ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3977/18 от 23.08.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-3977/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2018 года г.Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Павловой А.В.,

при секретаре Шваловой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора гарнизона Дровяная в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности выполнить действия,

У С Т А Н О В И Л:

заместитель военного прокурора гарнизона Дровяная обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

В ходе проведенной военной прокуратурой гарнизона Дровяная проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в отношении федеральной собственности установлено, что на территории войсковой части 21250-В объекты недвижимого имущества военного городка , по адресу: <адрес> не оборудованы автоматическими системами пожаротушения, пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре в нарушение ч.1 ст.5 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ, п.5 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", что создает предпосылки к несвоевременному оповещению о пожаре на данных объектах воинской части, и может повлечь утрату федеральной собственности, гибель и травмирование военнослужащих и лиц гражданского персонала войсковой части 21250-В. Просит обязать Министерство обороны РФ принять меры к оборудованию системами автоматических пожарных сигнализаций и системами пожаротушений объектов войсковой части 21250-В, а именно объекты недвижимого имущества военного городка - здание казармы инв. , столовая инв. , клуб инв. , медицинский пункт инв. , общежитие под штаб инв. , гараж инв. , хранилища инв. №, комплексные овощехранилища инв. №, , склад КЭС инв. , склад инв. , склады НЗ инв. , склад СРМ инв. , караульное помещение инв. , контрольно-технический пункт инв. , здание ГСМ инв. , здание ГСМ инв. , баня инв. , ледник ; объекты недвижимого имущества военного городка а - хранилище инв. , которые расположены на территории войсковой части 21250-В; а так же возложить на ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ обязанность направить обращение в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ о необходимости оборудования системами автоматических пожарных сигнализаций и системами пожаротушения указанных объектов войсковой части.

В судебном заседании военного прокурора гарнизона Дровяная ФИО1 представил суду заявление об отказе от заявленных требований, предъявленных к ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны РФ, в связи с тем, что данный ответчик добровольно исполнил заявленные требования.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований к ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны РФ прекращено.

Представитель ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны РФ ФИО2 в судебном заседании не высказала возражений по иску к Министерству обороны РФ, пояснив, что в данное время ведется переписка со службами Министерства обороны РФ по поводу оборудования войсковой части системами оповещения пожарной сигнализации, свои действия по направлению соответствующего обращения Учреждение выполнило.

Министерство обороны Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела уведомлялось надлежащим образом, представитель в суд не явился, сведений об уважительности неявки не представил, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил.

В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Реализация прав владения и пользования имуществом также предполагает и исполнение обязанностей по содержанию данного имущества.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно пункту 71 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

Свод правил "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утв. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 175 вместе с Перечнем зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), устанавливает основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУП) и автоматическими установками пожарной сигнализации. Из данного нормативного документа следует, что здания, сооружения и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14 - 19, 26 - 29, 32 - 38 таблицы 3, подлежат оборудованию установками охранной и пожарной сигнализации, а так же данные объекты рекомендуется защищать охранно-пожарной сигнализацией.

Наряду с настоящим сводом правил необходимо руководствоваться стандартами, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности, предусмотренными статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и утвержденными в установленном порядке.

В силу статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, собственником объектов недвижимого имущества военного городка , расположенного по адресу: 672016, <адрес>, является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации. Указанное имущество передано на праве оперативного управления ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

В ходе проведенной военной прокуратурой гарнизона Дровяная проверки установлено нарушение закона в содержании данных объектов федеральной собственности в части из пожарной безопасности.

А именно, объекты недвижимого имущества военного городка : здание казармы инв. , столовая инв. , клуб инв. , медицинский пункт инв. , общежитие под штаб инв. , гараж инв. , хранилища инв. №, , комплексные овощехранилища инв. №, , склад КЭС инв. , склад инв. , склады НЗ инв. , склад СРМ инв. , караульное помещение инв. , контрольно-технический пункт инв. , здание ГСМ инв. , здание ГСМ инв. , баня инв. , ледник ; объекты недвижимого имущества военного городка а - хранилище инв. , которые расположены на территории войсковой части 21250-В в нарушение указанных выше требований закона не оборудованы системой обеспечения пожарной безопасности

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела актами общего весеннего (осеннего) осмотра объектов имущественного комплекса от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки организации и состоянии пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, составленного нештатным начальником противопожарной службы войсковой части 21250 и утвержденного командиром войсковой части 21250.

Данное нарушение является угрозой как для имущества, являющегося федеральной собственностью, так и для неопределенного круга лиц, находящихся на территории и вблизи данных объектов, которые при отсутствии системы оповещения пожарной безопасности в случае пожара могут стать причиной неблагоприятных последствий.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что на Министерство обороны РФ, как на собственник спорного комплекса недвижимого имущества войсковой части должна быть возложена обязанность по принятию мер к оборудованию системами автоматических пожарных сигнализаций и системами пожаротушений объектов войсковой части 21250-В.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования военного прокурора гарнизона Дровяная в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской принять меры к оборудованию системами автоматических пожарных сигнализаций и системами пожаротушений объектов войсковой части 21250-В, а именно объекты недвижимого имущества военного городка - здание казармы инв. , столовая инв. , клуб инв. , медицинский пункт инв. , общежитие под штаб инв. , гараж инв. , хранилища инв. №, , комплексные овощехранилища инв. №, 7, склад КЭС инв. , склад инв. , склады НЗ инв. , склад СРМ инв. , караульное помещение инв. , контрольно-технический пункт инв. , здание ГСМ инв. , здание ГСМ инв. , баня инв. , ледник ; объекты недвижимого имущества военного городка а - хранилище инв. , которые расположены по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Центральный районный суд г.Читы.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 августа 2018 года.

Судья: Павлова А.В.