты меры по устранению нарушений в оформлении паспортом отходов, а также будет заключен договор по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
Принимая во внимание, установленные по делу обстоятельства, учитывая, что в процессе рассмотрения дела установлен факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заместителя прокурора в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление заместителя прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Выбор» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Выбор», выразившиеся в отсутствии договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, незаконным.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Выбор» в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести паспорта отходов I - IV класса опасности согласно Приложению № 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2020 г. № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности, заключить договор на обращение с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором Саратовской области акционерным обществом «Ситиматик».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 27 июля 2022 г.
Судья Д.И. Пивченко