ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-397/16 от 31.12.2016 Волосовского районного суда (Ленинградская область)

Дело № 2-397/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волосово 13 апреля 2016 года

Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:

судьи Павлова И. В.,

при секретаре Орловской П. Н.,

с участием:

помощника прокурора Волосовского района Ленинградской области Александрова Е. В.,

представителя ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18» - ФИО6 действующего по доверенности от 11.04.2016, выданной сроком до 31.12.2016 г. без права передоверия другим лицам,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волосовского района Ленинградской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 18» об обязании разработать на интернет-сайте версию для слабовидящих,

установил:

18 марта 2016 года прокурор Волосовского района обратился в Волосовский районный суд Ленинградской области с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад № 18» о признании бездействия МДОУ «Детский сад № 18» незаконным в части не обеспечения доступности интернет-сайта для слабовидящих и обязании в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, привести сайт <данные изъяты> в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта МДОУ «Детский сад № 18» для слабовидящих.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Прокуратурой Волосовского района в декабре 2015 года проведен мониторинг сайтов образовательных организаций с целью проверки исполнения требований федерального законодательства об образовании и законодательства о социальной защите инвалидов. Проведенной проверкой установлено, что МДОУ «Детский сад № 18» организовано использование сети «Интернет» в рамках образовательного процесса путем создания и обеспечения деятельности официального сайта, размещенного по адресу: <данные изъяты>

В ходе проверки электронных страниц сайта установлено, что МДОУ «Детский сад № 18» не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации образовательной организации в части предоставления возможности масштабирования шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих) в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, сайт МДОУ «Детский сад № 18» версии для слабовидящих не имеет, гиперссылка для перехода на нее отсутствует, что нарушает Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования в полном объеме. Просил признать бездействие МДОУ «Детский сад № 18» незаконным, в части не обеспечения доступности интернет-сайта для слабовидящих и обязать МДОУ «Детский сад № 18» в течении одного месяца с момента вступления решения суда в силу, привести сайт <данные изъяты> в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки, для перехода на версию сайта МДОУ «Детский сад № 18» для слабовидящих.

Представитель ответчика МДОУ «Детский сад № 18» ФИО6 заявленные исковые требования не признал. Имеются возражения относительно исковых требований (л. д. 19-21). В судебном заседании пояснил, что нет нормы права, которая обязывала бы образовательное учреждение иметь в наличии сайт с версией для слабовидящих. В связи с этим требования прокурора являются необоснованными. Механизм, который прописывает законодатель по проведению данных мероприятий изложен в приказе Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». В приказе прописывается весь комплекс предоставляемых услуг, поэтому выносить отдельно требования к сайту образовательного учреждения неправомерно.

Суд, выслушав пояснения прокурора Волосовского района Ленинградской области, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, представителя ответчика МДОУ «Детский сад № 18», изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от 03.05.2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принятым Государственной Думой 25.04.2012 года, ратифицирована Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, подписанная от имени Российской Федерации в городе Нью-Йорке 24 сентября 2008 года.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно - коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на информационные, коммуникационные и другие службы.

Как следует из ч. 2 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов государства -участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации, поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм наряду с другими, создают условия инвалидам для беспрепятственного пользования, в том числе и средствами связи и информации.

Из ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» следует, что основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией.

Согласно приказа Минкомсвязи России от 30.11.2015 № 483 «Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет» (Зарегистрированного в Минюсте России 01.02.2016 № 40905) органы государственной власти и местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее - версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 настоящего Порядка, а так же органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют визуальное оформление вкладки перехода на версию для инвалидов по зрению, учитывая при этом необходимость дублирования такого визуального оформления контрастным, легко читаемым текстом.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности», постановлено: Федеральным органам исполнительной власти разработать планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, и утвердить их в срок, обеспечивающий реализацию соответствующих мероприятий начиная с 1 января 2016 г.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 года № 1789-ст «Об утверждении национального стандарта» утвержден и введен в действие ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».

Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 52872-2012, доступность интернет -ресурсов для инвалидов по зрению - это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.

Как следует из ч. 4 ГОСТ Р 52872-2012 при разработке интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться основных принципов: воспринимаемость, управляемость, понятность, надёжность.

В соответствии с п. 4.5 ГОСТ Р 52872-2012 для полноценного доступа инвалидов по зрению к интернет-ресурсам информация должна быть представлена в виде текста.

Согласно акту проверки сайта МДОУ «Детский сад № 18» от 18.12.2015 года, в ходе изучения помощником прокурора Волосовского района Ленинградской области электронных страниц официального сайта МДОУ «Детский сад № 18» в сети интернет, установлено, что версии для слабовидящих сайт не имеет, гиперссылка для перехода на него отсутствует, т. е. беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации учреждения на данном сайте не обеспечен (л. д. 8).

Данное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Возражения представителя ответчика МДОУ «Детский сад № 18» сводятся, по сути, к доводам об отсутствии у образовательного учреждения такой обязанности, как обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к информации учреждения.

Однако суд находит данные доводы ошибочными, основанными на неправильном толковании действующего законодательства по следующим основаниям.

Обязанность организаций независимо от их организационно-правовых форм создавать условия инвалидам для беспрепятственного пользования средствами связи и информации, в том числе и доступа к информации, содержащейся на официальном сайте дошкольного образовательного учреждения, предусмотрена Конвенцией о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В силу ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансовоэкономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

То есть использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе технологий доступа к интернет ресурсам образовательного учреждения относятся к компетенции образовательного учреждения.

При этом само по себе понятие стандарта, которое дано в ст. 2 Федерального Закона РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», с указанием цели его установления - для добровольного многократного использования, само по себе не отменяет нормы вышеприведенных нормативных правовых актов, обязывающие образовательное учреждение обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к общедоступной информации, размещенной на официальном сайте учреждения, а лишь определяет возможность установления характеристик продукции, правил осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг в соответствии с национальными стандартами для добровольного многократного применения.

Руководствуясь положениями Конституции РФ, Конвенцией о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 № 483 «Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющей право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации, п. 2 постановления Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности», суд пришел к выводу, что бездействие МОУ «Беседская основная общеобразовательная школа» в части не обеспечения доступности интернет-сайта для слабовидящих является незаконным и нарушает права инвалидов по зрению на свободный доступ к информации на официальном сайте МОУ «Беседская основная общеобразовательная школа».

При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание объем и характер обязывающих ответчика действий, с учетом требований ст. 36 Федерального Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд полагает возможным установить срок для исполнения заявленных прокурором требований один месяц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Волосовского района Ленинградской области к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 18» об обязании разработать на интернет-сайте версию для слабовидящих удовлетворить.

Признать бездействие Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 18» незаконным, в части не обеспечения доступности интернет-сайта для слабовидящих.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18» в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, привести сайт <данные изъяты> в соответствии с требованиями доступности для инвалидов по зрению, путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки, для перехода на версию сайта Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 18» для слабовидящих.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, через Волосовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья:

Мотивированное решение суда составлено 18 апреля 2016 года.