ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-397/13 от 26.06.2013 Вичугского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-397/2013.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2013 года город Вичуга

Вичугский городской суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Сизовой И.Ю.

при секретаре Мокровой М.А.,

с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО2, действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе Ивановской области ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и о включении периода работы в специальный стаж,

У С Т А Н О В И Л :

Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе ФИО1 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия необходимого специального стажа.

ФИО1 с решением не согласна и обратилась в Вичугский городской суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе о признании права на пенсию.

Заявление мотивировано тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала учителем средней школы г. Таллинн Эстонской ССР. После распада СССР она приехала в РФ, продолжала работать учителем в Старовичугской средней школе. ДД.ММ.ГГГГ Управление ПФ отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа работы. Указанный период работы в Эстонской ССР не включен в специальный стаж, согласно п.3 ст. 5 Договора от 14.07.2011 года между РФ и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, который предусматривает, что если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях договаривающихся сторон, суммируется как общий стаж. Полагает, что если человек работал по любой специальности, указанной в ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то в соответствии с указанным пунктом Договора, стаж, заработанный в Эстонии, будет считаться как стаж, дающий льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. Просит включить ей в специальный стаж указанный период работы, признав решение УПФ РФ в отказе в назначении пенсии по п.19 ст.27 ФЗ незаконным.

В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержала.

Представитель истца ФИО2 иск поддержал, суду пояснил, что отказ в назначении досрочной трудовой пенсии ФИО1 основан на неправильной трактовке и неправильном применении договора РФ и Эстонской Республики. Договор обратной силы не имеет. Работая в эстонской школе в спорный период, истец приобрела право на пенсию по правовым актам, действующим на территории СССР. Конституция в Эстонской Республике принята 28.06.1992 года. До 04.08.1992 года закона о пенсионном обеспечении граждан не было, граждане Эстонии пользовались правом на пенсионное обеспечение по советским законам. На основании Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-п и п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года №30 стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты). Также необходимо применять Постановление Совмина СССР №1397 от 17.12.1956 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работников просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1992 года № 463 о пенсионном обеспечении данных работников. Право на получение пенсии согласно договору приобретут граждане России и Эстонии, зарабатывающие право на пенсионное обеспечение после вступления договора в силу.

Представитель ответчика ФИО3 возражала против иска, суду пояснила, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.С 16 октября 2011 года действует Договор между Российской Федерацией иЭстонской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 14.07.2011 года, который основан на пропорциональном принципе. Пункт 3 статьи 5 Договора от 14.07.2011 не предусматривает возможности суммирования специального стажа, этот стаж суммируется как общий. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у истца может возникнуть при условии выработки на территории Российской Федерации 25-летнего педагогического стажа. Согласно внутреннему законодательству Российской Федерации при назначении пенсии гражданам, прибывшим из государств, не являющихся участниками соглашения СНГ от 13.03.1992 года, в том числе из Эстонии, учитывался трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 01.12.1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками соглашения от 13.03.1992 года, засчитывается в общий трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст. 98 Закона РСФСР от 20.11.1990 года «О государственный пенсиях в Российской Федерации». Указанного стажа работы у ФИО1 нет. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, заслушав истца, его представителя, возражения представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Судом установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем средней школы №14 г. Таллин Эстонской ССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем Старовичугской средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учителем МОУ Старовичугская средняя общеобразовательная школа, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учителем МОУ Старовичугская средняя общеобразовательная школа им. Г.В. Писарева, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает учителем МБОУ Старовичугская средняя общеобразовательная школа им. Г.В. Писарева.

Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в УПФ РФ (государственное учреждение) в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе Ивановской <адрес> в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.

По мнению комиссии, специальный стаж составил 20 год 2 месяца 11 дней при требуемом стаже 25 лет.

В специальный стаж не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем средней школы г. Таллинн Эстонской ССР на основании п.3 ст. 5 Договора между РФ и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения. По мнению УПФ РФ, право на досрочное назначение пенсии по старости может возникнуть при условии выработки специального стажа либо только на территории РФ, либо только на территории Эстонии.

Истцом часть стажа выработана на территории Российской Федерации, часть - на территории Эстонской Республики.

В соответствии со ст.7 ФЗ № 173-ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет трудового стажа.

Досрочная трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Часть 2 ст. 1 Закона РСФСР от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» (утратил силу с 01.01.2002 года) и пункт 2 статьи 1 «О трудовых пенсиях в РФ» содержат норму, согласно которой пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В 1993 году было заключено Соглашение между Правительством Эстонской Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения. В 2003 году это Соглашение было ратифицировано Эстонской Республикой, в ноябре 2006 года- Государственной Думой России. Обмен ратификационными грамотами состоялся только через год - 16 октября 2007 года. Именно с этого момента Соглашение вступило в силу.

Соглашение было основано на территориальном принципе, т.е. где проживает гражданин, там и пользуется правом на назначение пенсии, независимо, на какой территории из государств он выработал специальный стаж, который при определенных условиях учитывается для установления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

На момент обращения истца с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, занимавшемуся в течение 25 лет педагогической деятельностью, действует заключенный между РФ и Эстонской Республикой Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (подписан в Таллинне 14.07.2011 года).

Он распространяется на лиц, проживающих на территории Российской Федерации и Эстонской Республики и являющихся их гражданами или лицами без гражданства. С принятием данного Договора Соглашение утратило силу.

Договор базируется на принципе пропорциональности. В основу положений Договора (ст.ст. 5,6) заложено полное распределение ответственности за периоды стажа, приобретенные на территории Договаривающихся сторон. За периоды стажа, приобретенные на территориях сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР, Эстония учитывает стаж, полученный в ЭССР, Россия - стаж, заработанный на территории РФ. Каждая из сторон исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Договор предусматривает пропорциональное пенсионное обеспечение лица каждой из сторон из своего бюджета исходя из величины пенсионных прав, приобретенных на ее территории.

Право на пенсию может возникать в результате суммирования пенсионных стажей, накопленных в обеих странах, но при условиях: стаж, полученный на территории обеих сторон, учитывается при условии, что эти периоды не перекрывают один другой; стаж по выслуге лет, льготный и специальный стажи суммируются только в качестве общего стажа; каждое государство платит только за «свой» пенсионный стаж (ст.ст. 5 и 6 Договора).

Согласно Венской Конвенции о праве международных договоров каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.

Следовательно, при определении права ФИО1 на досрочное назначение трудовой пенсии по старости российская сторона обязана учитывать положения Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 года, в том числе и положения п.3 ст. 5, указывающие на то, что если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности или в определенных условиях на территории одной стороны, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся сторон, суммируется только как общий стаж. Указанное разъяснение содержится и в п.п. 5, 8 Постановлении Пленума Верховного суда от 10.10.2003 года о применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Указанный период может конвертироваться российской стороной только как общий пенсионный стаж для определения права истца на назначение трудовой пенсии на общих основаниях.

При изложенных обстоятельствах стаж, заработанный ФИО1 на территории Эстонии, обоснованно не засчитан УПФ РФ (государственным учреждением) в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе как специальный стаж.

Утверждения истца о том, что по истечении 25 лет занятия педагогической деятельностью она имеет право на назначение трудовой пенсии на льготных основаниях, ошибочны и основаны на неправильном толковании закона.

Судом проверялся довод представителя истца о том, что у ФИО1 возникло право на назначение трудовой пенсии по старости (19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») по пенсионному законодательству РФ.

В пенсионном законодательстве о трудовых пенсиях упоминается три вида стажа: страховой стаж, специальный стаж, общий трудовой стаж.

Списки соответствующих работ, должностей, профессий, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, и Правил исчисления периодов работы и указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала учителем Старовичугской средней общеобразовательной школы, наименование которой в течение этих лет неоднократно изменялось, что подтверждается записями в трудовой книжке.

Согласно п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 463 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067, и пунктом 5 данного постановления, с 1.09.2000 года работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным указанным Постановлением Правительства РФ, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Поэтому в соответствии с требованиями закона УП РФ обоснованно включило в специальный стаж ФИО1 указанный период, который составил 20 лет 2 месяца 11 дней.

Действительно, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Согласно внутреннему законодательству РФ- Распоряжению Правления ПФ РФ от 22.06.2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств- республик бывшего СССР» при назначении пенсий гражданам, прибывшим из государств, не являющихся участниками Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года (в том числе Эстонии), учитывается страховой (фактическая трудовая деятельность) трудовой стаж, приобретенный не территории бывшего СССР за время до 01.12.1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, после указанной даты засчитывается в порядке, предусмотренном ст.98Закона РСФСР от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Из этой статьи следует, что работа за границей после 01.12.1991 года включается в общий трудовой стаж, если не менее 2\3 его требуемой продолжительности (16,7 лет из 25) приходится на работу в СССР. У ФИО1 этот период составляет 4 года 11 мес. 4 дня (эстонский стаж).

В соответствии с Временной инструкцией от 31.05.1991 года №102 «О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ (в том числе Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж в РСФСР до 01.01.1991 года. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Сведений об уплате страховых взносов за ФИО1 суду не представлено.

В Приложении 1 к распоряжению Правления ПФР от 22.06.2004 года указано, что основополагающими актами, устанавливающими с 1 января 2002 года условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).

Таким образом, по правилам внутреннего российского законодательства указанные периоды не могли засчитываться в страховой, а также в льготный стаж. И только с заключением международного Договора от 14.07.2011 года появилась возможность зачесть указанный стаж работы, но только для учета права на трудовую пенсию по старости на общих основаниях. При назначении досрочной трудовой пенсии по российскому законодательству специальный стаж работы приобретенный на территории ЭССР (и Эстонской Республики) к специальному стажу, приобретенному на территории России (и РСФСР), не суммируется. Данный стаж подлежит суммированию только как страховой стаж и общий трудовой стаж (ч.3 ст. 5 Договора).

Следовательно, с заключением указанного Договора не происходит отмена мер социального обеспечения граждан без равноценной замены и не снижается уровень их пенсионного обеспечения, не отменяются и не умаляются права и свободы граждан в сфере пенсионного обеспечения. Только размер пенсии вычисляется пропорционально - каждое из государств выплачивает пенсию на основании полученного на его территории пенсионного стажа. Для получения пенсии из другого государства необходимо, чтобы лицо накопило в этом государстве пенсионный стаж не менее 1 года.

В соответствии со статьей 13 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ подсчет страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с Соглашением, УПФ РФ направил в Эстонскую Республику соответствующий формуляр о стаже, приобретенном на ее территории.

У истца не возникло права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 на основании российского законодательства и при условии зачета стажа работы в ЭССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий стаж, поскольку не выработан требуемый специальный стаж.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж для назначения пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья И.Ю. Сизова.