ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3980/2021 от 13.10.2021 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

№ 2-3980/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2021 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Никулиной А.Л.,

при секретаре Малячкиной А.И.,

с участием истца, представителя ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихоновой О. АнатО. к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга о признании незаконными и отмене распоряжений главы об исключении из реестра молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключении молодой семьи из числа участников программы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства», возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты, восстановлении семьи истца в числе участников подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства», восстановлении семьи истца в реестре молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий,

установил:

истец Тихонова О. АнатО. обратилась в суд с иском к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга о признании незаконными и отмене распоряжений главы об исключении из реестра молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключении молодой семьи из числа участников программы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства», возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты, восстановлении семьи истца в числе участников подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства», восстановлении семьи истца в реестре молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В обоснование иска истец указала, что 09.08.2010 она семье из двух человек (супруг Т.А.С.) обратилась в Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по программе «Молодая семья». 15.09.2010 распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга < № > истец с супругом семьей из двух человек были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет. В связи с рождением < дд.мм.гггг > ребенка Т.Д.А., распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга < № > от 23.03.2012 в состав семьи был включен еще один человек Т.Д.А. В связи с расторжением брака, 31.03.2015 на основании заявления истца и ее бывшего мужа распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга < № >Т.А.С. был исключен из участников программы «Жилище». 01.06.2015 на основании заявления истца в связи с достижением возраста 36 лет семья истца (истец и ее дочь) были включены в состав участников подпрограммы «Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий». 27.05.2021 распоряжениями главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга №< № > и < № > семья истца была исключена из реестра молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и исключена из числа участников подпрограммы. Истец считает данные распоряжения незаконными, так как истец считает, что они являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий с момента включения в список их дочери. Не должны отвечать за действия работников Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, так как ежегодно подавали все необходимые документы.

На основании изложенного, истец просила суд признать незаконным распоряжение главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга < № > от 27.05.2021, которым молодая семья Тихоновой О. АнатО. исключена из числа участников подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года»; обязать Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга восстановить Тихонову О. АнатО. семьей их двух человек в числе участников подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года»; признать незаконным распоряжение главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга < № > от 27.05.2021, которым молодая семья Тихоновой О. АнатО. исключена из числа реестра молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий; обязать Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга восстановить Тихонову О. АнатО. семьей их двух человек в реестре молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий; обязать Администрацию г. Екатеринбурга выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства».

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что с самого начала при постановке на учет семьи истца работником Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга была допущена ошибка и неверно посчитана площадь приходящейся площади на каждого члена семьи. Семья истца не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий. Выяснили это лишь в 2021 году при передаче документов на получение сертификата.

Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, сопоставив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд пришел к следующему.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Судом установлено, подтверждается представленными суду доказательствами, а именно материалами учетного дела, что распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга от 15.09.2010 < № > семья Тихоновых составом 2 человека (Т.А.С. - супруг, Тихонова О. АнатО. - супруга) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга от 10.08.2011 < № > «О признании молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы и участниками подпрограммы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы» молодая семья Тихоновой О.А. признана участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1487-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы».

Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга от 18.05.2020 < № > «О признании молодых семей участниками подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» молодая семья Тихоновой О.А. признана участницей подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года».

Как следует из пояснений представителя ответчика и не опровергнуто истцом, при проверке учетного дела Комитетом по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга выявлено, что в соответствии с Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 31.03.2021 N° 215-П «Об утверждении списка молодых семей - получателей региональной социальной выплаты в 2021 году» семья Тихоновых включена в список молодых семей - получателей региональной социальной выплаты в 2021 году.

Семья Тихоновых на дату признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий проживала по адресу: < адрес > комнате жилой площадью 14,7 кв. м в трехкомнатной квартире общей площадью 63,3 кв. м. Комната жилой площадью 14,7 кв. м. принадлежала на праве собственности Т.А.С.

В целях предотвращения нецелевого расходования бюджетных средств на заседании комиссии по ведению учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма (далее - комиссия) 26.05.2021 рассмотрен вопрос исключения семьи Тихоновой из числа участников подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», реестра молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и, в связи с неправомерным признанием молодой семьи Тихоновых нуждающейся в улучшении жилищных условий, принято решение исключить молодую семью Тихоновой О. АнатО., составом семьи 2 человека, из числа участников подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» и из реестра молодых семей нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга < № > от 27.05.2021 молодая семья Тихоновой О. АнатО. исключена из числа участников подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года».

Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга < № > от 27.05.2021, молодая семья Тихоновой О. АнатО. исключена из числа реестра молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Суд приходит к выводу, что данные распоряжения являются незаконными по следующим основаниям.

На дату признания молодой семьи Тихоновых нуждающейся в улучшении жилищных условий предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья было урегулировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N° 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы», Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N° 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее - Правила), Постановлением Главы Екатеринбурга от 15.10.2007 N° 4581 «Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья за счет средств бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» в 2007 - 2010 годах».

В соответствии с пунктом 5 Правил участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» могла быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу пункта 6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимались молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является обеспеченность заявителя общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, установленной решением органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Постановлением Главы города Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург», установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования «город Екатеринбург», исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 кв. м обшей площади на одного человека.

Согласно статей 41 - 43 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику изолированного жилого помещения в коммунальной квартире наряду с принадлежащим ему помещением принадлежит также доля в праве на общее имущество коммунальной квартиры (кухня, ванная, коридор, т.д.). Государственную регистрацию права общей собственности на общее имущество коммунальной квартиры законодатель не предусмотрел. Право общей долевой собственности на общее имущество коммунальной квартиры возникает в силу приобретения на праве собственности жилого помещения в коммунальной квартире. При этом частью 1 статьи 42 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что доля каждого собственника жилого помещения в коммунальной квартире в праве на общее имущество в данной квартире пропорциональна размеру принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения в квартире.

Таким образом, эквивалент обшей площади жилого помещения, занимаемого Тихоновыми, составлял 20,54 = (14,7 * 63,3/45,3) кв. м., то есть обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляла более учетной нормы (20,54 кв. м/2 человека = 10,27 кв. м).

При таких обстоятельствах суд соглашается с выводами представителя ответчика о том, что по состоянию на 15.09.2010 истец и ее семья не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий и не могли быть поставлены на учет по состоянию на 15.09.2010.

Однако, судом установлено, что распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга < № > от 23.03.2012 в состав семьи истца была включена дочь Т.Д.А.< дд.мм.гггг > года рождения.

Таким образом, с момента рождения Т.Д.А.< дд.мм.гггг > семья истца стала нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как на каждого члена семьи приходилось менее учетной нормы жилой площади (20,54/3=6,85 кв.м. на человека).

При таких обстоятельствах с 14.01.2012 основания для исключения семьи истца по п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации отпали.

Судом установлено, что в связи с расторжением брака, 31.03.2015 на основании заявления истца и ее бывшего мужа распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга < № >Т.А.С. был исключен из участников программы «Жилище».

Следовательно, с момента исключения из состава семьи истца ее бывшего супруга, семья истца вновь перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как на каждого члена семь вновь приходилось общей жилой площади более 10 кв.м..

Согласно п. 2 ч. 1. ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые истцом распоряжения являются незаконными, так как у ответчика не было оснований снимать истца с учета по п. 6. ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, оба оспариваемых истцом распоряжения признаются судом недействительными.

Таки как данные распоряжения признаны судом недействительными, истец семьей из двух человек подлежит восстановлению в числе участников подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» и в реестре молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Что касается требований истца обязать Администрацию г. Екатеринбурга выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства», то данные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как следует из положений Постановления Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1296-ПП (ред. от 30.09.2021) "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", списки граждан - получателей социальных выплат для обеспечения жильем в текущем финансовом году: 1) формируются Фондом на основании списков граждан - участников Подпрограммы 1 в течение 60 календарных дней после принятия закона Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (или закона Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год); 2) утверждаются приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В списки граждан - получателей социальных выплат для обеспечения жильем в первую очередь включаются граждане - участники Подпрограммы 1, имеющие трех и более одновременно рожденных детей. В списки граждан - получателей социальных выплат для обеспечения жильем не включаются граждане, имеющие трех и более детей, получившие социальную выплату взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.

Принимая во внимание, что на текущий финансовый год истец из списков была исключена, финансирование ее сертификата в бюджет не заложено, оснований для возложения обязанности выдать данный сертификат не имеется. Данные требования заявлены преждевременно.

Доказательств обратного суду не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Тихоновой О. АнатО. к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга о признании незаконными и отмене распоряжений главы об исключении из реестра молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключении молодой семьи из числа участников программы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства», возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты, восстановлении семьи истца в числе участников подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства», восстановлении семьи истца в реестре молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий удовлетворить в части.

Признать незаконным распоряжение главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга < № > от 27.05.2021, которым молодая семья Тихоновой О. АнатО. исключена из числа участников подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года».

Обязать Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга восстановить Тихонову О. АнатО. семьей их двух человек в числе участников подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года».

Признать незаконным распоряжение главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга < № > от 27.05.2021, которым молодая семья Тихоновой О. АнатО. исключена из числа реестра молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга восстановить Тихонову О. АнатО. семьей их двух человек в реестре молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение будет составлено в течение пяти рабочих дней.

Судья А.Л. Никулина.

Мотивированное решение составлено 20.10.2021.

Судья А.Л. Никулина.