ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3977/20 от 20.10.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-3977/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск 20 октября 2020 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Мальцевой Л.П.,

при секретаре судебного заседания Горшковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к некоммерческой организации «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» о признании обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт как у собственников квартиры с 08.08.2017, о возложении обязанности производить начисления с 08.08.2017,

установил:

истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с исковым заявлением к некоммерческой организации «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» о признании обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт как у собственников квартиры с ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности производить начисления с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований указали, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> на праве долевой собственности – по ? доли каждому принадлежит ФИО2, ФИО1, <данные изъяты>. Право собственности на квартиру зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Многоквартирный дом, в котором расположена квартира, строился таким образом, что в результате строительства стал продолжением ранее построенного (в 1989 году) многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> проживали в квартире расположенной в доме, который был введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, то есть после утверждения программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края. При этом построенный дом, в котором расположена наша квартира, стал частью многоквартирного <адрес>, поскольку построенный многоквартирный дом примыкал к указанному многоквартирному дому, введенному в эксплуатацию в 1989 году. В связи с этим построенный многоквартирный дом стал домом <адрес>. Поскольку дому присвоен почтовый адрес №<адрес> <адрес>, введенном в эксплуатацию в 1989 году, некоммерческая организация «Региональный оператор-фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» исходит из того, что поскольку указанный многоквартирный дом был включен в региональную программу капитального ремонта, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт наступила у собственников помещения через восемь месяцев после утверждения программы капитального ремонта, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, на дату утверждения региональной программы, многоквартирный дом, в котором расположена квартира, не введен в эксплуатацию: региональная программа утверждена ДД.ММ.ГГГГ, дом введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. при этом в последствии многоквартирный дом, в котором расположена квартира, не был включен в региональную программу отдельного от многоквартирного <адрес> (поскольку отдельного почтового адреса не имел и после введения в эксплуатацию стал домом <адрес> Истцы считают, что при таких обстоятельствам трехлетний срок, по истечении которого возникает обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт, следует исчислять с даты государственной регистрации права на квартиру, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что организация в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщила о своей принципиальной позиции о начале возникновения обязанности уплаты взносов на капитальный ремонт собственников помещений, расположенных в блок-секциях, введенных в эксплуатацию в разные периоды по многоквартирному дому <адрес>-не ранее возникновения права собственности на помещения в этих секциях. Просят признать, что у ФИО1, ФИО2 обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт как у собственников <адрес> возникла с ДД.ММ.ГГГГ. Возложить на некоммерческую организацию «Региональный оператор-фонд капитального ремонта многоквартирных домой в Хабаровском крае» обязанность в течении пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести начисление взносов на капитальный ремонт по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истцы не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом, согласно заявлению просят рассмотреть дело в их отсутствие. Также с заявлением в адрес суда направлены оригиналы документов, копии которых приложены к исковому заявлению.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о судебном заседании извещался надлежащим образом, в адрес суда поступили письменные возражения в которых представитель ответчика просил в иске отказать.

В соответствии со ст. 167 ГК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, неявка которых не является препятствием рассмотрению дела по существу.

Изучив материалы дела, возражения на исковое заявление, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: 1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; 3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; 4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации; 5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам; 6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет, и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений; 7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно частям 5, 7 указанной статьи региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

В силу ч 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

В силу ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

В соответствии с п.7 ст.170 Жилищного кодекса РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В соответствии со ст. 171 Жилищного кодекса РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 173 Жилищного кодекса РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ч. 1 ст. 181 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Хабаровского края от 24.07.2013 № 296 «О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края» краевая программа капитального ремонта (далее - краевая программа) формируется региональным оператором на основании заявок органов местного самоуправления муниципальных образований края.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: <адрес> на праве долевой собственности – по ? доли каждому, принадлежит ФИО2, ФИО1, <данные изъяты> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, истцы являются собственниками <адрес> расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ

Многоквартирный жилой дом, по адресу: <адрес> включен в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы, согласно Постановлению Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 №479-пр «Об утверждении Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы», опубликованной 31.12.2013 года.

Постановлением Администрации г. Комсомольска-на-Амуре № 1847-па от 30.05.2014 года «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов» принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного <адрес> на счете некоммерческой организации «Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае».

В соответствии с постановлением Администрации г. Комсомольска-на-Амуре № 2123 от 26.09.2018 года «О внесении изменений в постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 30.05.2014 года № 1847-па «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов» в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых Фонд капитального ремонта формируется на счете некоммерческой организации «Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» вошел адрес <адрес>.

В этой связи, в соответствии с ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, Региональным оператором по указанному многоквартирному дому предоставляются платежные документы по оплате взносов на капитальный ремонт.

Истцы, являясь собственниками квартиры по адресу: <адрес>, должны нести обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Данные взносы должны уплачиваться ими ежемесячно на основании платежных документов, представляемых Некоммерческой организацией «Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае».

В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 года № 479-пр «Об утверждении Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы», <адрес>, включен в региональную программу в целом, без выделения подъездов.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, был введен в эксплуатацию в 1989 году, то есть до утверждения региональной программы капитального ремонта.

Часть 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок начала уплаты взносов на капитальный ремонт только в отношении многоквартирных домов, в целом введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенных в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации.

Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (сведения о зарегистрированных правах) право собственности у истцов возникло на основании договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ

Из пояснений истца, изложенных в исковом заявлении следует, что <адрес> строилась на основании договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ. Построенный многоквартирный дом, примыкал, в ранее построенному в 1989 году дому <адрес>, квартира в указанном доме была построена и принята истцами по акту приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности истцов на жилое помещение по адресу: <адрес> возникло после утверждения Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы, достроенный блок в котором построена и квартира истцов, примыкающий к дому , не подлежит самостоятельному включению в программу капитального ремонта, на подъезд истцов распространяется общее правило о начале обязанности по уплате за капитальный ремонт, с учетом положений п. 5 ч. 2 ст. 153, ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса РФ.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, является одним целым объектом капитального строительства, которому присвоен один порядковый номер.

Следовательно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений, расположенных в этом же доме, принятых по акту приема-передачи жилого помещения, возникла не ранее возникновения права собственности на жилое помещение, то есть на основании п. 5 ч. 2 ст. 153, ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса РФ.

Согласно представленных истцами документов, право собственности на <адрес> спорном доме возникло ДД.ММ.ГГГГ, взносы на капитальный ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома начисляются с сентября 2014 года.

Таким образом, ответчик производит начисления взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ.

Доводы истцов об отсутствии обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт со ссылкой на то, что блок-секция, в которой расположена их квартира, не включена в программу капитального ремонта вследствие введения в эксплуатацию после принятия этой программы, основаны на неверном толковании норм права.

Из системного толкования положений ст. 48, ч.12 ст. 51, ч.16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, Приказа Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», следует, что разрешение на строительство и последующее разрешения на ввод объекта в эксплуатацию могут быть выданы на отдельный этап строительства (Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2007 № 59-Г07-10).

Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, к отдельному этапу строительства относит, в том числе, строительство части объекта капитального строительства.

Согласно п. 1.9. СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» многосекционные жилые дома, состоящие из четырех секций и более, могут приниматься в эксплуатацию отдельными секциями.

Часть 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» также предполагает возможность ввода в эксплуатацию в разное время отдельных блок-секций, как частей одного многоквартирного жилого дома.

Доказательств того, что блок-секция, в которой расположена квартира истцов, является самостоятельным многоквартирным домом, суду не представлено. Своего отдельного адреса эта блок-секция не имеет.

Ссылка истцов на ст. 6.2 Закона Хабаровского каря № 296 от 24.07.2013 «Об урегулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края», устанавливающую обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения краевой программы и включенном в краевую программу при ее актуализации, возникает по истечении трех лет с даты включения данного многоквартирного дома в краевую программу, является необоснованной, поскольку данная статья распространяет свое действие на многоквартирные дома, введенные в эксплуатацию после утверждения краевой программы, а многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию в 1989 году, то есть до утверждения региональной программы капитального ремонта.

По мнению суда, при определении времени возникновения у собственников помещений обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в случаях, когда многоквартирный дом вводится в эксплуатацию блок-секциями с различными сроками ввода, необходимо исходить из первоначального включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

Входящие в состав дома блок-секции в соответствии с Программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы, не включены в региональную программу отдельно. Капитальный ремонт части многоквартирного дома законодательством не предусмотрен.

Сам факт включения жилого дома в указанную программу истцами не оспаривается.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что начисление истцам взносов на капитальный ремонт является правомерным.

Поскольку действия Некоммерческой организации «Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» соответствуют требованиям закона, оснований для удовлетворения требований иска не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к некоммерческой организации «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» о признании обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт как у собственников квартиры с 08.08.2017, о возложении обязанности производить начисления с 08.08.2017 отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Мотивированное решение составлено 27.10.2020.

Судья Л.П. Мальцева

Копия верна

Судья:_____________________

(Л.П. Мальцева)

Секретарь судебного заседания

_______________(Горшкова Е.В.)

«____»_____________2020 г.

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2020-004748-32

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения подшит в дело № 2-3977/2020 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска