№ 2-397/2023
УИД: 09RS0004-01-2023-000277-10
Решение
именем Российской Федерации
25.05.2023 г. Карачаевск, КЧР
Карачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующей судьи Байрамкуловой М.К.,
при секретаре судебного заседания Алиевой С.М.,
с участием представителя истца Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО1, участвующего в деле на основании доверенности №ФССК-ВМ-08-28/1 от 09.01.2023, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по исковому заявлению Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору к ФИО2 об обязании ликвидировать коммунальные бытовые отходы,
установил:
Истец Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору обратилось в суд с иском к ФИО2 об обязании ликвидировать коммунальные бытовые отходы. В обоснование иска указано, что истцом при проведении выездного обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым № на основании задания на проведение выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ№, расположенного по адресу: <адрес>, установлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на вышеуказанном земельном участке выявлено захламление коммунальными бытовыми отходами (полиэтиленовые пакеты, разного рода бытовой мусор и т.д.) на общей площади <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №, которым предложено:
-очистить земельный участок от коммунальных бытовых отходов,
-захламленную часть земельного участка привести в состояние, пригодное для использования, согласно разрешенного вида.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № предостережение получено ДД.ММ.ГГГГ.
Возражений от нее не поступило.
Управлением при проведении выездного обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым № на основании задания на проведение выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ№, расположенного по адресу: №, установлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на вышеуказанном земельном участке выявлено захламление коммунальными бытовыми отходами 4 и 5 класса опасности (полиэтиленовые пакеты, разного рода бытовой мусор и т.д.) на общей площади <данные изъяты> кв.м.
По результатам выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФИО2 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которым предложено:
-очистить земельный участок от коммунальных бытовых отходов,
-захламленную часть земельного участка привести в состояние, пригодное для использования, согласно разрешенного вида.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № предостережение получено ДД.ММ.ГГГГ.
Управлением ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 была направлена претензия с предложением в течение 30 дней со дня направления претензии в границах земельного участка с кадастровым № общей площадью <данные изъяты> кв.м. ликвидировать на площади <данные изъяты> кв.м. захламление полиэтиленовые пакеты, разного рода бытовой мусор и т.д. путем фактического удаления (вывоза на санкционированный полигон ТБО). В местах захламления отсняты географические координаты<данные изъяты> Земельный участок расположен по адресу: <адрес>.
Согласно почтовому уведомлению с почтовым идентификатором № претензия получена ДД.ММ.ГГГГ.
Информация о ликвидации захламления на нарушенном земельном участке с приложением фотоматериалов, видеоматериалов и иных документов в адрес Управления не поступала.
При проведении выездного обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, на основании задания на проведение выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ№ расположенного по адресу: <адрес> установлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке с кадастровым № в координатах <данные изъяты> выявлено захламление коммунальными бытовыми отходами полиэтиленовые пакеты, разного рода бытовой мусор и т.д. на общей площади 280 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ КУВИ № установлено, что земельный участок с кадастровым № находится в аренде у ФИО2 Срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Общая площадь <данные изъяты> кв.м., категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения».
Истец просит обязать ФИО2 в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по данному исковому заявлению, в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым № общей площадью <данные изъяты> кв.м., ликвидировать на площади <данные изъяты> кв.м. захламление коммунальными бытовыми отходами (полиэтиленовые пакеты, разного рода бытовой мусор и т.д.) путем фактического удаления (вывоза на санкционированный полигон ТБО).
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО2, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ по определению суда дело может быть рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного производства.
Суд рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Изучив представленные материалы, суд считает исковые требования Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 9 Конституции установлено, Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст.58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Из указанных конституционных предписаний следует, что охрана окружающей среды – важнейшая функция государства. Федеральный законодатель, определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, исходит из необходимости обеспечения сбалансированного решения социально- экономических задач, сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статьи 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Статьей 42 ЗК РФ собственникам земельных участков и лицам, не являющимся собственниками земельных участков, предписано: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель.
В соответствии со ст. 12 ЗК РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Пунктами 1,5, 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ установлено, что охрана земель представляет собой деятельность юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии с п. 1, ч. 3, ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002г № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах сохранения целевого использования земельных участков.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Северо - Кавказским межрегиональным Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Управление) при проведении выездного обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, на основании задания на проведение выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ№ расположенного по адресу: <адрес>, установлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на вышеуказанном земельном участке с координатами <данные изъяты> выявлено захламление коммунальными бытовыми отходами (полиэтиленовые пакеты, разного рода бытовой мусор и т.д.) на общей площади 280 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №, которым предложено:
-очистить земельный участок от коммунальных бытовых отходов,
-захламленную часть земельного участка привести в состояние, пригодное для использования, согласно разрешенного вида.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № Предостережение получено ДД.ММ.ГГГГ.
Возражений от нее не поступило.
Управлением при проведении выездного обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым № на основании задания на проведение выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ№, расположенного по адресу: РФ<адрес>, установлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на вышеуказанном земельном участке выявлено захламление коммунальными бытовыми отходами 4 и 5 класса опасности (полиэтиленовые пакеты, разного рода бытовой мусор и т.д.) на общей площади <данные изъяты> кв.м.
По результатам выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФИО2 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которым предложено:
-очистить земельный участок от коммунальных бытовых отходов,
-захламленную часть земельного участка привести в состояние, пригодное для использования, согласно разрешенного вида.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № предостережение получено ДД.ММ.ГГГГ.
Управлением ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 была направлена претензия с предложением в течение 30 дней со дня направления претензии в границах земельного участка с кадастровым № общей площадью <данные изъяты> кв.м. ликвидировать на площади <данные изъяты> кв.м. захламление полиэтиленовые пакеты, разного рода бытовой мусор и т.д. путем фактического удаления (вывоза на санкционированный полигон ТБО). В местах захламления отсняты географические координаты: <данные изъяты>. Земельный участок расположен по адресу: <адрес>.
Согласно почтовому уведомлению с почтовым идентификатором № претензия получена ДД.ММ.ГГГГ.
Информация о ликвидации захламления на нарушенном земельном участке с приложением фотоматериалов, видеоматериалов и иных документов в адрес Управления не поступала.
При проведении выездного обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, на основании задания на проведение выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ№ расположенного по адресу: <адрес> установлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке с кадастровым № в координатах <данные изъяты> выявлено захламление коммунальными бытовыми отходами полиэтиленовые пакеты, разного рода бытовой мусор и т.д. на общей площади 280 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ КУВИ № установлено, что земельный участок с кадастровым № находится в аренде у ФИО2 Срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Общая площадь <данные изъяты> кв.м., категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения».
Следует отметить, что земли сельскохозяйственного назначения - особая категория земельного фонда, поскольку в нее входят наиболее ценные продуктивные земли.
Основную и наиболее ценную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями), на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства. Это лучшие, продуктивные земли, поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия.
В составе ТБО выявлено наличие материалов, не способных к природному саморазложению на протяжении десятков даже сотен лет, несанкционированная свалка ведет к ухудшению качества земель и невозможности их использования в установленных целях.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
В рассматриваемом случае, часть земельного участка сельскохозяйственного назначения перекрыта отходами производства и потребления, в результате чего происходит деградация земель.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом в силу п. 1 ст. 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком наряду с правом собственности относится к вещным правам.
Термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители, устанавливает ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенный в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28 декабря 2001 года N 607-ст (далее - ГОСТ).
Пункт 7.8 ГОСТа предусматривает, что под "собственником отходов" понимается: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В свою очередь, из примечания к пункту 7.8 ГОСТа следует, что, если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Положениями статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на собственников земельных участков и лиц, не являющихся таковыми, возложены обязанности выполнять установленные требования и обязательные мероприятия по ликвидации загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также по обеспечению рационального использования земель, восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, обязанность по содержанию земельного участка федеральным законодательством возлагается как на землепользователя, так и на собственника земельного участка.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
ФИО2, будучи арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, нарушила установленные требования действующего законодательства РФ, допустив захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения.
В бездействии ФИО2 усматривается не соблюдение требовании ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации. Так, ФИО4, будучи ответственным распорядителем земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, нарушила установленные требования действующего законодательства Российской Федерации, допустив захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Из исследованных судом письменных доказательств следует, что не ликвидированная по настоящее время площадь захламления, представляющая собой несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов, располагается на земельном участке, переданном ДД.ММ.ГГГГ в аренду ФИО2, в связи с чем, в соответствии с приведенными выше нормами права, ФИО2 обязана принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных в пределах этого земельного участка.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявленная площадь захламления была полностью очищена, ответчиком не представлено.
На основании изложенного суд считает законными и подлежащими удовлетворению требования Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, заявленные к ФИО2 об обязании ликвидировать коммунальные бытовые отходы путем фактического удаления (вывоза на санкционированный полигон ТБО).
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
По мнению суда, для надлежащего исполнения решения ответчикам следует установить срок для исполнения решения 3 (три) месяца со дня вступления решения суда в законную силу, который с учетом мнения сторон, суд находит разумным.
Согласно положениям ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда (ч. 2 ст. 55 ГПК РФ).
Согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут доказываться никакими другими доказательствами.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 67 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судебные расходы следует взыскать с ответчика в сумме 300 (триста) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору к ФИО2 об обязании ликвидировать коммунальные бытовые отходы удовлетворить.
Обязать ФИО2 ликвидировать в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым № общей площадью <данные изъяты> кв. м., на площади <данные изъяты> кв.м. захламление коммунальными бытовыми отходами (полиэтиленовые пакеты, разного рода бытовой мусор и т.д.) путем фактического удаления (вывоза на санкционированный полигон ТБО) в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Взыскать с ФИО2 судебные расходы в виде государственной пошлины в доход государства в сумме 300 (триста) рублей.
Мотивированное решение изготовлено 30.05.2023.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующая М.К. Байрамкулова