Дело №2-397/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 июля 2016 года г. Шагонар
Улуг-Хемский районный суд Республика Тыва в составе председательствующего Монге-Далай Ч.Ч., при секретаре Ондар А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Тыва о восстановлении на работе, заключении срочного служебного контракта, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
с участием истца ФИО1 и ее представителя ФИО2, представителей ответчика ФИО3, ФИО4 и Б., а также заместителя прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва Сарыглар О.А.,
установил:
истец обратился в суд к ответчику с иском о восстановлении на работе, заключении срочного служебного контракта, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, указывая на то, что с ДД.ММ.ГГГГ работала на разных должностях в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Тыва ФНС России по РТ №3, согласно срочному служебному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности начальника выездных налоговых проверок, дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ.13 года изменились существенные условия контракта, а именно занимая должность стала –заместитель начальника Отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками со сроком до 31.12.2013г. ДД.ММ.ГГГГ получила предупреждение об изменении существенных условий срочного служебного контракта, где ей было предложено перейти на должность начальника (с должности заместителя) Отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками со сроком до 29.02.2016г. ДД.ММ.ГГГГ была ознакомлена с должностным регламентом начальника отдела работы в налогоплательщиками Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Тыва ФНС России №3 по РТ. ДД.ММ.ГГГГ получила уведомление об истечении срока действия срочного служебного контракта. Приказом от № от ДД.ММ.ГГГГ была уволена с должности начальника отдела работы с налогоплательщиками, копию приказа получила 29.02.2016г. Истец не согласен с увольнением: с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был заключен служебный контракт на замещение должности начальника отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками, а увольнение произвел с должности начальника отдела работы с налогоплательщиками, однако между ними нет документов, изменяющих существенные условия служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ в части наименования должности. Согласно изменениям в структуре налоговой инспекции с января 2016 года, наниматель фактически допустил ее к исполнению обязанности начальника отдела работы с налогоплательщиками, сократив должность начальника отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками, но не уведомил ее об этом, фактически приняв на должность начальника отдела работы с налогоплательщиками на условиях бессрочного контракта, поэтому, считает, что ответчик не имел ее прав увольнять с должности, на которую была принята на постоянную должность. Так как при отсутствии нарушения ее трудовых прав она работала бы с ДД.ММ.ГГГГ до дня вынесения судебного решения, то просит взыскать за указанный период ее заработную плату за дни вынужденного прогула, кроме того просит взыскать компенсацию морального вреда за все причинённые морально-нравственные страдания за незаконное увольнение в размере 50 000 рублей: она является матерью двоих несовершеннолетних детей, поэтому на ней обязанность по содержанию их, а отсутствие постоянного заработка привело к значительным финансовым затруднениям и необходимости экономить и отказывать себе во многом. Поскольку заработная плата являлась средством к существованию, то незаконное увольнение причинило ей морально-нравственные страдания. Просит восстановить ее в должности начальника отдела работы с налогоплательщиками, взыскать заработную плату за дни вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, а также судебные расходы на представителя в размере 15 000 рублей.
В последующем исковые требования были уточнены, дополнительно указал на то, что ответчиком нарушен порядок заключения служебного контракта, так она состояла в должности начальника отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками, при этом с ней соответствующий договор не был заключён и уволил с должности начальника отдела работы с налогоплательщиками, есть не заключив с ней срочный служебный контракт, поэтому допустив ее к исполнению обязанностей начальника вновь созданной отдела, сократив ее должность вместе с отделом. С учетом фактического допуска к исполнению данных обязанностей. Считает, что была принята на должность начальника отдела на постоянной основе. В дополнение к ранним требованиям, также просит обязать ответчика заключить с ней срочный служебный контракт на вышеуказанную должность, сроком, не менее 1 года, с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец и его представитель, исковые требования полностью поддержали по изложенным в первоначальном и уточненном исках основаниям.
Представитель ответчика ФИО3 с иском не согласился, пояснил, что должность начальника отдела относится к категории «Руководители», поэтому с ним заключается только служебный контракт. Срок служебного контракта с истцом истек, гражданский служащий не уволен по инициативе нанимателя, а по истечении срока служебного контракта. На данной должности уже принят новый сотрудник, который исполняет обязанности начальника отдела. К истцу не распространяется сокращение, он уволен только по истечении срока служебного контракта. С наименованием должности поясняет, что в соответствии с новой штаткой, должность была переименована, что не является изменением существенных условий, изменений, как таковых, не было, размер заработной платы не изменился, функции остались прежними, ничего не изменилось, главное, на срок контракта не влияет. Истец для заключения служебного контракте не подходила, с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ она была ознакомлена лично, приказ не был обжалован. Изменение наименования отдела, не является изменением существенных условий труда в толковании №79-ФЗ, которым четко определено, что следует считать под изменением необходимых условий труда. Права и обязанности служащего остались прежними.
Представитель ответчика ФИО4 с иском также не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, пояснила о том, что истец была принята на государственную гражданскую службу на условиях служебного контракта на определенный срок. Изменение штатного расписания не является изменением существенных условий службы, так как договор, заключенный с истцом срочный, на этом основании истец был уволен, в связи с истечением срока служебного контракта. По изменению наименования должности, занимаемой истцом, ничего не изменилось, она как была начальником отдела, так начальником отдела и осталась, более того из функциональных обязанностей часть ушли, то есть уменьшилась ответственность.
Выслушав участвующих в деле лиц и. заслушав прокурора, полагавшего исковые требования истца не подлежащими удовлетворению в полном объеме в связи с отсутствием нарушений при расторжении служебного контракта, изменение в наименовании должности истца не повлиявшего на существо спора, так как срочный служебный контракт подходил к концу.
Вопросы, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, включая порядок назначения на должность и освобождения от должности федерального государственного гражданского служащего, регулируются Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (статьи 2, 3 и 5 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 30 Постановления от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из статьи 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В силу ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 25 вышеприведенного Закона срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является истечение срока действия срочного служебного контракта (ст. 35 указанного Закона).
Срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Истечение срока действия срочного служебного контракта, является одним из оснований его прекращения, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы (пункт 2 части 1 статьи 33 данного Федерального закона).
Гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях.При этом истечение срока действия срочного служебного контракта является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта.
Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих, поскольку в равной мере распространяется на всех государственных гражданских служащих, замещающих должности на основании срочного служебного контракта.
ФИО1 состояла в трудовых отношениях с налоговым органом и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ и уволена с ДД.ММ.ГГГГ с должности начальника отдела по работе с налогоплательщиками. Основанием увольнения указано: уведомление об истечении срочного служебного контракта от 15.02.2016г.
Согласно срочному служебному контракту № от 09.01.2013г, заключенному между представителем нанимателя в лице и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Тыва В. и ФИО1. последняя обязалась исполнять должностные обязанности заместителя начальника отдела выездных проверок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением № к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ пункты 2,3,4,9,10,11,13,15,18 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ изложены в новой редакции, в том числе в п.2 указана должность –заместитель начальника отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками с ДД.ММ.ГГГГ (п.4).
С письменного согласия от 02.03.2015г. изменены существенные условия срочного служебного контракта ФИО1, в частности, предложено работать в должности начальника отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками.
ДД.ММ.ГГГГ между представителем нанимателя, в лице и.о. начальника инспекции межрайонной инспекции России №3по РТ А. и ФИО1 заключен срочный служебный контракт №, согласно которому, последняя обязалась исполнять должностные обязанности по должности начальника отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом, срочный служебный контракт №, дополнительное соглашение в период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ, срочный служебный контракт №, истцом не оспаривались, оснований для применения положений ч. 5 ст. 58 ТК РФ не имеется, поскольку срочный служебный контракт заключен с истцом по соглашению сторон, с согласия истца с внесением в них указания о срочном характере трудовых отношений, каких-либо доказательств вынужденного характера заключения трудового договора на условиях его срочности истцом суду не представлено.
Кроме того, судом учтено, что истец, подписывая условия служебных контрактов и дополнительного соглашения, тем самым соглашается с ними, в том числе с установленным ответчиком сроком.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уведомлена о предстоящем увольнении в связи с истечением срока служебного контракта, что подтверждается ее подписью на соответствующем уведомлении.
Также истцом суду не представлено в порядке ст. 56 ГПК РФ доказательств, связанных с дискриминацией в отношении нее при заключении дополнительных соглашений и расторжении трудового договора.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона N 79-ФЗ условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Поступая на гражданскую службу, истец брал на себя обязательства по прохождению гражданской службы, тем самым создавая условия для возникновения ответственности по соблюдению законодательства, регулирующего прохождение гражданской службы.
Подписывая служебный контракт и дополнительные соглашения к нему, зная требования Закона N 79-ФЗ, истец не оспаривал это при оформлении срочного служебного контракта № об исполнении должностных обязанностей начальника отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, считала такое оформление законным и не нарушающим ее прав и подтверждает ее согласие о том, что трудовые отношения носят срочный характер.
Таким образом, истец, подписывая служебный контракт №, знала о его прекращении по истечении заранее оговоренного срока, в связи с чем, доводы истца в этой части не могут быть приняты во внимание.
То обстоятельство, что срочным служебным контрактом была назначена на должность начальника отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а уволена с должности начальника отдела работы с налогоплательщиками, не свидетельствует о постоянном характере работы и незаконности условия о срочности.
Так, из п.1 приказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Тыва от 14 января 2016 года №01-27/5 «Об основных организационных вопросах в связи с введением нового штатного расписания» усматривается, что во исполнение приказов Управления ФНС России по Республике Тыва от 31.12.2015 г №01-04/178 ДСП «О структуре Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Республике Тыва», от 11.01.2016 г. № 01-04/03 «Об утверждении структуры Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Тыва», от 31.12.2015 года №01-04/182@ «О создании структурного подразделения в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Республике Тыва», письма Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва от11.01.20126 года №07-10/0032@ «О передаче дел о несостоятельности (банкротстве)», и приказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Тыва от 13.01.2016 года №01-27/4 «Об утверждении нового штатного расписания» и в связи с проведенными организационного – штатными мероприятиями, связанными с сокращением предельной численности работников Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Тыва, в связи с передачей функции в отдел регистрации, ведения реестров и обработки данных Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Республике Тыва, полномочия в части государственной регистрации юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств) с 13.01.2016 года, упразднены, в связи с чем из названия отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками слова «регистрация, а также слово «учета» (при сохранении функции учета налогоплательщиков, согласно структуры инспекции).
Согласно лису согласования к приказу, ФИО1 ознакомлена лично ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, занимая должность истца «Начальник отдела», как правильно ссылается ответчик, отнесена Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1574 "О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы" (Раздел 11, Подраздел 3, 11-1-3-084) к категории "руководители", в этой связи довод истца о необходимости (в связи с изменением наименования отдела) считать его заключенным на неопределенный срок, является необоснованным, и прямо противоречит требованиям Закона N 79-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ основанием для расторжения служебного контракта является, в том числе, истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 Федерального закона 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона N 79-ФЗ срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности.
Таким образом, срок на который заключался срочный служебный контракт с истцом истек, приказом межрайонной ИФНС N 3 по РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ истец правомерно уволен с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ по истечении срока действия срочного служебного контракта в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При этом представленный ответчиком на судебное заседание проект дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к срочному служебному контракту №, с указанием наименования переименованного отдела правового значения не имеет, поскольку как усматривается из приведенного выше приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об основных организационных вопросах в связи с введением нового штатного расписания», претерпело изменение лишь название отдела в связи с упразднением отдельных функций и не более того, изменение существенных условий в толковании пункта 1 части 3 статьи 24 названного Федерального закона №79-ФЗ во взаимосвязи со ст.26 этого же закона о недопустимости ухудшения условия прохождения гражданской службы и ущемлении права гражданского служащего, при изучении должностного регламента начальника отдела работы с налогоплательщиками от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного ФИО1, также Положений отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками от ДД.ММ.ГГГГ и отдела работы с налогоплательщиками от ДД.ММ.ГГГГ, судом не установлены.
Процедура увольнения, предусмотренная нормами трудового законодательства и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для прекращения служебного контракта по указанному основанию, работодателем была соблюдена, приказ издан в пределах предоставленных руководителю законом полномочий, соответствует действующему законодательству. Поэтому правовых оснований для восстановления истца и обязании ответчика заключить с ней срочный служебный контракт на восстанавливаемую должность, сроком, не менее 1 года, в данном случае, не имеется, в связи с чем, в удовлетворении иска о восстановлении трудовых прав истца следует отказать полностью.
Также не подлежат удовлетворению требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, а также судебных расходов на представителя, поскольку эти требования производны от судьбы основного требования - о восстановлении на работе, в удовлетворении которого судом отказано.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Тыва о восстановлении на работе, заключении срочного служебного контракта, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд в течение месяца суд со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2016 года (9,10 июля-выходные дни).
Председательствующий Ч.Ч. Монге-Далай