ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3981/2022 от 18.10.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-3981/2022

44RS0001-01-2022-004964-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2022 года г. Кострома, ул. Долматова, 14

Свердловский районный суд г.Костромы в составе:

председательствующего судьи Ковунева А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2, с участием представителя прокуратуры ФИО3, представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вохомского района в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании обеспечить медицинскими изделиями,

у с т а н о в и л:

Вохомский районный прокурор обратился в Свердловский районный суд г.Костромы с иском в интересах ФИО1 с указанными требованиями, в обоснование которых указывает, что Прокуратурой района на основании заявления ФИО1 по вопросу необеспечения ее в полном объеме средствами диагностики (тест-полосками для глюкометра), как лица, страдающего заболеванием ..., проведена проверка и установлено следующее.ФИО1, <дата> года рождения, состоит на учете у .... Согласно выписке из медицинской карты ...ФИО1 назначен лекарственный препарат: .... В связи с наличием указанного заболевания ФИО1 необходим ежедневный контроль уровня сахара в крови. Согласно информации, представленной ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница», ФИО1....ФИО1, как лицо, ..., бесплатно. На основании изложенного просят: Обязать Департамент здравоохранения <адрес> организовать бесперебойное обеспечение ФИО1, <дата> года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: 157760, <адрес>, медицинскими изделиями в виде тест-полосок для определения сахара в крови в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, ранее в адрес суда направляла ходатайство, в котором просила рассматривать гражданское дело в своё отсутствие, исковые требования поддержала.

Представитель прокуратуры г.Костромы, действующая по поручению Вохомской межрайонной прокуратуры, ФИО3 исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенном в иске.

Представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признала, полагала, что поскольку на территории Костромской области действует региональное законодательство, исходя из которого тест-полосками лица, старше 18 лет не должны обеспечиваться, поэтому требования не подлежат удовлетворению.

Третье лицо ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Согласно ст. ст. 37, 43 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).

В силу ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1).

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 5 ч. 2).

В соответствии со ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года N 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний, включающий в том числе сахарный диабет.

Данное заболевание поименовано и в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N 890.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

Разделом V Программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Согласно разделу VIII Программы территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Аналогичные положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 года N 1610, а так же Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 года N 2505, согласно разделу V которых источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.

Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

Пунктом 4 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. ч. 2, 4 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ«О государственной социальной помощи»).

Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством РФ.

В силу п. п. 1, 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с подп. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:

организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2020 года № 648-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов.

В соответствии с п. 37 данной программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В п. 40 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Постановлением Администрации Костромской области от 27.12.2021 года N 639-а, определено, за счет средств областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.

В соответствии с положениям ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Как следует из материалов дела ФИО1, <дата> г.р., состоит на учёте с диагнозом ...

В соответствии со стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата> N 748, определено, что диагностика для лечения данного заболевания входит в ту медицинскую помощь, которая оказывается больным, в том числе медицинскими изделиями для определения глюкозы крови

Исходя из указанного, тест-полоски являются медицинскими изделиями, применяемыми для определения и регулирования уровня ... с приказом Минздрава РФ от 09.11.2012 № 858н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете».

Согласно ответа ОГБУЗ Вохомская межрайонная больница от <дата> года ...ФИО1 не обеспечивалась, так как они не закупались Департаментом здравоохранения Костромской области и в ОГБУЗ «Вохомской межрайонная больница» не поступали.

Факт необеспечения ФИО1... в необходимом количестве по медицинским показаниям, о чем заявлено стороной истица в обоснование требований, ответчиком не оспаривался в ходе рассмотрения дела.

В своих возражения на исковое заявление ответчик ссылается на то обстоятельство, что в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, который является приложением к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, а так же в аналогичном Перечне в ранее утвержденной программе на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, средства диагностики тест-полоски для определения сахара в крови предусмотрены только для детей до 18 лет.

Вместе с тем суд не может согласиться с данными доводами ответчика, поскольку вышеуказанным Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата> N 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови как детей, так взрослых, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.

И по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация права граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета, осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации. Федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование данной государственной гарантии за счет собственного бюджета на основании соответствующего перечня, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан федеральным законодательством не предусмотрено.

Учитывая социально значимое заболевание, которым страдает ФИО1..., гарантии бесплатного обеспечения медицинскими изделиями при данном заболевании, суд полагает, что отказ в обеспечении данными медицинскими изделиями в необходимом количестве не соответствует требованиям законодательства.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ч. 1 ст. 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (п. 1 ч. 4 ст. 81).

В связи с изложенным, ограничение круга лиц, которые подлежат обеспечению ..., не отвечает требованиям закона, в связи с изложенным возражения ответчика в данной части по существу исковых требований, со ссылкой на постановление Администрации Костромской области от 23.12.2019 года № 511-а, а так же постановление Администрации Костромской области от 29.12.2020 года № 648-а и на Постановлением Администрации Костромской области от 27.12.2021 года N 639-а не могут быть приняты во внимание при разрешении требований заявленных прокурором в интересах ФИО1

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и возложения на Департамент здравоохранения <адрес> обязанности организовать обеспечение ФИО1 тест-полосками для определения уровня сахара в крови в необходимом количестве по медицинским показаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Вохомского района в интересах ФИО1 удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать бесперебойное обеспечение ФИО1, <дата> г.р., медицинскими изделиями - тест-полосками для определения уровня сахара в крови в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Ковунев А.В.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 21.10.2022 года.