Дело № 2-397/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2014 г. г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Мирошника С.В.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Сортавала в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сортавальского городского поселения об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор города Сортавала обратился с заявлением в суд по тем основаниям, что проведенной прокуратурой города Сортавала проверкой установлено ненадлежащее исполнение администрацией Сортавальского городского поселения требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Как показала проверка, по состоянию на 10.04.2014 администрацией Сортавальского городского поселения создан собственный официальный сайт в сети «Интернет» - «городсортавала.рф», где публикуется официальная информация. В нарушение требований указанного Федерального закона администрацией Сортавальского городского поселения не размещена в сети «Интернет» обязательная информация, предусмотренная ст. 13 данного Федерального закона: перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции администрации и Совета поселения; муниципальные правовые акты, изданные органами местного самоуправления за 2013-2014 гг., тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в Совет поселения в 2013-2014 гг., установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информация, предусмотренная п.п. 3-5 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона; тексты официальных выступлений руководителей органов местного самоуправления за 2012-2014 гг.; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств, сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. В нарушение п. 8 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона не опубликованы на официальном сайте: порядок поступления граждан на муниципальную службу, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы. В нарушение п. 9 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона на официальном сайте не размещена информация о работе с обращениями граждан и организаций. В частности, отсутствует следующая информация: порядок рассмотрения обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность, обзоры обращений граждан.
В обоснование заявления прокурор ссылается на ст.ст. 1, 4, 8, 9, 10, 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст.ст. 1, 3, 7 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить в сети «Интернет» предусмотренные статьей 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» сведения о деятельности администрации Сортавальского городского поселения, а именно: перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции администрации и Совета поселения; муниципальные правовые акты, изданные органами местного самоуправления Сортавальского городского поселения за 2013-2014 гг.; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в Совет поселения в 2013-2014 гг., формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них; информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; тексты официальных выступлений руководителей органов местного самоуправления за 2012-2014 гг.; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; порядок поступления граждан на муниципальную службу; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; порядок рассмотрения обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; обзоры обращений граждан.
В судебном заседании прокурор Гришин Г.А. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель администрации Сортавальского городского поселения Л., действующая по доверенности, признала иск. Представила суду письменное заявление о признании иска.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Статьей 39 ГПК РФ установлено, что суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Судом установлено, что прокуратурой города Сортавала проведена проверка соблюдения администрацией Сортавальского городского поселения требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в ходе которой установлено, что администрация Сортавальского городского поселения не обеспечила публикацию необходимых сведений в сети «Интернет».
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом под «неопределенным кругом лиц» следует понимать круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В данном случае прокурор города Сортавала обратился с иском в суд в защиту неопределенного круга лиц: получателей информации о деятельности органов местного самоуправления Сортавальского городского поселения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основным принципом обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; свободы поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
Статья 8 указанного Федерального закона указывает на то, что пользователи информации имеют право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; доступ к которой не ограничен; обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий органами местного самоуправления.
Статьей 10 указанного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статьей 13 вышеназванного Федерального закона предусмотрен перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет».
Данная информация должна содержать:
1) общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе:
а) наименование и структуру органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб органа местного самоуправления; б) сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; в) перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств; г) перечень подведомственных организаций (при наличии адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; д) сведения о руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них); е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций; ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления (при наличии);
2) информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: а) муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; б) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; в) информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; г) административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; е) порядок обжалования муниципальных правовых актов;
3) информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;
4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
5) информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;
7) статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления, в том числе: а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; б) сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
8) информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: а) порядок поступления граждан на муниципальную службу; б) сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; е) перечень образовательных учреждений, подведомственных органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;
9) информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Статьей 7 данного Федерального закона установлено, что к основным направлениям деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции относится, в том числе обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное, ненадлежащее исполнение администрацией Сортавальского городского поселения обязанности по размещению в сети «Интернет» обязательной информации является нарушением ст.ст. 1, 3, 7 Федерального закона «О противодействии коррупции».
На момент рассмотрения дела ответчик не обеспечил публикацию необходимых сведений в сети «Интернет» и, таким образом, нарушил требования Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
При таких обстоятельствах суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает возможным установить заявленный прокурором срок исполнения – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такой срок является разумным для устранения выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Сортавальского городского поселения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить в сети «Интернет» следующую информацию, предусмотренную статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»: сведения о деятельности администрации Сортавальского городского поселения, а именно: перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции администрации и Совета поселения; муниципальные правовые акты, изданные органами местного самоуправления Сортавальского городского поселения за 2013-2014 гг.; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в Совет поселения в 2013-2014 гг., формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них; информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; тексты официальных выступлений руководителей органов местного самоуправления за 2012-2014 гг.; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; порядок поступления граждан на муниципальную службу; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; порядок рассмотрения обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; обзоры обращений граждан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.
Судья С.В. Мирошник
Мотивированное решение изготовлено 25.04.2014.