ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3985/2021 от 21.09.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2-3985/2021

41RS0001-01-2021-005074-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Петропавловск-Камчатский 21 сентября 2021 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Плотникова А.И., при секретаре Юсубовой С.И., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица КГУП «Камчатский водоканал» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску межрегиональной общественной организации «Экологическая безопасность» к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

МОО «Экологическая безопасность» обратилось в суд с иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в котором, окончательно сформулировав заявленное требование, просило возложить на ответчика обязанность по принятию мер по прекращению сброса неочищенных ливневых и сточных вод на рельеф местности на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010110:197 и проведению на нем рекультивационных работ в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование указало, что в ходе проведения рейдовых мероприятий установлен сброс неочищенных ливневых и сточных вод на рельеф местности на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010110:197. В добровольном порядке ответчик отказался устранить данные нарушения. Ссылаясь на нарушение ответчиком обязанности по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, что создает угрозу причинения вреда здоровью неопределенному кругу лиц, обратилось в суд с настоящим иском.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленное требование по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно указал, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, поскольку обязанность по организации мероприятий по охране земель, входящих в состав городского округа и государственная собственность на которые не разграничена, входит в ее полномочия.

Представитель ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Карпекина Е.В. в судебном заседании полагала заявленный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Указала на отсутствие соответствующих полномочий у органа местного самоуправления, поскольку выпуски ливневых и сточных вод, расположенные на спорном земельном участке, в реестре муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа не значатся.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КГУП «Камчатский водоканал» ФИО3 полагал заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина в судебном заседании участия не принимало, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы дела об административном правонарушении № 5-460/2021, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Пунктом 7 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ установлен запрет на сброс сточных, в том числе дренажных, вод в границах водоохранных зон.

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной п. 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Как следует из ст. 43.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Согласно ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в том числе, органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.

Согласно подп. 12 п. 1 ст. 11 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, должностными лицами Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, на основании приказа врио руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 1159 от 30 сентября 2020 года, в период с 1 октября 2020 года по 31 декабря 2020 года проведены рейдовые осмотры земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010110:197, расположенного в <...> в водоохранной зоне Авачинской губы, по результатам которых составлены акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 18-57/2020 от 21 октября 2020 года и акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 18-64/2020 от 13 ноября 2020 года.

Согласно акту осмотра № 18-57/2020 от 21 октября 2020 года с 17 час. 00 мин. до 17 час. 40 мин. проведен визуальный осмотр земельного участка кадастровый № 41:01:0010110:197, находящегося в г. Петропавловске-Камчатском на ул. Мишенной. На осмотренном земельном участке, расположенном в водоохраной зоне Авачинской губы, на расстоянии 3 м от забора ООО «Терминал «Сероглазка»» и 18 м от уреза воды, 16 м от центральной дороги по направлению к воде Авачинской губы, расположен выпуск сточных вод, предположительно из ливневой канализации (условно выпуск № 1), на расстоянии 14 м от забора ООО «Терминал «Сероглазка» и 22 м от уреза воды, 12 м от центральной дороги по направлению к воде Авачинской губы расположен выпуск сточных вод, предположительно из ливневой канализации (условно выпуск № 2), на расстоянии 2 м от забора и 36 м от уреза воды, расположен колодец ливневой канализации. Сточные воды из выпусков № 1 и № 2 изливаются на прибрежную полосу Авачинской губы с последующим стеканием в водный объект.

Актом осмотра от № 18-64/2020 от 13 ноября 2020 года зафиксировано, что 13 ноября 2020 годас 10 час. 20 мин. до 12 час. 00 мин. проведен визуальный осмотр водоохранной зоны Авачинской губы, земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010110:197. Осмотрены колодцы ливневой канализации вдоль дороги по ул. Мишенной от поворота к ООО «Терминал Сероглазка» до памятника казакам. На левой стороне дороги (направление движения от остановки «Школа № 35» до «Сероглазка») по ул. Мишенной из под забора, расположенного вдоль тротуара, вытекает ручей «без названия». Вода в ручье чистая, следов загрязнения визуально не наблюдается, посторонние запахи отсутствуют. Ручей стекает примерно со стороны «Школы № 35», русло ручья проходит под поверхностью земли. Осмотром установлено, что русло ручья проходит по закрытому бетонному желобу, на осмотренном участке, визуально не обнаружено сбросов сточных вод в ручей. Ручей заходит под дорожное полотно в колодец ливневой канализации, что визуально наблюдается через решетку ливневой канализации, расположенной на дороге по ул. Мишенной напротив земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010117:170. Далее вода ручья «без названия» проходит под дорожным полотном и вытекает из выпусков №№ 1, 2, впоследствии, впадая в акваторию бухты Сероглазка Авачинской губы. В случае выпадения осадков, загрязненные сточные воды с дорожного покрытия и воды ручья «без названия» будут смешиваться и попадать в акваторию бухты Сероглазка Авачинской губы без очистки. Данный факт был установлен экспериментально, путем добавления в колодец ливневой канализации красителя и отслеживания стока.

Согласно заключению эксперта № 07 от 18 января 2021 года, специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» ЦЛАТИ по Камчатскому краю 23 декабря 2020 года произведен отбор проб сточных вод из выпусков №№ 1, 2, по результатам анализа которых составлены протоколы результатов анализа сточных вод № 165С-4-20 и № 166С-4-20 от 29 декабря 2020 года. По результатам анализа установлено, что в пробах сточных вод, отобранных из выпусков №№ 1, 2, превышено содержание загрязняющего вещества (железа): в пробе из выпуска № 1 - в 3 раза (средняя концентрация 0,151 мг/л); в пробе из выпуска № 2 - в 2,54 (средняя концентрация 0,127 мг/л). Водоток без названия, неизвестного происхождения, заходит под дорожное полотно на ул. Мишенной в водопропускной коллектор, непосредственно соединенный с ливневой канализацией дороги. С целью определения соединения вод водотока без названия с водами ливневой канализации в коллекторах под дорожным полотном по ул. Мишенной, проведено исследование на основе трассерного эксперимента с использованием флуоресцентного красителя «Уранин А». Приготовлен рабочий раствор трассера, который добавлен в колодец ливневой канализации на проезжей части ул. Мишенной (координаты 53°02"57,538"СШ, 158°36"52,621"ВД), что привело к окрашиванию в ярко-зеленый цвет вод, вытекающих на береговую полосу из выпуска № 1. В результате исследования подтвердилось, что воды ливневой канализации дороги по ул. Мишенной поступают в выпуск № 1, изливаются на земельный участок 41:01:0010110:197 и стекают в бухту Сероглазка Авачинской губы. Таким образом, сточные воды ливневой канализации по ул. Мишенной без очистки поступают в водоток без названия и далее, через выпуск № 1 на береговую полосу бухты Сероглазка и в саму бухту. Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа нарушаются требования к охране водного объекта - бухты Сероглазка Авачинской губы, которые могут повлечь его загрязнение, что выражается в осуществлении в нарушение ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброса в водный объект сточных вод, содержание в которых загрязняющих веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, а именно, содержание железа в сточных водах выпусков № 1 и № 2 превышает нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ водных объектов рыбохозяйственного значения, установленные приказом Минсельхоза от 13 декабря 2016 года № 522.

В Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010110:197 отсутствуют. Государственная собственность на вышеуказанный земельный участок не разграничена, он входит в состав земель Петропавловск-Камчатского городского округа, в связи с чем подлежит защите и охране со стороны администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

Оценив представленные в материалах дела доказательства с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, установив обстоятельства дела, свидетельствующие об осуществлении сброса неочищенных ливневых и сточных вод на рельеф местности на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010110:197, суд, проанализировав приведенный положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности по организации мероприятий по прекращению данного сброса и последующему проведению на данном земельном участке рекультивационных работ. При этом суд учитывает, что сброс неочищенных ливневых и сточных вод на рельеф местности на спорном земельном участке нарушает требования природоохранного законодательства, и может повлечь создание неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в Петропавловск-Камчатском городском округе.

Доводы ответчика о том, что соответствующие выпуски ливневых и сточных вод, расположенные на спорном земельном участке, в реестре муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа не значатся, не могут служить основанием для принятия иного решения по делу, поскольку не освобождают администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа от обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах Петропавловск-Камчатского городского округа.

Согласно ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Принимая во внимание требования разумности, сохранения баланса прав, обязанностей и законных интересов сторон, обязанностей и законных интересов сторон, а также неопределенного круга лиц, учитывая негативное воздействие выявленных нарушений на окружающую среду, конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, суд полагает необходимым установить ответчику срок для выполнения возлагаемой на него обязанности шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск межрегиональной общественной организации «Экологическая безопасность» удовлетворить.

Возложить на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность по организации мероприятий по прекращению сброса неочищенных ливневых и сточных вод на рельеф местности на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010110:197 и последующему проведению на данном земельном участке рекультивационных работ в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 28 сентября 2021 года.

Председательствующий подпись А.И. Плотников

Копия верна

Председательствующий А.И. Плотников

Подлинник решения находится в деле

Петропавловск-Камчатского городского суда

Камчатского края № 2-3985/2021