ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3980/15 от 13.08.2015 Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №2-3980/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2015 года г. Уфа

Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Климиной К.Р.,

при секретаре Зиннатуллиной Д.М.

с участием представителя заявителя А.Я.Н, – Х.Н.Н по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

представителя органа, принявшего оспариваемый акт Управления Росреестра по РБ Н.А.И по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению А.Я.Н к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

А.Я.Н обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество - газопровод, протяженностью <данные изъяты> м, расположенный в <адрес> районе <адрес>, указав, ДД.ММ.ГГГГ. он получил сообщение об отказе в регистрации права собственности на указанный объект по мотиву отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором находится недвижимое имущество, разрешение на строительство.

Полагая, что предоставленный им перечень правоустанавливающих документов был достаточным для произведения регистрации права собственности, разрешение на строительство не требуется, заявитель просит признать незаконным отказ в государственной регистрации права заявителя на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель заявителя Х.Н.Н заявление поддержала, подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении, пояснила, что к заявлению о произведении регистрации права собственности заявителем были приложены все необходимые документы, в том числе: постановление главы Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «О предварительном согласовании места размещения объектов на земельном участке, расположенном в <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка»; постановление главы Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении А.Я.Н земельных участков в <адрес> городского округа <адрес> для проектирования и строительства газопровода высокого давления с целью газификации садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты>»; кадастровый паспорт участка; письмо Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку земельный участок для обслуживания газопровода в соответствии с действующим законодательством не предоставляется; строительный паспорт подземного (надземного) газопровода, газового ввода, акты от ДД.ММ.ГГГГ.: об очистке внутренней полости газопровода, испытания на герметичность газопровода, акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы. Указывая, что в соответствии с п.6 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. для размещения нефтепроводов и нефтепродуктопроводов диаметром <данные изъяты> и менее, газопроводов и иных трубопроводов давлением до 1,2 Мпа разрешение на строительство не требуется; линейные объекты могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, просила удовлетворить заявление.

Представитель органа, принявшего оспариваемый акт - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан Н.А.И по доверенности пояснил, что необходимо получение разрешения на строительство заявленного к регистрации объекта. Пояснил, что 01.04.2015г. государственная регистрация приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации; ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором, руководствуясь абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, принято решение об отказе в государственной регистрации. Во исполнение требований п. 1 ст. 13 Закона о регистрации, государственный регистратор при проведении правовой экспертизы учитывал следующее. В соответствии со статьей 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании: правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества (представление не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом о регистрации порядке); разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Просил отказать в удовлетворениизаявления.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание заявителя А.Я.Н, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, направившего в судебное заседание своего представителя.

Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что оспариваемый акт регистрирующего органа не противоречит гражданскому законодательству.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), в силу статьи 4 которого государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии состатьями 130,131,132и164Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В статье 16 Закона о регистрации указано, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности, правоустанавливающие документы.

Пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации установлено, что документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а так же разрешенияна ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерациитребуетсяполучение такогоразрешения.

В соответствии с пунктом 1статьи 131Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

В силу статьи 16 Закона о государственной регистрации прав, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав).

Недопускаетсяистребованиеу заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав).

Статьей 218 ГК РФ предусмотрены основания приобретения права собственности. Согласно п. 1ст. 218ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии с п. 1ст. 130ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенногостроительства.

Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде (п. 5ст. 131ГК РФ, пункт 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав).

В статье 20 Закона о регистрации содержится перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав, который является исчерпывающим.

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Пунктом 1 статьи 25.3 Закона о регистрации предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если длястроительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской ФИО1 требуетсявыдачиразрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25.3 Закона о регистрации документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если длястроительства, реконструкции такого объекта недвижимого имуществане требуетсяв соответствии с законодательством Российской Федерации выдачаразрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Тем самым декларация является правоустанавливающим документом, подтверждающим факт создания объекта в отношении тех объектов недвижимого имущества, длястроительстваи реконструкции которыхне требуетсяв соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи соответствующегоразрешения.

Пунктом 3 части 17 данной статьи установлено, что выдачаразрешения на строительство не требуетсяв случаестроительствана земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Однако, как следует из материалов дела, заявленное к государственной регистрации сооружение было представлено на государственную регистрацию как самостоятельный объект недвижимости без представления декларации, предусмотренной статьей 25.3 Закона о регистрации.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

А.Я.Н (заявитель) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением о регистрации права собственности на недвижимое имущество – газопровод, протяженностью <данные изъяты> м, расположенный по адресу: <адрес>, приложив документы, в том числе: постановление главы Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «О предварительном согласовании места размещения объектов на земельном участке, расположенном в <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка»; постановление главы Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении А.Я.Н земельных участков в <адрес> районе городского округа <адрес> для проектирования и строительства газопровода высокого давления с целью газификации садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты>»; кадастровый паспорт участка, выданный ДД.ММ.ГГГГ письмо Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку земельный участок для обслуживания газопровода в соответствии с действующим законодательством не предоставляется; строительный паспорт подземного (надземного) газопровода, газового ввода, акты от ДД.ММ.ГГГГ.: об очистке внутренней полости газопровода, испытания на герметичность газопровода, акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы.

ДД.ММ.ГГГГ. государственная регистрация приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации; ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором, руководствуясь абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, принято решение об отказе в государственной регистрации по причине непредоставления документов, необходимых для государственной регистрации прав.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривалось, что спорный объект является вновь созданным объектом и относится к недвижимому имуществу. Следовательно, должен быть построен и введен в эксплуатацию со всеми требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 51,55Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Между тем, заявителем в качестве документа, подтверждающего создание спорного объекта и ввод его в эксплуатацию, представлен акт приемки законченногостроительствомобъекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ., который ни по форме, ни по содержанию неявляетсяразрешениемна ввод объекта в эксплуатацию.

Доказательства, подтверждающие представление обществом на государственную регистрациюразрешенияна ввод спорного объекта в эксплуатацию, соответствующего требованиям п. 12ст. 55Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , положения которого действовали в период возникновения спорных правоотношений, суду не представлены.

При этом, довод заявителя о том, что в отношении спорного объектане требуется разрешений на строительствои ввод в эксплуатацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. , отклоняется судом как основанный на неверном толковании норм права и противоречащий материалам дела.

Статьей 51 ГрК РФ установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК РФ).

Перечень случаев, при которых не требуется разрешения на строительство, установлен частью 17 статьи 51 ГрК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК.

Заявленный объект недвижимого имущества к таким случаям не отнесен.

Кроме того, из ответа Администрации городского округа <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в порядке, установленном ст.ст. 51, 55 ГрК РФ, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию сооружения трубопроводного транспорта протяженностью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, не выдавалось. Имеющиеся в запросе данные не содержат оснований для отнесения трубопровода протяженностью <данные изъяты> к объектам, для строительства которых не требуется разрешения на строительство.

Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. , на которое ссылается заявитель, не определяет перечень объектов, для которых не требуется разрешение на строительство, а устанавливает перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Исходя из буквального толкования данного перечня, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром <данные изъяты> и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа могут размещаться без предоставления земельных участков только тогда, когда им не требуется разрешения на строительство.

Таким образом, заявителем не соблюдена административная процедура узаконения возведенного объекта недвижимости.

В силу п. 5 ст. 18 Закона о регистрации необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.

Вместе с тем, на государственную регистрацию не представлены подлинники и копии договоров, указанных в постановлении главы Администрации городского округа <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ так как право А.Я.Н на земельные участки с кадастровыми номерами в ЕГРП не зарегистрировано.

Таким образом, в нарушение требований ст. 25 Закона о регистрации не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен созданный объект недвижимого имущества.

Кроме того, суду представленные данные государственного кадастра недвижимости, из которых следует, что указанные земельные участки аннулированы. При этом в силу п. 1.2 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Так же согласно технической документации, заявленный к регистрации объект представляет собой газопроводвысокого давления и органом кадастрового учета определен как самостоятельное сооружение.

Кроме того, газопроводвысокого давления является опасным производственным объектом, ввиду чего егостроительство осуществляется в соответствии с проектной документацией иразрешением на строительство(ч. 11ст. 48.1Градостроительного кодекса ст. 8Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Таким образом, в связи с непредставлением заявителем в регистрирующий орган документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации права собственности спорного объекта, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан правомерно отказано в государственной регистрации права.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в связи с чем в удовлетворении требований А.Я.Н к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности А.Я.Н на объект недвижимого имущества - газопроводпротяженностью <данные изъяты> м, расположенный по адресу: <адрес>, и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект, следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления А.Я.Н к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы.

Судья К.Р.Климина