ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3978/2022 от 04.07.2022 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-3978/2022

66RS0003-01-2022-002947-21

Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2022 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 27 июня 2022 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре судебного заседания Альгиной В.Е.,с участием прокурора Шарапова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свердловского природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности установить и описать границы особо охраняемых природных территорий Свердловской области,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Кировский районный суд г. Екатеринбурга с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности установить и описать границы особо охраняемых природных территорий Свердловской области, в обоснование которого указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях установлено, что границы озера «Черное» с окружающими его лесами, Поташкинская дубрава, гора «Кашкабаш», скалы «Сорочьи», Малышевский естественный кедровник не установлены. Отсутствие установленных границ особо охраняемых природных территорий может повлечь причинение экологического ущерба указанным территориям. До настоящего времени ответчиком, как исполнительным органом власти Свердловской области, на который возложены обязательства по охране особо охраняемых природных территорий, сведения в орган кадастрового учета для внесения сведений не направлены, таких сведений в реестре не имеется. На основании изложенного проситобязать Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в двенадцатимесячный срок со дня вступления решения в законную силу установить и описать границы особо охраняемых природных территорий Свердловской области: озеро «Черное» с окружающими лесами, Поташкинская дубрава, гора «Кашкабаш», скалы «Сорочьи», Малышевский естественный кедровник, с указанием координат поворотных точек и отображением указанных границ на картографических материалах, предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения ограницах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для внесения сведений о границах перечисленных особо охраняемых природных территорий в Единый государственный реестр недвижимости.

В судебном заседании прокурор Шарапов В.А. поддержал доводы и требования искового заявления по заявленному предмету и основаниям, настаивал на его удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Ананьев С.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление, согласно которому ответчиком проводятся работы по установлению границ особо охраняемых природных территорий с целью недопущения случаев вовлечения земель, входящих в состав таких территории, в хозяйственный оборот и случае нарушения природоохранного законодательства. Полностью завершить работы по внесению сведений о границах в единый реестр планируется до конца 2024 года. В связи суказанным, просили установить срок исполнения решения судадо 31 декабря 2023 года.

При таких обстоятельствах, учитывая мнение прокурора, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке с учетом ходатайства представителя ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Федеральным законом от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 12 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

В силу ч. 3 ст. 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 35 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Из представленных суду доказательств следует, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено:

-согласно паспорту ООПТ скалы «Сорочьи» расположены в Сухоложском и Асбестовском участковом лесничестве, площадь территории составляет 1.5 га, охранные обязательства возложены на ГКУ СО «Сухоложское лесничество»;

-согласно паспорту ООПТ Поташкинская дубрава расположена вКрасноуфимском лесничестве, урочище АОЗТ «Поташкинское», квартал 14 вблизи д. Поташка, площадь территории составляет 7.4 га, охранные обязательства возложены на ГКУ СО «Красноуфимское лесничество»;

-согласно паспорту ООПТ озеро «Черное» с окружающим его лесами расположено в Сухоложском лесничестве, Малышевский участок, кв. 119, 132, площадь территории составляет 50 га, охранные обязательства возложены на ГКУ СО «Сухоложское лесничество»;

-согласно паспорту ООПТ Малышевский естественный кедровник расположен в Сухоложском лесничестве, Малышевский участок, кв. 29, площадь территории составляет 2.6 га, охранные обязательства возложены на ГКУ СО «Сухоложское лесничество»;

-согласно паспорту ООПТ гора «Кашкабаш» (Романов увал) расположена в Красноуфимском лесничестве, Артинское участковое лесничество, Артинский участок кв. 102, 103 в 2 км.от с. Курки, площадь территории составляет 630 га, охранные обязательства возложены на ГКУ СО «Красноуфимское лесничество».

Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2001 № 41-ПП «Об утверждении Перечней особо охраняемых природных территорий областного значения, расположенных в Свердловской области, и установлении режима особой охраны особо охраняемой природной территории областного значения категории «Лесной парк» (далее - Постановление № 41-ПП) образованы ООПТ озеро «Черное» с окружающими его лесами, Поташкинская дубрава, гора «Кашкабаш», скалы «Сорочьи», Малышевский естественный кедровник.

В отношении ООПТ озеро «Черное» с окружающим его лесами, скалы «Сорочьи», Поташкинская дубрава, Малышевский естественный кедровник, гора «Кашкабаш» (Романов увал) Постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.1999 № 1223 - ПП «Об усилении охраны государственных памятников природы областного значения» утверждены паспорт на государственный памятник природы областного значения и охранное обязательство на государственный памятник природы областного значения.

Исходя из положений ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и длякоторых установлен особый правовой режим.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

Согласно ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации в состав категории земель особо охраняемых территорий входят, в том числе земли особо охраняемых природных территорий.

В силу ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Как следует из ст. 4 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3 приказа Минприроды России от 19.03.2012 № 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» (далее - Порядок) государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является систематизированным сводом документированной информации об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

Пунктом 6 Порядка установлено, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природнозаповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Согласно п. п. 24, 25 Порядка к сведениям, необходимым для целей ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, относится описание границ ООПТ.

В силу ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество.

Частью 2 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органагосударственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, в нарушение указанных норм, границы озеро «Черное» с окружающим его лесами, скалы «Сорочьи», Поташкинская дубрава, Малышевский естественный кедровник, гора «Кашкабаш» (Романов увал) не установлены, не описаны.

Статьей 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» регламентирован режим особой охраны территорий памятников природы, в соответствии с которым на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Отсутствие описанных границ ООПТ озеро «Черное» с окружающим его лесами, скалы «Сорочьи», Поташкинская дубрава, Малышевский естественный кедровник, гора «Кашкабаш» (Романов увал), а также отсутствие их надлежащего кадастрового учета может повлечь причинение экологического ущерба ООПТ.

Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 № 832 - ПП «О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области» утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Положение).

Согласно п. п. 1, 2, 15 Положения Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в проведении на территории Свердловской области государственной политики в сфере особо охраняемых природных территорий. Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, осуществляет полномочия по обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий областного значения, ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий областного значения.

До настоящего времени Министерством, как исполнительным органом государственной власти Свердловской области, на который возложены обязательства по охране особо охраняемых природных территорий, сведения в орган кадастрового учета для внесения сведений об ООПТ озеро «Черное» с окружающим его лесами, скалы «Сорочьи», Поташкинская дубрава, Малышевский естественный кедровник, гора «Кашкабаш» (Романов увал) не направлены. Сведений о границах зоны с особыми условиями использования (особо охраняемой природной территории) в государственном кадастре недвижимости не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по установлению и описанию границы особо охраняемой природной территории Свердловской области озеро «Черное» с окружающим его лесами, скалы «Сорочьи», Поташкинская дубрава, Малышевский естественный кедровник, гора «Кашкабаш» (Романов увал) с указанием координат поворотных точек и отображением указанных границ на картографических материалах, предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для внесения сведений о границах перечисленных особо охраняемых природных территорий в Единый государственный реестр недвижимости.

Данные обстоятельства стороной ответчика в ходе судебного заседания не оспаривались, при этом представитель в отзыве указал, что работы ведутся и для их окончания необходимо время, просил суд предоставить ответчику срок для исполнения обязательства до 31 декабря 2023 года. Суд, с учетом того, что действия по исполнению решения Министерством будут выполняться в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», полагает возможным определить срок исполнения обязанности до 31 декабря 2023 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Свердловского природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности установить и описать границы особо охраняемых природных территорий Свердловской областиудовлетворить.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок до 31 декабря 2023 годаустановить и описать границы особо охраняемых природных территорий Свердловской области: озеро «Черное» с окружающими лесами, Поташкинская дубрава, гора «Кашкабаш», скалы «Сорочьи», Малышевский естественный кедровник, с указанием координат поворотных точек и отображением указанных границ на картографических материалах, предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для внесения сведений о границах перечисленных особо охраняемых природных территорий в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья А.В. Войт