ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3979/2022 от 22.06.2022 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-3979/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 22 июня 2022 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,

при секретаре Семенюк С.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности оказать содействие в истребовании справок о заработной плате, рассчитать страховую часть пенсии с учетом вновь полученных справок о заработной плате с момента выхода на пенсию и произвести доплату за весь период выплаты страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области) о возложении обязанности оказать содействие в истребовании справок о заработной плате за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, рассчитать страховую часть пенсии с учетом вновь полученных справок о заработной плате с момента выхода на пенсию и произвести доплату за весь период выплаты страховой пенсии по старости (с учетом уточненного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 154).

В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена пенсия по старости. С размером назначенной пенсии не согласна. С момента назначения страховой пенсии по старости ответчик не направлял запросы об истребовании справок о заработной плате, произвел расчет только по имеющимся в пенсионном деле документам, что существенно повлияло на размер назначенной пенсии.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, будучи извещена о времени и месте его проведения, просила о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области - ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, указанным в письменном отзыве.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания, но не явившегося в судебное заседание.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2011 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по достижении возраста 55 лет. При обращении за назначением пенсии с заявлением о назначении пенсии, истцом были предоставлены документы о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, в материалах пенсионного дела в заявлении о назначении пенсии имеется отметка о уведомлении о том, что отношение по заработной плате имеет не максимальное значение. Дополнительные документы о заработке в пенсионном деле отсутствуют.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Пенсионное обеспечение граждан с 01 января 2015 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.

До 31 декабря 2018 года частью статьи 8 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» было предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

С 01 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», на основании которого внесены изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», касающиеся увеличения пенсионного возраста.

Размер трудовой пенсии рассчитывается индивидуально и зависит от нескольких факторов одновременно, в том числе и от уровня среднемесячного заработка.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ со дня вступления в его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В частности, в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ продолжают применяться нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части, ему не противоречащей.

В силу положений, закрепленных в ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», расчетный размер пенсии при конвертации в расчетный пенсионный капитал определяется на основании среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности на основании документов, выданных в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Во всех случаях при определении расчетного размера трудовой пенсии застрахованному лицу учитывается среднемесячный заработок либо за 2000 - 2001 годы, подтвержденный сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Таким образом, законодателем предусмотрено два варианта определения и подтверждения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года. В первом случае, среднемесячный заработок за два года, а именно за 2000 - 2001 годы, подтверждается сведениями, содержащимися в информационной базе Пенсионного фонда России, данными индивидуального (персонифицированного) учета, во втором случае, при выборе заработка за любые пять лет подряд до 1 января 2002 года во внимание принимаются документы, выданные работодателями или государственными органами.

В том случае, если среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период также подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными органами.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

На основании ст. 30.3 указанного Федерального закона лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

В соответствии с п. 52 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н в случае, если до поступления документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявитель представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации рассматривает заявление о перерасчете размера пенсии с учетом документов, представленных заявителем по собственной инициативе, в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта.

В качестве документов, подтверждающих трудовой стаж и заработок могут приниматься справки, выданные компетентными органами.

В силу положений ч. 8 ст. 21 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

В силу Указаний Минсоцзащиты РФ от 20 августа 1992 года № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», Министерство социальной защиты населения Российской Федерации направляет новую форму справки о заработке для рекомендации ее всем предприятиям, учреждениям, организациям.

При этом предприятиям, организациям, учреждениям следует разъяснить, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.

Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы.

Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.

В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.

Как следует из материалов дела, с целью оказания содействия истцу в получении документов о среднемесячном заработке для последующего возможного перерасчета пенсии в сторону увеличения, УПРФ в Металлургическом районе г.Челябинска были направлены запросы об истребовании сведений о заработной плате за периоды заявленные в исковом заявлении работы истца, при этом пенсионное дело истца ответов на запросы не содержит.

Как следует из пояснений представителя ОПФР по Челябинской области, запросы о всех периодах работы истца направлены ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени ответы не поступили. ДД.ММ.ГГГГ был направлен ответ истцу с подробным расчетом пенсии. При этом, ФИО1 не обращалась с заявлением о перерасчете пенсии и новые справки о заработной плате не предоставляла, однако данная обязанность возложена на заявителя. При направлении заявления о предоставлении расчета, истец представила справки о стаже, которые уже были учтены при назначении пенсии. ФИО1 заявляет требования, которые законом не предусмотрены, у ОПФР по Челябинской области нет обязанности предоставлять документы, ОПФР по Челябинской области можем только оказать содействие в сборе документов, вся обязанность по предоставлению документов лежит на заявителе.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при рассмотрении обращения истца о перерасчете пенсии, ответчик оказал возложенную законом обязанность по содействию в сборе документов, подтверждающих размер заработной платы, ответы на запросы пенсионного органа не поступили, истцом доказательств того, что он сам запрашивал самостоятельно справки о заработной плате за указанные в исковом заявлении периоды, не представлено, кроме того, из материалов пенсионного дела следует, что в архиве нет сведений в отношении организаций за спорные периоды, в связи с чем, не имеется правовых оснований возлагать на ответчика обязанность оказать содействие в истребовании справок о заработной плате.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Согласно ч.2 той же статьи заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Таким образом, перерасчет размера страховой пенсии осуществляется в установленном законом порядке при наличии оснований для такого перерасчета, подтвержденных документально при наличии обращения пенсионера с таким заявлением.

Принимая во внимание тот факт, что с заявлением о перерасчете размера пенсии в установленном законом порядке с представлением необходимых документов истец в ОПФР по Челябинской области не обращался, доказательств иного истцом не представлено, материалы дела не содержат, как и не подтверждено ответчиком, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности рассчитать страховую часть пенсии с учетом вновь полученных справок о заработной плате с момента выхода на пенсию и произвести доплату за весь период выплаты страховой пенсии по старости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности оказать содействие в истребовании справок о заработной плате, рассчитать страховую часть пенсии с учетом вновь полученных справок о заработной плате с момента выхода на пенсию и произвести доплату за весь период выплаты страховой пенсии по старости отказать.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: п/п Ю.Н. Резниченко

Мотивированное решение составлено 30 июня 2022 года.

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко

Помощник судьи: Т.С. Шалупова

2-3979/2022

74RS0002-01-2022-002318-15

Центральный районный суд г. Челябинска