ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3980/16 от 13.09.2016 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

отметка об исполнении решения дело № 2-3980/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.В.

при секретаре Димковой О.Ю.

с участием прокурора Плющева А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Сальский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности указав, что Сальской транспортной прокуратурой проведена проверка в части соблюде­ния законодательства о противодействии терроризму и о транспортной безопасно­сти на поднадзорных объектах транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Волгодонская, расположенной в <адрес>, разъезде Саловский, рас­положенном в <адрес> - Сальского центра орга­низации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо- Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Цен­тральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД». В результате проверки выявлены нарушения требований указанного законо­дательства. Исходя из ст. 3 Федерального закона «О противодей­ствии терроризму», под противодействием терроризму понимается деятельность ор­ганов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физиче­ских и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявле­нию и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) и обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспорт­ного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности. В результате надзорных мероприятий установлено, что объекты транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), а именно: железнодорожная станция Волгодонская ЖСГ403262), разъезд Саловский (ЖРП403175) находятся в <адрес> в зоне ответственности Сальского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирек­ции управления движением - филиала ОАО «РЖД».

На перечисленных ОТИ оценка уязвимости уже проведена и утверждена руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта по <адрес> в декабре 2013г., по разъезду Саловский в сентябре 2013г.

В силу частей 1 и 4 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. При этом реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфра­структуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной ин­фраструктуры.

Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

На основании п. 5.8 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.

Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ регламентирован приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов — транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

В ходе проверки установлено, что начальником станции Волгодонская ЖСГ403262) и разъезда Саловский (ЖРП403175) разрабатываются Планы обеспечения транспортной безопасности данных объектов и неоднократно возвращаются на доработку для устранения недостатков.

Сальской транспортной прокуратурой в 2015г. дважды вносились представ­ления об устранении нарушений требований вышеуказанного законодательства в сфере разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности.

Вместе с тем из полученных ответов от начальника Сальского ЦОРС следует, что планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ на станции Волгодонская (ЖСГ403262) и разъезде Саловский (ЖРП403175) в зоне ответственности Сальского НОРС не разработаны и не утверждены.

Согласно ответу начальника Сальского ЦОРС от ДД.ММ.ГГГГ/ДЦС-6 имеются следующие нарушения при разработке плана обеспечения транспортной безопасности по разъезду Саловский:

- в нарушение п. 5.6 Требований, не разработаны и не приняты организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

- в нарушение п. 5.25.1, п. 5.25.2,п.5.25.3,п.5.25.4, в плане не предусмотрены установление конфигураций и границ территорий ОТИ, доступ в которые физических лиц не ограничивается (далее зона свободного доступа ОТИ), доступ в которые осуществляется через контрольно - попускные пункты (далее зона транспортной безопасности), допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые тиествляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности), доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далee - технологический сектор зоны транспортной безопасности), а также критических элементов, с указанием на план - схеме;

- в п. 7 Плана, в нарушение п. 5.24 Требований, не предусмотрено обеспе­чение видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ;

- в Приложении планов не указан технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения.

Согласно ответу начальника Сальского ЦОРС от ДД.ММ.ГГГГ/ДЦС-6 имеются следующие нарушения при разработке плана обеспечения транспортной безопасности по станции Волгодонская:

- в нарушение п. 5.6 Требований, не разработаны и не приняты организа­ционно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обес­печения транспортной безопасности ОТИ;

- в п.3 плана не предусмотрены: перечень должностей привлеченных подразделений обеспечения транспортной безопасности ОТИ и номенклатура (пере­чень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ;

- в нарушение п. 5.25.1, п. 5.25.2,п.5.25.3,п.5.25.4, в плане не предусмотре­на установление конфигураций и границ территорий ОТИ, доступ в которые физических лиц не ограничивается (далее зона свободного доступа ОТИ), доступ в которые осуществляется через контрольно - пропускные пункты (далее зона транспортной безопасности), допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности), доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (да­лее - технологический сектор зоны транспортной безопасности), а также крити­ческих элементов, с указанием на план - схеме;

- информация в п. 6 Плана не соответствует требованиям п. 5.30.23 Требований, а именно не приложены образцы всех видов пропусков;

- информация в п. 7 Плана не соответствует графической план - схеме приложение ) - отсутствует место размещения специально оборудованного помещения, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности (пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры) ОТИ;

- в п. 7 Плана в нарушение п. 5.24 Требований, не предусмотрено обеспе­чение видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ;

- в п. 8 Плана в нарушение п. 5.28 Требований не предусмотрено оснащение ОТИ инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, воспрепятствующими проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов);

- в п. 8 Плана в нарушение п. 10.2 Требований, не предусмотрено оснащение специальными техническими средствами, для воспрепятствования проникновения нарушителя в технологический и пассажирский секторы зоны транспортной безопасности;

- в п. 8 Плана в нарушение п. 10.3 Требований, ОТИ не предусмотрены инженерные сооружения для обеспечения транспортной безопасности, а также мероприятия по воспрепятствованию проникновения нарушителя в зону транспортной безопасности с использованием автотранспортных средств, самоходной техники и машин;

- в п. 9 Плана в нарушение п. 11.9 Требований, не предусмотрен порядок передачи выявленных нарушителей, идентифицированных и распознанных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, группами быстрого реагирования на любом участке зоны транспортной безопасности ОТИ в течение 20 минут с момента их выявления представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

- в п. 9 Плана в нарушение п. 12.10 Требований, не предусмотрен порядок передачи выявленных нарушителей, идентифицированных и распознанных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, группами быстрого реагирования на любом участке зоны транспортной безопасности и зоны свободного доступа ОТИ в течение 15 минут с момента их выявления представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

- в п. 9 Плана в нарушение п. 13.10 Требований, не предусмотрен порядок передачи выявленных нарушителей, идентифицированных и распознанных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зонy свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, группами быстрого реагирования на любых двух участках зоны транспортной безопасности и зоны свободного доступа ОТИ одновременно в течение 15 минут с момента их выявления представителям подраз­делений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

- информация в п. 9 Плана не соответствует графической план - схеме приложение ), а именно не предусмотрена схема патрулирования зоны свободного доступа и зоны транспортной безопасности ОТИ;

- в п. 10 Плана в нарушение п. 10.5.8 Требований, не предусмотрена возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами;

- информация в п. 10 Плана в нарушение пп. 10 п. 4 Порядка не соответст­вует графической план - схеме (приложение ), а именно отсутствуют сведения о месте размещения технических средств обеспечения транспортной безо­пасности в зоне транспортной безопасности на ОТИ (камер видеонаблюдения, досмотрового оборудования);

- в п. 10 Плана в нарушение п. 10.5.7 Требований, не предусмотрено выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими сред­ствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности ОТИ;

- в п. 10 Плана в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ Требований, не предусмотрена возможность передачи данных в соответствии с порядком передачи данных с инже­нерно-технических систем о лицах, пропущенных в зону транспортной безопас­ности, не реже одного раза в сутки;

- в п. 14 Плана в нарушение п. 5.30.2 Требований, не предусмотрена в постоянных пропусках физических лиц следующая информация: номер пропуска, машиносчитываемая и биометрическая часть, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, место работы (службы), долж­ность, фамилия, имя, отчество и фотография владельца, срок и временной ин­тервал действия пропуска и секторы зоны транспортной безопасности, в которые попущен владелец;

- в п. 17 Плана в нарушение пп. 17 п. 4 Порядка не предусмотрен порядок действий при тревогах «угроза захвата», «угроза взрыва» (на посту управления обеспечения транспортной безопасности, КПП, группы быстрого реагирования, при патрулировании, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ, работников железнодорожной станции, дежурного по станции).

Без устранения указанных недостатков, выполнения мероприятий, предусмотренных заключениями, Планы обеспечения транспортной безопасности не могут быть утверждены.

Изложенные обстоятельства влекут за собой нарушение сроков для разработки, утверждения и реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, установленных соответствующим законодателъством.

ОАО «РЖД» проявлено бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности. С момента утверждения в установленном законом порядке результатов оценки уязвимости ОТИ - станции Волгодонская (ЖСГ403262), разъезда Саловский (ЖРП403175) прошло более 6 месяцев, вместе с тем, достигнутый уровень защищенности объектов не соответствует существующим угрозам, что в значительной мере обусловлено нарушениями требований действующего законодательства. ОАО «РЖД», являясь собственником объекта транспортной инфраструктуры, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Просит обязать ОАО «РЖД» устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Волгодонская, а именно:

- в соответствии с п. 5.6 Требований, разработать и принять организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

- в п.3 плана предусмотреть перечень должностей привлеченных подразделений обеспечения транспортной безопасности ОТИ и номенклатуру (перечень должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ;

- в соответствии с п. 5.25.1, п. 5.25.2,п.5.25.3,п.5.25.4, в плане предусмотретъ установление конфигураций и границ территорий ОТИ, доступ в которые физических лиц не ограничивается (далее зона свободного доступа ОТИ), доступ в которые осуществляется через контрольно - пропускные пункты (далее зона транспортной безопасности), допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности), доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности), а также критических элементов, с указанием на план - схеме;

- в п. 6 Плана указать образцы всех видов пропусков в соответствии с требованиями п. 5.30.23 Требований;

- в п. 7 Плана в соответствии с графической план - схемой (приложение - указать место размещения специально оборудованного помещения, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и сила­ми обеспечения транспортной безопасности (пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры) ОТИ;

- в п. 7 Плана в соответствии с положениями п. 5.24 Требований, предусмотреть обеспечение видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ;

- в п. 8 Плана в соответствии с положениями п. 5.28 Требований предусмотреть оснащение ОТИ инженерными сооружениями обеспечения транспорт­ной безопасности, воспрепятствующими проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов);

- в п. 8 Плана в соответствии п. 10.2 Требований, предусмотреть оснащение специальными техническими средствами, для воспрепятствования проникновения нарушителя в технологический и пассажирский секторы зоны транспортной безопасности;

- в п. 8 Плана в соответствии с п. 10.3 Требований предусмотреть инженерное сооружения для обеспечения транспортной безопасности, а также мероприятия по воспрепятствованию проникновения нарушителя в зону транспортной безопасности с использованием автотранспортных средств, самоходной техники и машин;

- в п. 9 Плана в соответствии с п. 11.9 Требований предусмотреть порядок передачи выявленных нарушителей, идентифицированных и распознанных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, группами быстрого реагирования на любом участке зоны транспортной безопасности ОТИ в течение 20 минут с момента их выявления представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

- в п. 9 Плана в соответствии с п. 12.10 Требований предусмотреть порядок передачи выявленных нарушителей, идентифицированных и распознанных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, группами быстрого реагирования на любом участке зоны транспортной безопасности и зоны свободного доступа ОТИ в течение 15 минут с момента их выявления представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государ­ственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

- в п. 9 Плана в соответствии с п. 13.10 Требований предусмотреть порядок передачи выявленных нарушителей, идентифицированных и распознанных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, группами быстрого реагирования на любых двух участках зоны транспортной безопасности и зоны свободного доступа ОТИ од­новременно в течение 15 минут с момента их выявления представителям подраз­делений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функ­ции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регули­рованию в сфере внутренних дел;

- в п. 9 Плана предусмотреть схему патрулирования зоны свободного доступа и зоны транспортной безопасности ОТИ в соответствии с графической план - схемой (приложение );

- в п. 10 Плана в соответствии с п. 10.5.8 Требований предусмотреть возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами;

- в п. 10 Плана в соответствии с пп. 10 п. 4 Порядка и графической план - схемой (приложение ) указать сведения о месте размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности в зоне транспортной безопасности на ОТИ (камер видеонаблюдения, досмотрового оборудования);

- в п. 10 Плана в соответствии с п. 10.5.7 Требований предусмотреть выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими стедствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности ОТИ;

- в п. 10 Плана в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Требований предусмотреть возможность передачи данных в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем о лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности, не реже одного раза в сутки;

- в п. 14 Плана в соответствии с п. 5.30.2 Требований предусмотреть в постоянных пропусках физических лиц следующую информацию: номер пропуска, машиносчитываемая и биометрическая часть, наименование субъекта транс­портной инфраструктуры, выдавшего пропуск, место работы (службы), должность, фамилия, имя, отчество и фотография владельца, срок и временной интервал действия пропуска и секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец;

- в п. 17 Плана в соответствии с пп. 17 п. 4 Порядка предусмотреть порядок действий при тревогах «угроза захвата», «угроза взрыва» (на посту управления обеспечения транспортной безопасности, КПП, группы быстрого реагирования, при патрулировании, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ, работников железнодорожной станции, дежурного по станции).

Обязать ОАО «РЖД» устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном разъезде Саловский, а именно:

- в соответствии с положениями п. 5.6 Требований разработать и принять организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

- в соответствии с положениями п. 5.25.1, п. 5.25.2,п.5.25.3,п.5.25.4 Требований в планах предусмотреть установление конфигураций и границ территорий ОТИ, доступ в которые физических лиц не ограничивается (далее зона свободного доступа ОТИ), доступ в которые осуществляется через контрольно - пропускные пункты (далее зона транспортной безопасности), допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности), доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее технологический сектор зоны транспортной безопасности), а также критических элементов, с указанием на план - схеме;

- в п. 7 плана в соответствии с положениями п. 5.24 Требований предусмотреть обеспечение видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ;

- в Приложении планов указать технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения. Указанные мероприятия произвести в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.

ФИО1 – представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях относительно заявленного иска.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив иные доказательства по делу, дав им оценку, приходит к следующему.

Сальской транспортной прокуратурой проведена проверка в части соблюде­ния законодательства о противодействии терроризму и о транспортной безопасно­сти на поднадзорных объектах транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Волгодонская, расположенной в <адрес>, разъезде Саловский, рас­положенном в <адрес> - Сальского центра орга­низации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Цен­тральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД». В результате проверки выявлены нарушения требований указанного законо­дательства.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О противодей­ствии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность ор­ганов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физиче­ских и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявле­нию и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) и обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспорт­ного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

В результате надзорных мероприятий установлено, что объекты транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), а именно: железнодорожная станция Волгодонская ЖСГ403262), разъезд Саловский (ЖРП403175) находятся в <адрес> в зоне ответственности Сальского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирек­ции управления движением - филиала ОАО «РЖД».

На перечисленных ОТИ оценка уязвимости уже проведена и утверждена руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта по <адрес>­донская в декабре 2013г., по разъезду Саловский в сентябре 2013г.

В силу частей 1 и 4 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. При этом реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфра­структуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной ин­фраструктуры.

Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безо­пасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

На основании п. 5.8 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение нести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.

В ходе проверки установлено, что начальником станции Волгодонская ЖСГ403262) и разъезда Саловский (ЖРП403175) разрабатываются Планы обеспечения транспортной безопасности данных объектов и неоднократно возвращаются на доработку для устранения недостатков.

Сальской транспортной прокуратурой в 2015г. дважды вносились представ­ления об устранении нарушений требований вышеуказанного законодательства в сфере разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности.

Вместе с тем из полученных ответов от начальника Сальского ЦОРС следует, что планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ на станции Волгодонская (ЖСГ403262) и разъезде Саловский (ЖРП403175) в зоне ответственности Сальского НОРС не разработаны и не утверждены.

Согласно ответу начальника Сальского ЦОРС от ДД.ММ.ГГГГ/ДЦС-6 имеются следующие нарушения при разработке плана обеспечения транспортной безопасности по разъезду Саловский:

- в нарушение п. 5.6 Требований, не разработаны и не приняты организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

- в нарушение п. 5.25.1, п. 5.25.2,п.5.25.3,п.5.25.4, в плане не предусмотрены установление конфигураций и границ территорий ОТИ, доступ в которые физических лиц не ограничивается (далее зона свободного доступа ОТИ), доступ в которые осуществляется через контрольно - попускные пункты (далее зона транспортной безопасности), допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые тиествляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности), доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далee - технологический сектор зоны транспортной безопасности), а также критических элементов, с указанием на план - схеме;

- в п. 7 Плана, в нарушение п. 5.24 Требований, не предусмотрено обеспе­чение видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ;

- в Приложении планов не указан технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения.

Согласно ответу начальника Сальского ЦОРС от ДД.ММ.ГГГГ/ДЦС-6 имеются следующие нарушения при разработке плана обеспечения транспортной безопасности по станции Волгодонская:

- в нарушение п. 5.6 Требований, не разработаны и не приняты организа­ционно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обес­печения транспортной безопасности ОТИ;

- в п.3 плана не предусмотрены: перечень должностей привлеченных подразделений обеспечения транспортной безопасности ОТИ и номенклатура (пере­чень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ;

- в нарушение п. 5.25.1, п. 5.25.2,п.5.25.3,п.5.25.4, в плане не предусмотре­на установление конфигураций и границ территорий ОТИ, доступ в которые физических лиц не ограничивается (далее зона свободного доступа ОТИ), доступ в которые осуществляется через контрольно - пропускные пункты (далее зона транспортной безопасности), допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности), доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (да­лее - технологический сектор зоны транспортной безопасности), а также крити­ческих элементов, с указанием на план - схеме;

- информация в п. 6 Плана не соответствует требованиям п. 5.30.23 Требований, а именно не приложены образцы всех видов пропусков;

- информация в п. 7 Плана не соответствует графической план - схеме приложение ) - отсутствует место размещения специально оборудованного помещения, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности (пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной с инфраструктуры) ОТИ;

- в п. 7 Плана в нарушение п. 5.24 Требований, не предусмотрено обеспе­чение видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ;

- в п. 8 Плана в нарушение п. 5.28 Требований не предусмотрено оснащение ОТИ инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, воспрепятствующими проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов);

- в п. 8 Плана в нарушение п. 10.2 Требований, не предусмотрено оснащение специальными техническими средствами, для воспрепятствования проникновения нарушителя в технологический и пассажирский секторы зоны транспортной безопасности;

- в п. 8 Плана в нарушение п. 10.3 Требований, ОТИ не предусмотрены инженерные сооружения для обеспечения транспортной безопасности, а также мероприятия по воспрепятствованию проникновения нарушителя в зону транспортной безопасности с использованием автотранспортных средств, самоходной техники и машин;

- в п. 9 Плана в нарушение п. 11.9 Требований, не предусмотрен порядок передачи выявленных нарушителей, идентифицированных и распознанных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, группами быстрого реагирования на любом участке зоны транспортной безопасности ОТИ в течение 20 минут с момента их выявления представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

- в п. 9 Плана в нарушение п. 12.10 Требований, не предусмотрен порядок передачи выявленных нарушителей, идентифицированных и распознанных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, группами быстрого реагирования на любом участке зоны транспортной безопасности и зоны свободного доступа ОТИ в течение 15 минут с момента их выявления представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

- в п. 9 Плана в нарушение п. 13.10 Требований, не предусмотрен порядок передачи выявленных нарушителей, идентифицированных и распознанных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зонy свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, группами быстрого реагирования на любых двух участках зоны транспортной безопасности и зоны свободного доступа ОТИ одновременно в течение 15 минут с момента их выявления представителям подраз­делений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

- информация в п. 9 Плана не соответствует графической план - схеме приложение ), а именно не предусмотрена схема патрулирования зоны свободного доступа и зоны транспортной безопасности ОТИ;

- в п. 10 Плана в нарушение п. 10.5.8 Требований, не предусмотрена возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами;

- информация в п. 10 Плана в нарушение пп. 10 п. 4 Порядка не соответст­вует графической план - схеме (приложение ), а именно отсутствуют сведения о месте размещения технических средств обеспечения транспортной безо­пасности в зоне транспортной безопасности на ОТИ (камер видеонаблюдения, досмотрового оборудования);

- в п. 10 Плана в нарушение п. 10.5.7 Требований, не предусмотрено выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими сред­ствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности ОТИ;

- в п. 10 Плана в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ Требований, не предусмотрена возможность передачи данных в соответствии с порядком передачи данных с инже­нерно-технических систем о лицах, пропущенных в зону транспортной безопас­ности, не реже одного раза в сутки;

- в п. 14 Плана в нарушение п. 5.30.2 Требований, не предусмотрена в постоянных пропусках физических лиц следующая информация: номер пропуска, машиносчитываемая и биометрическая часть, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, место работы (службы), долж­ность, фамилия, имя, отчество и фотография владельца, срок и временной ин­тервал действия пропуска и секторы зоны транспортной безопасности, в которые попущен владелец;

- в п. 17 Плана в нарушение пп. 17 п. 4 Порядка не предусмотрен порядок действий при тревогах «угроза захвата», «угроза взрыва» (на посту управления обеспечения транспортной безопасности, КПП, группы быстрого реагирования, при патрулировании, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ, работников железнодорожной станции, дежурного по станции).

При таких обстоятельствах требования транспортного прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сальского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности удовлетворить.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Волгодонская, а именно:

- в соответствии с п. 5.6 Требований, разработать и принять организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

- в п.3 плана предусмотреть перечень должностей привлеченных подразделений обеспечения транспортной безопасности ОТИ и номенклатуру (перечень должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ;

- в соответствии с п. 5.25.1, п. 5.25.2,п.5.25.3,п.5.25.4, в плане предусмотретъ установление конфигураций и границ территорий ОТИ, доступ в которые физических лиц не ограничивается (далее зона свободного доступа ОТИ), доступ в которые осуществляется через контрольно - пропускные пункты (далее зона транспортной безопасности), допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности), доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности), а также критических элементов, с указанием на план - схеме;

- в п. 6 Плана указать образцы всех видов пропусков в соответствии с требованиями п. 5.30.23 Требований;

- в п. 7 Плана в соответствии с графической план - схемой (приложение - указать место размещения специально оборудованного помещения, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и сила­ми обеспечения транспортной безопасности (пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры) ОТИ;

- в п. 7 Плана в соответствии с положениями п. 5.24 Требований, предусмотреть обеспечение видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ;

- в п. 8 Плана в соответствии с положениями п. 5.28 Требований предусмотреть оснащение ОТИ инженерными сооружениями обеспечения транспорт­ной безопасности, воспрепятствующими проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов);

- в п. 8 Плана в соответствии п. 10.2 Требований, предусмотреть оснащение специальными техническими средствами, для воспрепятствования проникновения нарушителя в технологический и пассажирский секторы зоны транспортной безопасности;

- в п. 8 Плана в соответствии с п. 10.3 Требований предусмотреть инженерное сооружения для обеспечения транспортной безопасности, а также мероприятия по воспрепятствованию проникновения нарушителя в зону транспортной безопасности с использованием автотранспортных средств, самоходной техники и машин;

- в п. 9 Плана в соответствии с п. 11.9 Требований предусмотреть порядок передачи выявленных нарушителей, идентифицированных и распознанных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, группами быстрого реагирования на любом участке зоны транспортной безопасности ОТИ в течение 20 минут с момента их выявления представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

- в п. 9 Плана в соответствии с п. 12.10 Требований предусмотреть порядок передачи выявленных нарушителей, идентифицированных и распознанных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, группами быстрого реагирования на любом участке зоны транспортной безопасности и зоны свободного доступа ОТИ в течение 15 минут с момента их выявления представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государ­ственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

- в п. 9 Плана в соответствии с п. 13.10 Требований предусмотреть порядок передачи выявленных нарушителей, идентифицированных и распознанных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, группами быстрого реагирования на любых двух участках зоны транспортной безопасности и зоны свободного доступа ОТИ од­новременно в течение 15 минут с момента их выявления представителям подраз­делений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функ­ции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регули­рованию в сфере внутренних дел;

- в п. 9 Плана предусмотреть схему патрулирования зоны свободного доступа и зоны транспортной безопасности ОТИ в соответствии с графической план - схемой (приложение );

- в п. 10 Плана в соответствии с п. 10.5.8 Требований предусмотреть возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами;

- в п. 10 Плана в соответствии с пп. 10 п. 4 Порядка и графической план - схемой (приложение ) указать сведения о месте размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности в зоне транспортной безопасности на ОТИ (камер видеонаблюдения, досмотрового оборудования);

- в п. 10 Плана в соответствии с п. 10.5.7 Требований предусмотреть выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности ОТИ;

- в п. 10 Плана в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Требований предусмотреть возможность передачи данных в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем о лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности, не реже одного раза в сутки;

- в п. 14 Плана в соответствии с п. 5.30.2 Требований предусмотреть в постоянных пропусках физических лиц следующую информацию: номер пропуска, машиносчитываемая и биометрическая часть, наименование субъекта транс­портной инфраструктуры, выдавшего пропуск, место работы (службы), должность, фамилия, имя, отчество и фотография владельца, срок и временной интервал действия пропуска и секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец;

- в п. 17 Плана в соответствии с пп. 17 п. 4 Порядка предусмотреть порядок действий при тревогах «угроза захвата», «угроза взрыва» (на посту управления обеспечения транспортной безопасности, КПП, группы быстрого реагирования, при патрулировании, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ, работников железнодорожной станции, дежурного по станции).

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном разъезде Саловский, а именно:

- в соответствии с положениями п. 5.6 Требований разработать и принять организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

- в соответствии с положениями п. 5.25.1, п. 5.25.2,п.5.25.3,п.5.25.4 Требований в планах предусмотреть установление конфигураций и границ территорий ОТИ, доступ в которые физических лиц не ограничивается (далее зона свободного доступа ОТИ), доступ в которые осуществляется через контрольно - пропускные пункты (далее зона транспортной безопасности), допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности), доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее технологический сектор зоны транспортной безопасности), а также критических элементов, с указанием на план - схеме;

- в п. 7 плана в соответствии с положениями п. 5.24 Требований предусмотреть обеспечение видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ;

- в Приложении планов указать технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения. Указанные мероприятия произвести в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца через Волгодонской районный суд со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

судья

подпись

копия верна