ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-397/1 от 16.09.2013 Красногорского районного суда (Брянская область)

Дело 2-397/1(2013)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2013 года п.г.т. Красная Гора

Красногорский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Пожарицкой Г.В.,

при секретаре Запецкой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Администрации Красногорского района Брянской области об оспаривании действий органа власти,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Красногорский районный суд Брянской области с заявлением к Администрации Красногорского района Брянской области об оспаривании действий органа власти.

В обоснование своих требований ФИО1 указал, что 09.04.2013 года в отдел занятости Красногорского района им было подано заявление о предоставлении ему государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан. Порядок предоставления указанной государственной услуги установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16 июня 2008 года № 281 н. Работники отдела занятости обязали его принять участие в комиссии «по выдаче субсидии на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан», состоявшейся 21.05.2013 года. После, 22.05.2013 года ему был предоставлен протокол заседания комиссии (протокол №2 от 21.05.2013 года), и позднее, копии нормативно-правовых актов, регламентирующих работу указанной комиссии (в ответ на запрос от 22.05.2013 года). Комиссия проводилась Администрацией Красногорского района Брянской области, что следует из указанного выше протокола. В ходе работы комиссии были допущены многочисленные нарушения, а именно: в протоколе указано, что он обратился с заявлением о предоставлении финансовой помощи (субсидии) на организацию предпринимательской деятельности. Такого заявления не подавал ни в администрацию, ни куда-нибудь ещё. Как выше сказано, в комиссии участвовать его обязали работники центра занятости Красногорского района. В предоставленном ему Порядке деятельности комиссии по предоставлению безработному гражданину безвозмездной субсидии, утвержденным Распоряжением администрации Красногорского района Брянской области от 26.01.2010 №25-р-2 (Порядок), в пункте 1 указано, что комиссия создана «с целью проведения экспертизы предоставленных безработными гражданами технико-экономических обоснований проектов (бизнес-планов) и вынесения решения об их соответствии основным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию, а также соответствии видам деятельности, которые являются приоритетными на территории Красногорского района» Однако, в предоставленном ему протоколе указано, что целью комиссии является «Выдача субсидий на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан». В решении, пункт 2 «Предоставить безвозмездную субсидию на организацию предпринимательской деятельности безработному ФИО2 в размере 60, 00 тысяч рублей», «В отношении ФИО1 отказать в выдаче субсидии». То есть, комиссия, несмотря на полномочия, указанные в Порядке деятельности комиссии, выносит решение предоставить или не предоставить безвозмездную субсидию, что явно превышает её полномочия.

Указанная комиссия создана «с целью проведения экспертизы предоставленных безработными гражданами технико-экономических обоснований проектов (бизнес-планов) и вынесения решения об их соответствии основным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию». И в пункте 1 решения сказано: «Признать технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-плана) соответствующим основным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию». Однако не существует нормативно-правового акта, устанавливающего указанные основные требования, то есть указанная деятельность комиссии незаконна. Далее, в Порядке указано, что комиссия создана «с целью проведения экспертизы предоставленных безработными гражданами технико-экономических обоснований проектов (бизнес-планов) и вынесения решения об их соответствии основным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию, а также соответствии видам деятельности, которые являются приоритетными на территории Красногорского района» и, в протоколе, в пункте 1 решения «Придать технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-плана).. . являющимся приоритетным видом деятельности на территории Красногорского района». В ответ на его запрос от 22.05.2013 года в Администрацию Красногорского района о предоставлении нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность рассматриваемой комиссии, ему был предоставлено, в том числе Постановление Администрации Красногорского района Брянской области №105 от 16.03.2011 года, в пункте 1 которого сказано: «Утвердить перечень приоритетных видов самозанятости безработных граждан района в 2011 году согласно приложению №1».Постановление устанавливает перечень приоритетных видов деятельности на 2011 год, однако его применяют и к 2013 году, что незаконно и не допустимо. Комиссия в своей работе руководствовалась нормативно-правовым актом, не применимым к данной ситуации.

В предоставленном ему Порядке деятельности комиссии, в пункте 3 указаны нормативно-правовые акты, на основании которых осуществляется деятельность указанной комиссии. Указанное в пункте 3 Положение о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, утвержденное Постановлением администрации Брянской области от 22 декабря 2009 года № 1400, не существует. Программа реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области (2010 год), утвержденная Постановлением администрации области (возможно имеется в виду Постановление администрации Брянской области от 22 декабря 2009 года № 1400), регулирует отношения по реализации указанных дополнительных мероприятий в 2010 голу, но не в 2013 году. Само же Постановление администрации Брянской области от 22 декабря 2009 года № 1400 утратило силу в связи с изданием Постановления администрации Брянской области от 19.01.2011 года № 19. Указанный в пункте 3 Порядка Административный регламент предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 16 июня 2008 года № 281н, не содержит положений о рассматриваемой комиссии, соответственно не дает ей никаких полномочий по реализации государственной услуги. Более того, Административный регламент прямо указывает на органы государственной власти (государственные организации), предоставляющие государственную услугу. В Брянской области это Служба занятости по Брянской области, в Красногорском районе ГКУ «Центр занятости населения Красногорского района» (приложение 1 и 2 к Административному регламенту предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 16 июня 2008 года № 281 н).

В судебном заседании истец требования уточнил и просил суд признать решение комиссии от 21 мая 2013 года и протокол № 2 от 21 мая 2013 года незаконными и отменить в части отказа ему в предоставлении субсидии по основаниям указанным в исковом заявлении. Дополнительно в судебном заседании пояснил суду, что в указанных документах отсутствуют какие-либо основания для отказа в предоставлении ему субсидии. Никаких заявлений о предоставлении ему такой государственной услуги он не писал. Им было оформлено лишь стандартное заявление в ГКУ «Центр занятости населения Красногорского района», а не в комиссии Администрации Красногорского района Брянской области. Считает, что оформление стандартного заявление не может быть основанием для участия его в конкурсе по предоставлению субсидии.

Представитель Администрация Красногорского района Брянской области в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство о рассмотрении заявления ФИО1 без его участия.

Представитель заинтересованного лица ГКУ «ЦЗН Красногорского района» -ФИО3 в судебном заседании пояснил суду, что ФИО1 признан безработным в марте 2013 года. В соответствии с Законом РФ « О занятости населения в Российской Федерации» ему были оказаны следующие услуги: государственная услуга по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения, пробное тестирование, произведены выплаты пособия по безработице, даны рекомендации по подготовке бизнес-плана, оказаны и другие услуги, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации. Просил в удовлетворении требований истца отказать, так как комиссия по выдаче субсидий безработным гражданам действует в соответствии с нормативно-правовыми актами, утверждёнными Правительством РФ, Администрацией Брянской области и Администрацией Красногорского района. Принимая решение об отказе в выдаче истцу безвозмездной субсидии, комиссия действовала правомерно, в пределах предоставленных ей полномочий.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО4 суду пояснил, что он является председателем комиссии по предоставлению безработному гражданину безвозмездной субсидии, созданной Распоряжением администрации Красногорского района Брянской области от 20 мая 2013 года. В мае 2013 года комиссией было принято решение об отказе ФИО1 в выдаче безвозмездной субсидии, поскольку приоритетным видом деятельности на территории района было признано предоставление посреднических услуг при оценке жилья и нежилого недвижимого имущества ФИО2. Решение было принято большинством голосов.

В соответствии со ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица Администрации Красногорского района Брянской области.

Выслушав доводы заявителя, представителя заинтересованного лица, свидетеля ФИО4, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу требований ст.ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие(бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из содержания ст. 255 ГПК РФ следует, что к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия(бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из положений ч.3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право … на защиту от безработицы.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Судом установлено, что ФИО1 приказом ГКУ « Центр занятости населения Красногорского <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ДТ/13 признан безработным в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « О занятости населения в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ и снят с учета в качестве безработного на основании приказа ГКУ «Центр занятости населения Красногорского <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ДЯ/ 13.

В силу пп.8 п.1 ст. 7.1-1. Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в том числе, оказание государственной услуги содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

В соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №281н от 16.06.2008 г., органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, организуют, обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных учреждений службы занятости населения по предоставлению государственной услуги. Центры занятости населения предоставляют безработным гражданам государственную услугу на территории соответствующих муниципальных образований.

Согласно п.п. 23.1, 24 Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №281н от 16.06.2008 г., документами, необходимыми для получения безработными гражданами государственной услуги, являются: заявление-анкета. Заявление-анкета заполняется безработным гражданином разборчиво от руки, на русском языке. При заполнении заявления-анкеты не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. Заявление-анкета заверяется личной подписью безработного гражданина.

Постановлением Администрации Брянской области от 30.12.2011 года №1270 в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 « О занятости населения в Российской Федерации» утвержден Порядок содействия самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Согласно п. 4.2 указанного Порядка содействия самозанятости безработных граждан... документами, необходимыми для получения единовременной финансовой помощи и (или) финансовой помощи является также заявление-анкета о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан. Также в пп. 5.1, 5.2 данного Порядка установлено, что центры занятости населения рассматривают технико-экономическое обоснование проектов (бизнес-планов) и подтверждают их соответствие основным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию. Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) безработному гражданину единовременной финансовой помощи принимается комиссией (комитетом), сформированной(ым) органами местного самоуправления в каждом муниципальном районе (городском округе), с обязательным участием представителя органов службы занятости населения.

Из заявления-анкеты от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 как безработный гражданин просит предоставить государственную услугу по содействию самозанятости в связи с желанием заняться индивидуальной трудовой деятельностью. Указанное заявление заверено подписью ФИО1. Факт написания такого заявлении не отрицает и сам заявитель. При таких обстоятельствах ссылка заявителя, что никаких заявлений на участие в комиссии по предоставлению субсидий им не подавалось, не состоятельны.

Согласно п.п. 28 и 29 указанного выше Административного регламента получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой. На основании личного письменного заявления безработный гражданин вправе отказаться от предложения работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги. В случае отказа безработного гражданина от предложения работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги она может быть предоставлена на основании заявления-анкеты, представленного безработным гражданином в центр занятости населения после отказа.

Однако, по делу не установлено, что ФИО1 отказывался от предоставления ему государственной услуги. Каких-либо сведений ФИО1, свидетельствующих о его отказе от предоставления государственной услуги, суду не представлено.

Суд также не может согласиться с доводами заявителя в части отсутствия оснований для отказа в предоставлении ему безвозмездной субсидии по следующим основаниям:

В силу п. 25 ст.15 Закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству. Аналогичные положения содержатся в п.29 ст. 9 Устава Красногорского района Брянской области.

Распоряжениями администрации Красногорского района Брянской области №104-р1, 106-р от 20.05.2013 года утвержден порядок деятельности комиссии по предоставлению безработному гражданину безвозмездной субсидии и создана комиссия по предоставлению безработному гражданину безвозмездной субсидии.

Из пунктов 14 и 15 названного порядка решение о предоставлении (отказе в предоставлении) безработному гражданину единовременной финансовой помощи принимается комиссией, сформированной администрацией Красногорского района. Решение комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих, при равенстве голосов правом решающего голоса обладает председатель комиссии. Решение комиссии оформляется протоколом, протокол заседания оформляется секретарем и подписывается членами Комиссии.

В протоколе №2 от 21.05.2013 года заседания комиссии по выдаче субсидий на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан зафиксировано участие в работе комиссии 6 её членов из 7, указанных в Распоряжении администрации Красногорского района Брянской области от 20 мая 2013 года № 106-р. Решения комиссии принято большинством голосов от присутствующих, при этом за решение в отказе выдать безвозмездную субсидию ФИО1 проголосовали 5 членов комиссии. Протокол подписан заместителем главы администрации ФИО5, одновременно являющимся председателем комиссии и всеми членами комиссии. Согласно решения комиссии при рассмотрении заявлений ФИО2 и ФИО1 о предоставлении финансовой помощи (субсидии) на организацию предпринимательской деятельности технико-экономическое обоснование проекта ФИО2 признано приоритетным видом деятельности на территории Красногорского района и комиссия приняла решение предоставить ФИО2 безвозмездную субсидию в размере 60,00 тыс. рублей на организацию предпринимательской деятельности, в отношении ФИО1 принято решение отказать в выдаче безвозмездной субсидии.

Отказывая ФИО1 в выдаче субсидии, комиссия действовала в рамках предоставленных данному органу полномочий. В силу выше изложенных обстоятельств, суд не находит признаков нарушения каких -либо прав заявителя ФИО1 по настоящему делу. Следовательно, оснований для удовлетворения его требований о признании решения комиссии по выдаче субсидий на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан от 21 мая 2013 года в части отказа ему в выдаче безвозмездной субсидии не имеется.

Доводы заявителя об отсутствии оснований для отказа в предоставлении ему субсидии направлены на переоценку выводов, сделанных в оспариваемых актах, с точки зрения целесообразности принятого комиссией решения, что суд делать не вправе, как на то указано в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

В силу ч.4ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение месяца через Красногорский районный суд со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Г.В.Пожарицкая